рефераты бесплатно

МЕНЮ


История развития банковского дела в России

обращение денег не исчезло полностью даже из области принудительных закупок

сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что, изымая в порядке

продразверстки продукты, продотряды производили платежи крестьянам по

твердым ценам, которые были в тысячи раз ниже рыночных. Кроме того,

продразверстка в отдельных районах не охватывала некоторые виды

сельскохозяйственной продукции (яйца, мясо, молоко, творог и другие

скоропортящиеся продукты). Такая продукция поступала на рынок, Она

закупалась государством по высоким, близким к рыночным ценам. В ряде

случаев промышленные предприятия закупали у крестьян продукцию по рыночным

ценам.

Несмотря на снижение роли денег, Правительство все же предпринимало

попытки регулировать денежное обращение в стране. Однако в мае 1919 г.

Правительство вынуждено было предоставить Народному банку право выпускать в

обращение денежные (расчетные) знаки в пределах действительных запросов на

их количество. Что бы как-то частично удовлетворить большую потребность

народного хозяйства в деньгах, Правительство пошло на такую меру как

разрешение использования облигаций ряда займов и купонов к ним в качестве

платежных средств. Наряду с централизованной эмиссией были распространены

местные эмиссии. Не получая месяцами подкреплений из центра, местные органы

власти становились на путь эмиссии различного рода денежных суррогатов. Эти

эмиссии проводились во многих местах. Дело доходило, с точки зрения

сегодняшнего дня, до курьезов. В некоторых районах Сибири, ввиду отсутствия

полиграфической базы, в качестве денег использовались винные этикетки.

Например, на этикетке «Коньяк ***» учинялись надписи «три рубля» и

«обеспечено», ставились печати местного органа власти и банка, и купюра

выпускалась в денежное обращение.

В 1920 г. была отменена плата за продукты питания и промтовары,

отпускаемые государством населению, а также за возможные почтово-

телеграфные услуги. Бесплатно предоставлялись услуги транспорта. Отменена

была оплата за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, деньги еще

больше потеряли свое значение. Они еще играли некоторую роль на свободном

рынке, однако и здесь применялся прямой обмен товаров, или роль денег

выполняли товары-заместители денег (соль, табак, водка, спички и др.).

Национализированные предприятия получали необходимое им сырье, топливо

продовольствие для своих рабочих, по существу, безвозмездно.

В советской республике была ликвидирована банковская система,

существовавшая в царской России, и в Российской советской социалистической

республике не осталось ни одного кредитного учреждения, и настойчиво

проводилась политика, направленная на уничтожение денежного обращения. [1;

с. 22-30]

Реформирование новой банковской системы

Для выхода из кризиса и подъема экономики следовало перейти от сугубо

централизованных методов управления экономикой к рыночным. Руководство

республики приняло решение о переходе к новой экономической политике —

нэпу. В решениях X Съезда ВКП(б) указывалось, что нэп — это особая политика

советского государства, допускающая в известных рамках деятельность

капиталистических элементов при наличии командных высот в руках

государства, рассчитанная на победу социалистических элементов над

капиталистическими, на постройку фундамента социалистической экономики.

Основой перехода к нэпу явилась замена продразверстки продналогом. Если

продразверстка периода военного коммунизма предусматривала практически

полное безвозмездное изъятие сельскохозяйственной продукции у

производителей в общегосударственные фонды на нужды армии, городского

населения и государственного аппарата, то продналог предполагал

дифференцированные по территориям нормы для сдачи государству части

сельскохозяйственной продукции по твердым ценам. Оставшуюся после взносов в

счет оплаты продналога продукцию крестьяне могли использовать по своему

усмотрению для обмена на любую продукцию промышленности. Это явилось мощным

стимулом к подъему сельского хозяйства.

В октябре 1921 г. Правительство учредило Государственный банк РСФСР, ему

было поручено развернуть кредитные операции, провести денежную ре форму, в

соответствии с которой было бы возможно в течение некоторого периода

обращение двух параллельных валют: твердой и подверженной обесценению. При

этом вторая должна была постепенно вытесняться из денежного обращения.

