Практическое применение космонавтики
заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с магнитным полем
Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По результатам наблюдений
получена новая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях,
потоках микрометеорных частиц вдоль орбиты ДОС. Материалы с результатами
геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении,
либо доставлялись с помощью специальных СГК. Постоянно ведутся съемки
различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на
коммерческой основе) с целью исследования природных ресурсов Земли и
окружающей среды.
Эксперименты по космической технологии проводились на
электронагревательных установках отечественного и зарубежного производства.
Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металлических
сплавов в условиях невесомости и получение кристаллов полупроводниковых
материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факторов открытого
космического пространства на различные материалы и элементы
электрорадиосистем.
Постоянно проводятся эксперименты, направленные на дальнейшее
совершенствование космической техники, проверку конструкторско-
технологических решений и испытания, новых образцов, включая монтажно-
сборочные работы. Сюда же относятся исследования динамических характеристик
ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало
испытание индивидуального средства передвижения космонавта в открытом
космосе. Испытательные полеты на «космическом кресле» успешно провели А.А.
Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый
космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кристалл».
Был проведен оригинальный эксперимент (на грузовом корабле «Прогресс М-
15») по развертыванию в космосе крупногабаритного бескаркасного пленочного
отражателя. Такие отражатели могут использоваться в качестве солнечного
паруса для создания тягового усилия или для освещения районов земной
поверхности отраженным солнечным светом.
Выполнены многочисленные биологические исследования жизненного цикла и
изменений в развитии высших растений и животных в условиях космического
полета. Проводились эксперименты по электрофоретическому разделению и
очистке биологически активных веществ и лекарственных препаратов. Получены
и доставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соединений для
последующего использования в фармакологии.
На станции постоянно ведутся медицинские эксперименты, наблюдения и
исследования по дальнейшей оценке влияния невесомости и других факторов
космического полета на организм человека. Апробирована и доведена до
практического использования созданная в нашей стране система
профилактических предполетных, полетных и реадаптационных мероприятий,
включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и
орбитальных тренировок.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Международная космическая станция (МКС) - крупнейший научно-технический
проект современности. В нем участвуют США, Россия, Европейское космическое
агентство (членами которого являются 14 стран), Япония и Канада.
Хотя Россия подключилась к этому проекту позже других участников, но ее
роль сразу же стала одной из ведущих. Ведь только российская космонавтика
обладает опытом более чем 30-летней эксплуатации орбитальных станций.
Только в России практически решена проблема длительных пилотируемых полетов
, в том числе и ее медико-биологические аспекты, что позволяет космонавтам
без ущерба для здоровья переносить многомесячное воздействие невесомости. И
к тому же только Россия имеет в своем распоряжении действующую постоянно
обитаемую орбитальную станцию "Мир", на которой можно в реальных условиях
осуществлять практическую подготовку космонавтов к будущей работе на МКС.
Основные направления использования МКС на качественно новом уровне
продолжат работы, проводимые на станции "Мир" , и включат в себя
фундаментальные медико-биологические исследования, производство
высокотехнологичных материалов и биопрепаратов, изучение поведения
организма человека в условиях длительного космического полета,
фундаментальные исследования микрогравитации, астрофизические исследования,
изучение атмосферы и .поверхности Земли в интересах фундаментальных наук и
прикладных целей, строительство в космосе крупных сооружений для различных
исследований и межпланетных перелетов .
После завершения полной сборки масса МКС превысит 400 тонн, а объем ее
герметичных отсеков составит более 1100 м3. Длительность эксплуатации МКС
предполагается не менее десяти лет. При этом на станции будет постоянно
находиться экипаж в количестве семи человек (из них три места выделено для
России).
На этапе создания экипаж МКС будет состоять из трех человек, В ноябре
1997 года РКА и ПАСА определили первые четыре экипажа для многомесячных
экспедиций на МКС.
В экипаж первой экспедиции вошли: капитан 1-го ранга ВМС США Уильям
Шепперд (командир МКС и космонавт-исследователь корабля "Союз"), полковник
ВВС России Юрий Гидзенко (командир корабля "Союз" и пилот МКС) и Сергей
Крикалев (бортинженер корабля "Союз" и МКС).
Первый; экипаж отправится на МКС на российском корабле "Союз", а его
смена (второй экипаж) прибудет туда; на американском корабле: "Спейс -
Шаттл".
В составе экипажа второй экспедиции российский космонавт Юрий Усачев
(командир), полковник сухопутных войск США Джеймс Восс и подполковник ВВС
США Сьюзан Хелмс.
