рефераты бесплатно

МЕНЮ


Жизнь во Вселенной

решением астрофизических задач, например с изучением нейтронных звёзд и

поиском чёрных дыр, т. е. не отвлекает телескопы от научных целей.

Недавно в эту работу включились аргентинские астрономы, начав поиск

оптических сигналов с помощью телескопа диаметром 2 м в провинции Сан-Жуан

вблизи Аргентинских Анд. Важно, что этому телескопу доступны звёзды южного

полушария неба. Ещё одна программа поиска лазерных сигналов в инфракрасном

диапазоне ведётся Калифорнийским университетом в Беркли. Для неё

используется одно из зеркал диаметром 1,7 м звёздного интерферометра,

установленного в обсерватории Маунт-Вилсон. Эта программа включает

исследование 300 близких к Земле звёзд и рассчитана на несколько лет.

И всё же пока радиоволны считаются наиболее перспективным видом связи.

Чувствительные земные радиоантенны могли бы обнаружить мощные телевизионные

передатчики типа Останкинского на планетах у соседних звёзд. Современная

техника позволяет установить связь с братьями по разуму в любом уголке

Галактики, если, конечно, знать, где они и в каком диапазоне волн

собираются вести переговоры. А может быть, эти переговоры уже ведутся, и

осталось лишь настроить приёмники, чтобы их слышать?

Итак, для поиска сигналов ВЦ помимо технических финансовых проблем

нужно было решить 2 принципиальные: в какую точку неба направить антенну и

на какую частоту настроить приёмник.

Первая проблема решилась легко: антенны направлены на ближайшие

звёзды, похожие на Солнце, в надежде, что рядом с ними есть планеты,

похожие на Землю. Вторая проблема оказалась сложнее. Когда человек ловит

неизвестную радиостанцию домашним приёмником, то он просто «бродит» по

всему диапазону волн. Если станция мощная, её отыскать легко, а если сигнал

слаб, то нужно медленно переходить с волны на волну, внимательно

вслушиваясь в шорох помех, — на это уходит много времени. Ожидаемый из

космоса сигнал настолько слаб, что, просто вращая ручку настройки

приёмника, его не найти. В первые годы поиска сигнала ВЦ учёные пытались

угадать, на какой частоте можно ожидать передачу из космоса. Решили так:

эту частоту должен знать любой радиоастроном в Галактике, значит, это

должна быть линия излучения какого-нибудь космического вещества, лучше

всего самого распространённого, т. е. водорода. Действительно, он слабо

излучает на волне длиной 21 см. На эту волну и решили настроиться.

ОЗМА И СЕРЕНДИП

Наблюдения начались в 1960 г., когда Фрэнсис Дрейк попытался с помощью

антенны диаметром 26 метров принять сигналы от звёзд ( Кита и ( Эридана.

Его работа называлась «проект ОЗМА». Искусственные сигналы обнаружены не

были, но работа Дрейка открыла эру поиска сигналов поиска ВЦ. Сначала это

занятие получило общее название GETI (Communication with ExtraTerrestrial

Intelligents — «Связь с неземными цивилизациями»). Позже его стали называть

более осторожно SETI (Search for ExtraTerrestrial Intelligents — «Поиск

внеземных цивилизаций»), имея в виду, что, прежде чем удастся наладить

связь, необходимо найти хоть какие-то следы деятельности разумных существ в

космосе. За прошедшие годы в разных странах, в основном в США и в СССР,

было осуществлено более 60 экспериментов по поиску сигналов ВЦ, изучены

тысячи звёзд на различных частотах. Но до сих пор сигналы разумных существ

не обнаружены.

Стратегия поиска за это время заметно изменилась. Первые работы просто

повторяли идею Дрейка в расширенном виде. Затем исследовали другие звёзды и

на других частотах, но вскоре поняли, что надеяться на успех можно лишь в

том случае, если удастся прослушать всё небо на всех частотах. В

компьютерный век это оказалось возможно.

В 1992 г. Национальное управление по аэронавтике и исследованию

космического пространства США (НАСА) начало проект СЕРЕНДИП (SERENDIP,

Search for Extraterrestrial Radio Emission from nearby Developed

Intelligent Populations — «Поиск внеземного радиоизлучения от соседних

развитых цивилизаций»). Проект рассчитан на 10 лет. В нём участвуют

несколько обсерваторий разных стран. С помощью параболической антенны

диаметром 34 м в Голдстоуне (штат Калифорния) проводится сплошной просмотр

неба — полоса за полосой. При выявлении подозрительных сигналов их

детальным изучением занимаются более крупные телескопы, такие, как антенна

диаметром 64 м в Парксе (Австралия) или 300-метровая чаша в Аресибо на

острове Пуэрто-Рико.