16 ноября 1921 г. Правление Государственного банка РСФСР начало свои

операции в Москве. К 1 января 1922 г., кроме Правления Банка,

функционировали четыре его филиала: Московская, Северо-западная (в

Петрограде) и Все-. украинская (в Харькове) конторы и одно отделение в

Нижнем Новгороде.

По решению Правительства с июля 1922 г. Госбанк РСФСР стал принимать

активное участие в заготовках и реализации хлеба.

Кредитование народного хозяйства в период нэпа осуществлялось в двух

формах: путем косвенного вексельного кредитования в виде учета векселей,

срочных кредитов под залог векселей и специальных текущих счетов под

векселя; посредством прямого целевого кредитования хозяйственных

организаций.

В 1922 г. по состоянию на 1 октября советские знаки по сравнению с

царскими деньгами 1913 г. обесценились в 100 тыс. раз. На практике это

означало, что при самых мелких покупках требовались огромные суммы денег.

Зачастую можно было наблюдать факты, когда на рынке «мешками» или, во

всяком случае, очень толстыми пачками совзнаков расплачивались за покупки

невысокие по своей реальной стоимости.

Большие затруднения возникли в связи с необходимостью вести счет в

астрономических цифрах. С целью упорядочения расчетов и подготовки де

нежной реформы Наркомфином был осуществлен ряд деноминаций денежных знаков.

Первая деноминация была проведена путем выпуска в обращение денежных знаков

образца 1922 г., когда 1 руб. приравнивался к 10 000 руб. денежных знаков

всех прежних образцов; вторая деноминация — путем обмена денежных знаков

образца 1923 г. достоинством в 1 руб. на 100 руб. образца 1922 г. Таким

образом, денежная масса была уменьшена в 1 млн. раз. В марте-апреле 1924

г., когда была завершена денежная реформа, 50 тыс. руб. образца 1923 г.

были обменены на 1 руб. казначейских билетов. В результате трех деноминаций

денежная масса в обращении была уменьшена в короткий срок в 50 млрд. раз.

Денежная система 1921—1922 гг. ввиду продолжающейся эмиссии и, как

следствие, обесценения совзнаков не могла обслуживать развивающийся в

условиях нэпа товарооборот. С переходом к нэпу, т. е. с лета-осени 1921 г.,

в частном обороте появилась и инвалюта. В этот момент советские деньги -

совзнаки - были основными, но не единственными средствами обращения. Самое

же главное заключалось в том, что советская валюта - совзнаки - не была

устойчивой валютой. Экономика диктовала необходимость реформирования

денежной системы.

Правительством 11 октября 1922 г. был принят декрет, предоставивший

Госбанку РСФСР право выпуска банковских билетов. Это решение ознаменовало

начало денежной реформы. Правительство указало, что реформа проводится в

целях увеличения оборотных средств Госбанка РСФСР для его коммерческих

операций в интересах урегулирования денежного обращения и исходя из наличия

реальных ценностей, накопленных банком для обеспечения эмитируемых банкнот.

Госбанк начал эмиссию банковских билетов в виде новой золотой денежной

единицы, получившей название «червонец». Так золотые деньги назывались еще

во времена Петра I.

С середины 1924 г. курс золота в монете и слитках, а также курс

иностранной валюты в червонных рублях на рынке установился и устойчиво

держался на уровне, соответствующем содержанию золота в червонце.

Правительство 5 февраля 1924 г. приняло декрет, которым объявило о выпуске

в обращение государственных казначейских билетов достоинством один, три,

четыре, пять рублей золотом.

В сентябре 1922 г. был утвержден Устав торгово-промышленного банка

первоначальным капиталом в 5 млн. золотом - Промбанка.