Экипаж третьей экспедиции, как и первой, прибудет на МКС на корабле
"Союз". В составе этого экипажа капитан первого ранга ВМС США Кеннет
Бауэрсокс, полковник ВВС России Владимир Дежуров и еще один российский
космонавт Михаил Тюрин (единственный из всех членов экипажей, еще не
летавший в космас).
В экипаже четвертой экспедиции полковник ВВС России Юрий Онофриенко,
подполковник ВМС США Карл Уолз и капитан первого ранга ВМС США Дэниел Берш.
Этот экипаж, как и второй, будет доставлен на МКС на корабле "Спейс –
Шаттл", а возратится на Землю на корабле "Союз".
Таким образом, колличество российских космонавтов и американских
астронавтов в экипажах первых четырех основных экспедиций поделено поравну.
При подготовке к палетам дублером первого экипажа является третий экипаж, а
дублером второго – четвертый.
Совместные полеты как первый этап создания международной станции.
17 июня 1992 года между Россией и США было заключено соглашение о
сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях. В
соответствии с этим соглашением РКА и НАСА разработали совместную программу
"Мир – Шаттл", состоящую из трех взаимосвязанных проектов: полетов
российских космонавтов на американском корабле "Спейс – Шаттл", полета
американских астронавтов на российской космической станции "Мир" и
совместного полета, включающего сближения и стыковку корабля "Спейс –
Шаттл" со станцией "Мир". Исполнительное соглашение между РКА и НАСА о
сотрудничестве в области пилотируемых полетов было подписанно 5 октября
1992 года.
Рассмотрение дальнейших направлений возможного сотрудничества привело к
перспективам объединения национальных программ по созданию н6овых
орбитальных станций ("Мир – 2" в России и "Фридом" в США). В соответствии с
решениями российско-американской комиссии по энергетике и космосу от 2
сентября 1993 года специалисты обеих стран подготовили детальный план работ
по Международной космической станции (МКС), определив ее общую
конфигурацию, объемы и формы работ. Этот план был подписан: 1 ноября 1993
года в Москве руководителями РКА и НАСА.
План, по существу, является долгосрочной совместной российско-
американской программой пилотируемых космических полетов и состоит из трех
этапов (трех фаз). Первый этап предусматривал совместные полеты российских
космонавтов и американских астронавтов на кораблях "Спейс - Шаттл" и
станции "Мир". Второй этап - это начало создания принципиально новой
космической станции на основе российского и американского оборудования. В
ходе третьего этапа строительство МКС должно быть полностью завершено.
Ранее разработанная программа "Мир - Шаттл" стала составной частью
первого этапа (фаза 1А). В соответствии с этой программой выполнены два
полета российских космонавтов на американском корабле "Дискавери" (во
втором полете осуществлялось сближение со станцией "Мир" до 11 метров),
.длительный полет американского астронавта на российской станции "Мир" в
составе экипажа основной экспедиции, стыковка американского корабля
"Атлантис" со станцией "Мир" и смена экипажа основной экспедиции на
российской орбитальной станции.
Продолжением программы "Мир - Шаттл" стала программа "Мир - НАСА" (фаза
1 Б ). Ее основными задачами были:
. проведение научных исследований и экспериментов, испытание нового
оборудования и технологий , отработка элементов перспективных систем
для МКС;
. отработка взаимодействия российских и американских средств и служб
управления, а также взаимодействия международных экипажей.
По этой программе совершено шесть полетов корабля "Атлантис" и по
одному полету кораблей "Индевор" и "Дискавери " к станции "Мир". В первом
из них на станцию был доставлен созданный в России стыковочный отсек,
обеспечивающий стыковку американских кораблей с российской станцией без
изменения ее конфигурации. С 24 марта 1996 года по 8 июня 1998 года на
станции "Мир", сменяя друг друга, постоянно находились американские,
астронавты. Их доставка на станцию и возвращение на Землю обеспечивались
кораблями "Спейс - Шаттл".
Всего в ходе фазы 1 (по программам "Мир - Шаттл" и "Мир - НАСА") на
американских кораблях совершили полеты 9 российских космонавтов: Сергей
Крикалев, Владимир Титов (дважды), Анатолий Соловьев, Николай Бударин;
Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов, Елена Кондакова, Салижан Шарипов и
Валерий Рюмин. На станции "Мир" побывало 44 американские астронавта, в том
числе трижды - Чарлз Прекорт, дважды - Терренс Уилкатт и Уэнди Лоренс.