Работа ведётся параллельно с обычными научными наблюдениями. Иными

словами, откуда бы ни получал телескоп сигналы, СЕРЕНДИП постоянно

анализирует их на «разумность»: вдруг попутно что-нибудь интересное

обнаружит, совсем как в известной сказке.

Применена и новая стратегия поиска. Сначала радиотелескоп среднего

размера быстро просматривает полосу неба, неоднократно сканируя её взад и

вперёд. «Взгляд» антенны движется быстро, а компьютер сортирует полученные

данные, отбирая среди зафиксированных источников несколько наиболее

интересных. Затем с помощью той же антенны они изучаются более детально.

Телескоп фиксирует «взгляд» на каждом из них, повышая тем самым свою

чувствительность. Разумеется большинство источников оказываются ложными:

помехи от радаров, собственные шумы приёмника и т. п. Но некоторые

источники подтверждаются и заносятся в каталог для детального изучения с

помощью самых крупных антенн.

Удивительная способность проекта СЕРЕНДИП — его многоканальные

приёмники: космическое пространство прослушивается не на одной частоте, а

сразу на нескольких миллионах частот, перекрывающих широкий диапазон

радиоволн. В прежние годы поиск сигналов вёлся на одной фиксированной

частоте, заранее выбранной исследователями. Такая стратегия напоминала

охоту за рыбой с острогой в мутной воде. Охотник пытается угадать, где

должна находиться рыба в данный момент, и втыкает туда острогу. Много ли у

него шансов на удачу? Радиоприёмники проекта СЕРЕНДИП в этом смысле похожи

на мелкоячеистую сеть, которая широко захватывает и не пропускает ни одну

рыбку, причём размер этого «невода» постоянно возрастает: на антенне в

Аресибо работает приёмник на 4 млн. каналов! Создав эти суперприёмники,

радиоастрономы вновь навели свои антенны на ближайшие звёзды: тысячу звёзд

в окрестностях Солнца прослушивают теперь на миллионах различных частот.

Нужно заметить, что научные работы, не имеющие непосредственного

практического приложения, финансируются в любой стране не очень щедро, а

тем более такие фантастические, как поиск ВЦ. Проект СЕРЕНДИП в 1994 г. был

остановлен: необходимые для продолжения работы 12 млн. долл. Американский

сенат не выделил, мотивирую соя отказ тем, что «братья по разуму не могут

решить наши финансовые проблемы». Но нашлись энтузиасты, создавшие для

поддержки уникального проекта общество «Друзья СЕРЕНДИП», которое возглавил

знаменитые писатель-фантаст Артур Кларк (кстати он уже много лет живёт на

острове Шри-Ланка, т. е. на том самом сказочном Серендипе). Сейчас

космический поиск продолжается; уже замечены сотни необычных сигналов,

которые будут изучаться более детально.

ЯЗЫК БРАТЬЕВ ПО РАЗУМУ

Попытки наладить радиоконтакт с братьями по разуму продолжаются уже

около 40 лет. И давно стало ясно, что главной проблемой в этом деле будет

не техника передачи и приёмов сигналов, а язык и содержание сообщений.

Очевидно, что выбор языка общения зависит от предварительной информации о

собеседнике: чем меньше о нём известно, тем более универсальным должен быть

язык. Его выбор зависит от формы контакта. Как показал опыт общения

различных цивилизаций Земли (например, европейцев и индийцев), даже здесь

контакты бывают весьма сложными. В XIX в. русский этнограф Н. Н. Миклухо-

Маклай, пытаясь составить словарь языка папуасов, столкнулся с серьёзными

трудностями. Желая знать, как называется лист, он показал его нескольким

туземцам и, к своему удивлению, от всех услышал разные названия. Постепенно

он выяснил, что один сказал «зелёный», другой — «грязь», другой —

«негодная», так как лист был поднят с земли, третий назвал растение,

которому принадлежал лист, и т. д. Даже в этом простейшем случае оказалось

трудно добиться ясности. Ещё сложнее было с абстрактными понятиями. «Для

ряда понятий — писал путешественник, — я никаким образом не мог получить

соответствующих обозначений, для этого оказалось недостаточным как моя сила

воображения, так и моя мимика. Как я мог, например, представить понятие

«сны» или «сон», как мог найти название понятия «друг», «дружба»? Даже для

глагола «видеть» я узнал слово лишь по прошествии 4 месяцев, а для глагола

«слышать» так и мог узнать».

Контакты с другими цивилизациями наверняка будут связаны с очень

большими трудностями, а могут вообще оказаться бесплодными. Ведь до сих пор

не почитаны некоторые тексты на мёртвых языках Земли — своеобразные

послания из глубины веков. Ещё больших трудностей следует ожидать в том

случае, если нам удастся случайно подслушать радиосообщения из иных миров,

предназначенные для внутреннего пользования, например, обрывки телепередач

или позывные космических маяков. Но если кто-то оправляет в космос

специальные позывные для поиска братьев по разуму, то он должен

позаботиться о простоте языка, т. е. создать особый язык, понятный любому

мыслящему существу. Учёные называют это принципом антикриптографии (от

греч. «анти» — «против»; «криптос» — «тайный», «скрытый»; «графо» —

«пишу»).