В ноябре 1922 г., как первый шаг в привлечении иностранного капитала,

для работы в приемлемых для него условиях, был учрежден Российский

коммерческий банк — Роскомбанк. Акционерный капитал банка был определен в

10 млн. руб. золотом (5146 тыс. долл.1).

В 1924 г. акции, принадлежащие шведским юридическим и физическим лицам,

были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком РСФСР. Основной капитал доведен

до 25 млн. руб. и Роскомбанк был преобразован в банк для внешней торговли —

Внешторгбанк СССР, которому было разрешено открыть контору в Ленинграде, а

также ряд отделений в промышленных центрах.

Исходя из задачи наиболее полной аккумуляции ресурсов кооперации и

кооперированного населения, а также лучшего кредитного обслуживания

кооперативных организаций, в феврале 1922 г. был организован Банк

потребительской кооперации - Покобанк. Через год Покобанк был преобразован

во Всероссийский кооперативный банк — Всекобанк, участниками которого

являлись кооперативные организации всех видов.

В 1925 г. начал свою работу Центральный банк коммунального и жилищного

строительства — Цекомбанк. Этот банк был организован с целью содействия

развитию жилищно-коммунального строительства и объединения деятельности

всех уже существующих городских банков. В начале 1925 г. был создан

Центральный сельскохозяйственный банк, образованием которого завершилось

организационное построение системы сельскохозяйственного кредита.

После смерти В. И. Ленина в 1924 г. разногласия по поводу новой

экономической политики усугубились борьбой ближайших его соратников за

лидерство в партии и в руководстве государством.

За четыре года новой экономической политики была восстановлена

разрушенная гражданской войной экономика и достигнут в основном довоенный

уровень производства. Закончился восстановительный период, начался период

реконструкции. Задача теперь заключалась в том, чтобы превратить Россию из

отсталой аграрной страны в индустриальную державу. Решающим здесь

становились реконструкция и расширение основных фондов промышленности.

Проходивший в декабре 1925 г. Съезд ВКП(б) предопределил решительный

курс на индустриализацию за счет немедленной и максимально возможной

мобилизации имеющихся ресурсов. Это в свою очередь предопределило первые

шаги по свертыванию нэпа. Наркомфин получил указание усилить налоговой

пресс на частный сектор экономики. Начиная с 1924 г., жесткие экономические

и административные меры привели к свертыванию производства на предприятиях,

принадлежавших частным лицам, и к постепенной ликвидации частной торговли.

В декабре 1929 г. законодательно было принято решение о реорганизации

управления промышленностью, согласно которому все государственные

предприятия переводились на хозяйственный расчет с выделением каждого из

них на самостоятельный баланс, с обязательством выполнения устанавливаемых

плановых заданий не только по количественным, но и по качественным

показателям. Это решение и решение об утверждении в том же 1929 г. первого

пятилетнего плана можно рассматривать как завершение периода новой

экономической политики и перехода к административно-командной системе

управления экономикой. [1; с. 31-46]

Функционирование «социалистической» банковской системы

Особенностью управления экономикой с помощью использования

административно-командных методов являлось детальное централизованное

планирование, включая планирование выдачи кредитов и связанное с ним

планирование денежного обращения. Централизованное планирование должно было

сочетаться с систематическим контролем за выполнением утвержденных заданий

и показателей.

Перестройку кредитной системы и законодательное закрепление ранее

проведенных мероприятий была призвана осуществить кредитная реформа. В

январе 1930 г. Правительство приняло решение о проведении кредитной

реформы.

Правительством было принято также решение, согласно которому

финансирование и кредитование капиталовложений во все отрасли народного

хозяйства были возложены на четыре специальных банка долгосрочных вложений:

Промбанк, Сельскохозяйственный, Торгбанк, Цекомбанк.

После кредитной реформы банковская система России стабилизировалась, и

ее структура не подвергалась существенным изменениям вплоть до начала

реформ, связанных с переходом от жесткого централизованного планирования

экономики к рыночным отношениям.

