рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковский надзор и пути совершенствования в России

стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид

денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и

здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за

исключением незавершенного строительства). При этом установлено, что

неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна

превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в последующие годы.

В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка действующих

кредитных организаций по величине зарегистрированного

уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;

отслеживать, а в определенных случаях ограничивать максимальные границы

рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных (в том числе и

кредиты инсайдерам), процентных, рыночных и других рисков

(см. приложение № 1 );

контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с

банковской деятельностью.

Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством

управления банками. Так, органы надзора должны:

"удостовериться в том, что банки обладают системами информирования

руководства, которые позволяют последнему выявить концентрацию рисков в

рамках портфеля активов" (п. 9);

"убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой

управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за

правлением и высшим управлением)" (п. 13);

"выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая

соответствовала бы типу и масштабу их деятельности" (п. 14).

Такая система, в частности, предусматривает четкое разделение функций по

приему банковских обязательств, расходованию средств, ведению учета активов

и пассивов, защите активов, строгий внутренний аудит и пр.

Базельский комитет считает, что органы надзора должны поддерживать высокие

этические стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренное или

непреднамеренное использование банка криминальными структурами.

Наряду с возможностью получения, обработки и анализа необходимой информации

от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на

местах (инспектирование) и прибегать к услугам внешних аудиторов. В любом

случае "органы банковского надзора должны постоянно находиться в контакте с

банком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п.

17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то

же время в случае серьезных нарушений должны иметь возможность использовать

"соответствующие средства коррекции" (п. 22).

1.2 Международные стандарты в России

Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоединиться к "Базельским

основополагающим принципам эффективного банковского надзора". При этом

Центральный банк РФ исходил из того, что реализация этих принципов "имеет

чрезвычайно важное значение для создания в России эффективной системы

банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и

отвечающей интересам клиентов и вкладчиков банков" (Вестник банка России, №

41 (204), 1997, с.1).

Присоединение к этим принципам отнюдь не влечет за собой автоматического

улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подходов к

банковскому надзору в России, которая связана, в частности, с ужесточением

ряда нормативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского учета,

созданием новой системы формирования резервов на возможные потери по ссудам

и многое другое.

Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены

в самом надзоре. Переосмыслению должны подвергнуться, в первую очередь,

основы банковского надзора. На первый план выдвигается принцип

"конструктивного сотрудничества", определяемый пониманием не только

объективного существования тесных взаимосвязей между коммерческими банками

и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой

частью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыночных условиях они

либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк может

обеспечить реализацию стоящих перед ним задач (устойчивость национальной

денежной единицы, эффективное функционирование платежной системы и многое

другое, без чего немыслима здоровая экономика) только при наличии прочного

банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благодаря ему.

Банки в процессе оценки условий наиболее выгодного размещения активов,

формирования своего кредитного портфеля решают важнейшую макроэкономическую

задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя

зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельности

лишает экономику этого существенного для рыночного хозяйства механизма.

Следовательно, должны быть и разумные границы надзора (доминирование

принципа "не навреди").

В свою очередь, коммерческие банки объективно заинтересованы в максимальном

общественном доверии к ним, в основе которого — их надежность и

стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивилизованное

регулирование банковской деятельности. Коммерческие банки и Центральный

банк — "зеркальное отражение друг друга". Их деятельность и интересы

переплетаются. Эффективная банковская система не может существовать в

условиях их противоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не

должен становится на излишне жесткие позиции, а коммерческим банкам

желательно понять, что надзор в конечном итоге положительно отражается на

их коллективных долговременных интересах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды

общественными" деньгами — его капитал сформирован на основе акций или паев,

а на счетах находятся средства клиентов;

ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества (воздействуя на

объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую экономическую

конъюнктуру);

особым доверительным характером отношений между коммерческими банками и их

клиентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская

система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и

перераспределению временно свободных денежных средств в обществе, а сами

банки будут недополучать значительные прибыли;

наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской

деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести рынок или

его отдельных агентов из состояния равновесия;

возможностью лишь на общегосударственном уровне обеспечить систему гарантий

надежности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию

стабильности на денежно-кредитных рынках.

Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух

функций: превентивной и защитной.

Первая нацелена на то, чтобы не допустить краха отдельных банков или

дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или

локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все

же произошли. Она состоит из системы мер реальной помощи банкам, попавшим в

сложную финансовую ситуацию, и системы гарантий депозитов, направленных на

защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.

Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с

проблемными банками: перейти от помощи в выявлении и оценке проблем,

поисков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организационно-

управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных

условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения.

Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в

затруднительное положение банков могут быстро трансформироваться в проблемы

платежеспособности, поскольку ускоренная реализация долгосрочных активов

(нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьезные потери капитала и

может вызвать усугубление финансового положения вплоть до банкротства. Это,

в свою очередь, может сопровождаться для общества значительно большими

издержками, чем своевременное оказание необходимой и адекватной помощи

проблемному банку.

Основным критерием оценки качества надзора должно стать поддержание

абсолютного доверия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным

целям второго порядка — поддержание общей стабильности, предотвращение

банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы

включить:

фактическое обеспечение безопасности вкладов физических лиц;

борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от

нормы;

отслеживание незаконных банковских сделок организациями и лицами, не

имеющими на это лицензии (например, "черный нал"), недобросовестной

рекламы, ограничений конкуренции, несвоевременности зачисления средств на

счета клиентов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны.

Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной

стороны, отсутствие реального механизма защиты вкладов населения обходится

банковской системе в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл.,

находящихся на руках людей, недоверяющих банкирам. С другой стороны, защита

вкладов населения, по существу, означает ограждение коммерческих банков от

риска массового изъятия денег в случае временных трудностей или паники и в

целом уменьшает риск системного кризиса.

Главное содержание банковского надзора, на мой взгляд, должно быть

переориентировано с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни

были) на оценку общей степени концентрации совокупных банковских рисков. К

их числу помимо кредитных рисков и рисков потери ликвидности относятся

процентные, биржевые, валютные, организационные и ряд других, надзор за

которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не

означает усложнения или увеличения объема отчетности коммерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организационных рисков,

связанных с качеством управления кредитных учреждений. Не секрет, что

разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их

управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров.

Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков,

связанных с потенциальной криминализацией банков. А ведь давно стало

понятно, что привлечение и использование средств из сомнительных

источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения

сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость

кредитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и

содержании банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по

воробьям" без серьезной перестройки его инструментария.

Рационализация форм и методов банковского надзора, на мой взгляд, должна

исходить из необходимости:

упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "прозрачности" банка и

без потери информативности;

удешевления (и одновременно повышения их качества и личной ответственности

проверяющих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок

с одновременным переносом их основной тяжести на специализированные

аудиторские фирмы, получающие задания на проверки в территориальных

управлениях. Центрального банка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна

полностью ложиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные

законодательно закрепленные правила деятельности);

полной открытости банковского надзора общественности: серьезные изменения в

нем должны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими

союзами;

максимальной гибкости: любые "модернизации" в банковской деятельности

должны в кратчайшие сроки находить отражение в надзоре. Так,

распространение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует особых

подходов к выяснению новых банковских рисков, новых методов их учета и

регулирования.

Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в

ходе становления экономических структур развитых стран, позволит

сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность

со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых

немыслимо современное рыночное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной

деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172

УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства

возможно исследовать только следственным путем".

Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной

службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству

следственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-

Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории

Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через

корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые

нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств

Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не

поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой

деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд

руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего

законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных

средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".

Кроме того, выявлено, что упомянутые банки открывали у себя счета

российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и

Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к

деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,

состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой

сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются

подсистемы по разным признакам:

размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

организационно-правовой форме (акционерные, паевые);

преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-

импортные и пр.);

принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент

общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным

закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.

В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:

надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;

надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи,

а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального

банка.

Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности

денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем

постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия

своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму

ранней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в

России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных

организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем

создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых

операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе

участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны

располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на

соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть

устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,

соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не

иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными

внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования

Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому

направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля

(внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях

в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля

которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку

России обо всех изменениях в персональном составе руководителей

исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на

данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к

данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на

подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных

организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности

банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в

территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе

с балансами следующие сведения:

об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и

остатках средств на счетах «Ностро»;

об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных

организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных

организациях депозитах;

о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций

депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в

территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с

отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до

10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в

территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам

«Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление

кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в

рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как

резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.