Длительные (многомесячные) полеты в составе экипажей основных экспедиций
совершили 7 американских астронавтов: Норман Тагард, Шеннон Люсид, Джон
Блаха, Джерри Линенджер, Майкл Фоэл, Дэвид Вулф и Эндрю Томас. Их суммарное
время пребывания на российской станции (от стыковки до расстыковки) - 942
суток 06 часов 15 минут.
Таким образом, станция "Мир" стала основным испытательным полигоном для
проверки технических решений и технологий при создании элементов МКС,
отработки организации и взаимодействия средств и служб управления разных
стран, апробирования методик медико-биологического обеспечения длительных
полетов международных экипажей.
Функционально–грузовой блок "Заря"
Функционально-грузовой блок (ФГБ) "Заря" является первым элементом
Международной космической станции. Он разработан и изготовлен ГКНПЦ имени
М. В. Хруничева (г. Москва, Россия) в соответствии с контрактом,
заключенным с генеральным субподрядчиком по проекту МКС – компании "Боинг"
(г. Хьюстон, штат Техас, США) с этого модуля начинается сборка МКС на около
земной орбите. На начальной стадии сборки ФГБ обеспечивает управление
полетом связки модулей, электропитания, связь, прием, хранение и перекачку
топлива.
Основные технические характеристики
Масса на орбите 20040 кг.
Длина по корпусу 12990 мм.
Максимальный диаметр 4100 мм.
Объем герметичных отсеков 71, 5 м3.
Размах солнечных батарей 24400 мм.
Площадь фотоэлектрических элементов 28 м2.
Гарантированные среднесуточная мощность электроснабжения напряжением 28
В3 кВт.
Мощность электроснабжения американского сегментадо 2 кВт.
Масса заправляемого топлива 3800 кг.
Ракета-носитель "Протон":
Параметры орбиты выведения:
Высота в перегеи180 км;
Высота в апогеи 340 км;
Период обращения 89,6 мин;
Наклонение 51,6 град;
Высота орбиты сборки 385км;
Высота рабочей орбиты 350-500 км;
Длительность функционирования 15 лет.
Компоновка
Компоновка ФГБ включает в себя приборно-грузовой отсек (ПГО) и
герметичный адаптер (ГА), предназначенный для размещения бортовых систем,
обеспечивающих механическую стыковку с другими модулями МКС и прибывающими
на МКС кораблями. ГА отделен от ПГО герметичной сферической переборкой, в
которой имеется люк диаметром 800 мм. На внешней поверхности ГА имеется
специальный узел для механического захвата ФГБ манипулятором корабля
"Шаттл". Герметичный объем ПГО составляет 64,5 м3., ГА - 7.0 м3..
Внутреннее пространство ПГО и ГА разделено на две зоны: приборную и жилую.
В приборной зоне размещены блоки бортовых систем. Жилая зона предназначена
для работы экипажа. В ней находятся элементы систем контроля и управления
бортовым комплексом, а также аварийного оповещения и предупреждения
Приборная зона отделена от жилой зоны панелями интерьера. ПГО функционально
разделен на три отсека: ПГО-2 - это коническая секция ФГБ, ПГО-3 -
примыкающая к ГА цилиндрическая секция, ПГО- 1 - цилиндрическая секция
между ПГО-2 и ПГО-3.
Стыковочные агрегаты
ФГБ оснащен тремя стыковочными агрегатами. Активный гибридный
стыковочный агрегат установлен на переднем торцевом шпангоуте ПГО и
используется для стыковки со служебным модулем. На заднем торцевом
шпангоуте ГА имеется пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки
(АПАС), предназначенный для стыковки с герметичным американским адаптером
РМА - 1, через который ФГБ будет соединен с модулем Node - 1 "Единство"
(Unity).
На ГА находится также пассивный стыковочный агрегат типа "конус". Он
установлен перпендикулярно продольной оси ФГБ и предназначен для стыковки с
пилотируемыми и грузовыми кораблями и со стыковочно-складским модулем MCC-
1/DSM-1.
Система энергоснабжения
Система энергоснабжения (СЭС) ФГБ предназначена для обеспечения
'электропитанием постоянного тока всех потребителей данного модуля и
модулей американскою сегмента на начальном этапе сборки МКС, а на более
поздних этапах - для приема части электрической энергии от американского
сегмента и служебного модуля и передачи ее на российский сегмент.
Первичным источником энергии на ФГБ являются солнечные батареи (СБ). В
состав СБ входят две панели. Площадь фотоэлектрических преобразователей на
каждой из них составляет 28 кв.м (7 м в длину и 4 м в ширину).
Фотоэлектрические ячейки защищены с обеих сторон прозрачным покрытием из
стекла и лицевой поверхностью обращены в одну сторону. 90% солнечной
энергии улавливается поверхностью батарей, обращенной к Солнцу, и 10%
энергии улавливается обратной стороной, что дает возможность использовать
солнечный свет, отраженный от Земли.