В апреле 1959 г. проведена реорганизация системы банков долгосрочных

вложений. Промбанку были переданы операции, ранее выполнявшиеся системой

Цекомбанка и местными коммунальными банками, а также частично

Сельхозбанком. Остальные операции этих банков перешли к Госбанку СССР. Ещё

ранее (в 1956 г.) Сельхозбанку и Цекомбанку были переданы также функции

ликвидированного Торгбанка. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк

финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).

Стройбанк был выведен из состава Министерства финансов СССР и подчинен

непосредственно Правительству. Банку были предоставлены права в области

финансирования, кредитования и расчетов в строительстве, которые ранее

имело Министерство финансов СССР. В 1963 г. в ведение Госбанка СССР были

переданы сберегательные кассы, находившиеся ранее в системе Министерства

финансов СССР. Это позволило сконцентрировать кредитные ресурсы и более

эффективно их использовать. На протяжении 60—70-х гг. и первой половины 80-

х гг. банковская система практически не изменялась. [1; с. 46-51]

Банковская система накануне экономической реформы 80—90-х гг.

В начале 80-х гг. XX в. банковская система Советского Союза отличалась

своей стабильностью. Она включала: Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР,

Внешторгбанк СССР, Стройбанк СССР и др. Госбанк СССР стал одним из

крупнейших банков мира. Он одновременно выполнял функции, присущие

эмиссионным, коммерческим, депозитным, инвестиционным, земельным,

сберегательным и другим банкам. Активы Госбанка СССР превышали совокупные

активы таких крупнейших банков мира, как Банк оф Америка, Ситибанк, Чейз

Манхэттен банк (США), Дойчбанк (ФРГ), Креди Лионне (Франция), Дайити Кангё

банк (Япония) и Барклайз банк (Англия).

Зарубежные банки с участием советского капитала и их филиалы

функционировали в ряде европейских и азиатских стран. В систему российских

заграничных банков входят: Московский народный банк(Moscow Narodny Bank,

Лондон); Евробанк (Eurobank, Париж); Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West-

Handelsbank, Франкфурт-на-Майне); Донаубанк (Donaubank, Вена); Ист-Вест

Юнайтед банк (East-West United Bank, Люксембург). Их суммарные активы

составляют около 6 млрд. долл.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами,

приводило к снижению эффективности общественного производства,

расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,

разбалансированности материальных и стоимостных пропорций.

В стране создавался избыточный, т. е. неудовлетворенный,

платежеспособный спрос, как у населения, так и у государственных

предприятий, однако инфляционные явления были скрыты, ибо государство

искусственно поддерживало цены на определенном уровне. Тенденция к

возрастающей инфляции вытекала из диспропорций, которые складывались в

структуре народного хозяйства.

В 1986 г. руководство страны вынуждено было открыто признать, что

экономика терпит крах и необходим переход от централизованного планирования

к рыночной экономике. Начались экономические реформы. Важное значение при

этом придавалось финансово-кредитной системе. В этих целях в июле 1987 г.

Центральным комитетом коммунистической партии СССР и Правительством СССР

было принято решение о совершенствовании системы банков в стране и усилении

их воздействия на повышение эффективности экономики. Ранее действующие

банки были преобразованы в новые государственные специализированные банки с

учетом особенностей сфер деятельности народнохозяйственных комплексов.

Реорганизованная банковская система в связи с попыткой преодолеть

экономический кризис не затрагивала основ государственного и общественного

устройства.

В процессе начатой в 1987 г. реформы банковской системы ставилась задача

перевести на самоокупаемости конторы и отделения государственных

спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы

управления банками. Это оказалось невозможным, прежде всего в связи с

отсутствием четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы

распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок.

Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с

нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени

способствовала меняющаяся ситуация в экономике. Правительство провозгласило

право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. [1; с.

52-55]

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали

упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской

деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной

системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений, сохранив

неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей

реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран. [2;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.