Механизм раскрытия СБ позволяет производить их складывание и повторное
раскрытие. В случае отказа электропривода панели СБ могут быть раскрыты или
сложены вручную экипажем во время выхода в открытый космос.
Системы служебного борта и станционного борта
Функционально бортовые системы ФГБ разделяются на системы служебного
борта и системы станционного борта.
Системы служебного борта обеспечивают работу ФГБ во время выведения его
на орбиту, автономного полета и частично, когда он находится в связке с
другими модулями МКС. В состав систем служебного борта входят:
•система управления (СУ);
•двигательная установка (ДУ);
•система подачи: и перекачки топлива (СпиПТ);
•система управления бортовым комплексом (СУБК);
•система внутреннего освещения (СВО);
•командно-измерительная система (КИС) "Компарус ";
• радиотелеметрическая система БР-9ЦУ- 8;
•радиотелеметрическая система "Сириус-4";
•система электроснабжения (СЭС);
•система ориентации солнечных батарей (СОСБ);
•система обеспечения теплового режима (СОТР);
•система пожарообнаружения и пожаротушения (СПоПТ);
Системы станционного борта предназначены для обеспечения работы ФГБ в
составе МКС. В состав станционного борта входят:
•система стыковки (СС);
•система интеграции и сопряжения (СИС);
•система обеспечения газового состава (СОГС);
•система телевидения (СТ);
•система телефонной связи (СТС),
•аппаратура сбора сообщений (АСС);
•бортовая вычислительная система (ВВС);
•оборудование телеоператорного режима управления (ТОРУ) сближением и
причаливанием;
•пассивная радиотехническая система сближения и стыковки "Курс-П".
Схема полета
ФГБ "Заря" выводится на эллиптическую орбиту ракетой носителем
"Протон". Минимальная высота этой орбиты составляет около 180 км,
максимальная около 340 км. После отделения от последней ступени ракеты-
носителя на ФГБ раскрываются антенны систем "Курс" и "Компарус" и панели
СБ, переводятся в рабочий режим соответствующие бортовые системы.
Управление полетом ФГБ осуществляется из российского Центра управления
полетами - ЦУП-М (г. Королев Московской обл.). Причем передача команд
возможна как через наземные станции слежения, расположенные на территории
России, так и через американский Центр управления полетом - ЦУП-Х (г.
Хьюстон, штат Техас), а также через спутники-ретрансляторы.
Во вторые сутки полета ФГБ проводится тестовое включение одного из двух
двигателей большой тяги - ДКС. После теста с помощью этого двигателя дается
импульс на повышение перигея орбиты до 250 км. На четвертые и пятые сутки
включением все того же двигателя формируется круговая орбита высотой около
385 км -так называемая орбита сборки, на которой ФГБ будет ожидать прилета
корабля "Спейс - Шаттл" STS-88 с модулем Node-1 "Единство" (Unity).
Полет STS-88 предстоит совершить кораблю "Индевор" (Endeavour).
На третий день после старта "Индевор" подходит к ФГБ и захватывает его
своим манипулятором. Для этого на герметичном адаптере (ГА) ФГБ имеется
специальный узел. После механического захвата с помощью манипулятора ФГБ
состыковывается с герметичным американским адаптером РМА- 1, который
соединен с модулем Node-1. На следующий день двое, а астронавтов выходят в
открытый космос для стыковки электроразъемов между ФГБ и РМА-1.
В последующие двое суток производится наддув РМА-1, выравнивание
давления в ГА и РМА-1, контроль герметичности стыка между ГА и РМА-1,
контроль параметров атмосферы в ФГБ. Затем начинается подготовка к входу
экипажа "Индевора" в ФГБ. Выравнивается давление в ГА и в приборно-
агрегатном отсеке (ПГО) ФГБ. Астронавты входят сначала в ГА, затем
открывают люк в ПГО и переходят туда. Предусматривается проведение
телевизионной передачи из ФГБ во время нахождения там экипажа. В тот же
день экипаж возвращается в свой корабль, герметично закрыв за собой люки.
Еще примерно сутки продолжается полет первых модулей МКС в связке с
кораблем "Индевор", Затем корабль отстыковывается и, совершив облет,
возвращается на Землю. МКС в составе ФГБ и Node-1 будет продолжать
автономный полет. Ее следующим элементом должен стать служебный модуль,
после прихода, которого на МКС уже может постоянно находиться экипаж.
Экипаж корабля "Индевор" STS-88/
Для своего первого полета по программе МКС НАСА выделило корабль
"Индевор" (Endeavour). Этот полет получил наименование "STS-88".
В экипаж корабля "Индевор" STS-88 включены пять американских
астронавтов и один российский космонавт. Командир корабля - Роберт Кабана,
пилот - Фредерик Стеркоу, специалисты полета - Нэнси Керри, Джерри Росс,
Джеймс Ньюман и Сергей Крикалев (Россия).
Роберт Кабана (Robert Cabana), полковник морской пехоты США, астронавт
НАСА. Родился 23 января 1949 года. За время военной службы и работы
летчиком-испытателем освоил 33 различных типа самолетов, налетал свыше 5000
часов. В отряде астронавтов с 1985 года. Совершил три космических полета
обшей продолжительностью более 353 часов. Дважды был пилотом (STS-41 в 1990
году и STS-53 в 1992 году) и один раз командиром (STS-65 в 1994 году).
Фредерик Стеркоу (Frederick Sturckow), майор морской пехоты США,
астронавт НАСА, Родился 11 августа 1961 года, К качестве летчика-
истребителя участвовал в операции "Буря в пустыне" в Ираке в 1990 году,
совершил 41 боевой вылет. За время военной службы и работы летчиком-
испытателем освоил более 40 различных типов самолетов, налетал свыше 2500
часов. В отряде астронавтов с 1994 года.
Нэнси Керри (Nancy С urrie), майор сухопутных войск США, астронавт
НАСА. Родилась 29 декабря 1958 года. В отряде астронавтов с 1990 года.
Совершила два космических полета обшей продолжительностью более 454 часов.
Оба раза была специалистом полета (STS-57 в 1993 году и STS-70 в 1995
году).
Джерри Росс (Jerry Ross), полковник военно-воздушных сил США ,
астронавт НАСА. Родился 20 января 1948 года. В отряде астронавтов с 1980
года . Совершил пять космических полетов общей продолжительностью более 850
часов. Выполнил 4 выхода в открытый космос суммарной длительностью около 23
часов. Во всех пяти полетах участвовал в качестве специалиста (STS-61B в
1985 году, STS-27 в 1988 году, STS-37 в 1991 году, STS-55 в 1993 году и STS-
74 в 1995 году). Последний из этих полетов был к станции "Мир" (доставка
стыковочною отсека).
Джеймс Ньюман (James Newman), астронавт НАСА. Родился 16 октября 1956
года. В отряде астронавтов с 1990 года. Совершил два космических полета
общей продолжительностью более 496 часов. Выполнил один выход в открытый
космос длительностью около 7 часов. В обоих полетах участвовал в качестве
специалиста (STS-51 в 1993 году и STS-69, а 1995 году).
Сергей Константинович Крикалев, космонавт РКК "Энергия" имени С. П.
Королева (Россия). Родился 27 августа 1958 года. Мастер спорта СССР по
самолетному спорту. В отряде космонавтов с 1985 года. Совершил три
космических полета общей продолжительностью 471 сутки 14 часов 18 минут.
Дважды был бортинженером длительных экспедиций на станции "Мир" (в 1988-
1989 и 1991-1992 годах), первым из российских космонавтов совершил полет на
американском корабле "Спейс шаттл" (STS-60 в 1994 году). В настоящее время
является заместителем руководителя полета станции "Мир" и проходит
подготовку к длительному полету в качестве бортинженера первой экспедиции
на МКС.
Список литературы:
1. Детская Энциклопедия. 2 том. Издательство «Просвещение» Москва 1965
г.
2. О.Г. Газенко, И.Д. Пестров, В.И. Макалов: «Человечество и космос»
Москва «Наука» 1987 г.
3. В.П. Глушко «Космонавтика». Издательство «Советская энциклопедия»
1970 г.
4. Л.А. Гильберг «От самолета к орбитальному комплексу» Москва
«Просвещение» 1992 г.
5. С.В. Чекалкин «Космос - завтрашние заботы» Москва «Знание» 1992 г.
6. Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-
геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика,
астрономия, геофизика» май-июнь 3/96.
7. Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-
геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика,
астрономия, геофизика» май-июнь 3/97.
8. Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-
геодезического общества «Земля и Вселенная» серия «Космонавтика,
астрономия, геофизика» март-апрель 2/97.
9. «Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда.
Издательство «Мир». 1986 г. Москва.
10. "Вега" – Международный проект "Венера – Галлей", Центр Управления
Полетом, 1985 г.
11. Энциклопедический Словарь Юного Астронома (сост. Н. П. Ерпылев),
Москва, Педагогика, 1986 год.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|