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ. Их история началась с попыток придумать универсальный

язык для людей. Результат одной из таких попыток — язык эсперанто — и

сейчас в ходу. Однако так или иначе основой этих языков были живые

европейские языки. Ханс Фройденталь, профессор математики Утрехтского

университета (Нидерланды) решил создать язык, понятный для существ, не

имеющих с нами ничего общего, кроме разума. Дело происходило в те годы,

когда все были взволнованы запуском первого спутника и первой попыткой

Дрейка принять сигналы внеземных цивилизаций. Поэтому Фройденталь назвал

свой язык линкос (от лат. linqua cosmica — «космический язык»).

Линкос прост и однозначен, он не содержит исключений из правил,

синонимов и т. д. К тому же этот язык совершенно свободен от фонетического

звучания. Слова этого языка никогда и никем во Вселенной произноситься не

будут. Их можно закодировать в любо системе, например в двоичной, и

передавать в космос по радио или другим способом.

Фройденталь разработал уроки линкоса, которыми должно начинаться

первое послание. Первый урок содержит простые понятия математики и логики.

Он начинается рядом натуральных чисел, которые передаются

последовательностью импульсов. Затем вводятся знаки чисел и понятие

«равняется». Каждый знак передаётся импульсом особой формы. После этого

демонстрируются арифметические операции. Таким образом, неведомый

корреспондент проходит курс математики и овладевает понятием «больше»,

«меньше», «верно», «неверно», «возрастает», «убывает» и т. д.

КОСМИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ. За прошедшие 40 лет люди убедились, что рядом с

Землёй нет цивилизаций, передающих сообщения по радио. И земляне сами

решили послать весточку неведомым космическим братьям. В 70-х гг. к звёздам

были отправлены радиограммы и автоматические зонды с посылками на борту.

Каково же было их содержание?

Прежде всего предстояло решить вопрос, в какой форме послать

сообщение: в форме текста или картинок, т. е. воспользоваться понятиями или

образами. Использовать линкос пока не решились. Все послания, отправленные

в космос по радио и на борту космических аппаратов, содержат образы —

рисунки, слайды, звуки речи, музыку. Краткий текст состоит из нескольких

чисел, необходимых для указания «обратного адреса» — положения нашей

планеты в Галактике.

16 ноября 1974 г. из обсерватории Аресибо было отправлено сообщение в

направлении шарового звёздного скопления М 13 в созвездии Геркулеса. В нём

около миллиона звёзд, подобных Солнцу, поэтому вполне вероятно, что

сообщение будет кем-то принято. Правда сигнал доберётся туда только через

25 тыс. лет. Сообщение послано на волне длиной 12,6 см и содержит 1679

знаков. Как надеются земляне, их инопланетные коллеги сообразят, что

послание представляет собой кадр 23х73.

Пока землянам неизвестны быстрые способы межзвёздных путешествий;

перелёт даже к ближайшей звезде занял бы десятки тыс. лет. Для человека

путь к звёздам пока закрыт. Но автоматы уже устремились в межзвёздное

пространство: четыре зонда покинули пределы Солнечной системы — это «Пионер-

10, -11», запущенные в 1972—1973 гг., и «Вояджер-1, -2», запущенные 1977

г. Пролетев мимо внешних планет, они преодолели притяжение Солнца и теперь

удаляются в глубины Галактики. Так почему же не послать с ними весточки в

другие миры? Есть шанс, что они когда-нибудь попадут в руки разумных

существ. Поэтому каждый из зондов несёт особое послание.

Внутри «Пионеров» заложены небольшие металлические пластинки, на

которых выгравирована «визитная карточка» землян. На ней изображены люди на

фоне силуэта космического аппарата (для того чтобы показать масштаб).

Мужчина приветственно поднял руку. Внизу показана схема Солнечной системы;

линия, протянувшаяся от третьей планеты к маленькому силуэту «Пионера»

показывает траекторию полёта. Вверху слева дважды изображён атом водорода.

Кружок обозначает орбиту электрона, а палочка с точкой — направление спина

(оси собственного вращения) электрона и протона. На правом рисунке спины

частиц совпадают, а на левом они противоположны. Каждый физик (в том числе,

наверное, и неземной) знает, что при повороте спинов атом водорода излучает

радиоимпульс с частотой 1420 МГц, т. е. с длиной волны 21 см. Эти длина и

частота (мера времени) служат единицами всех других расстояний и времён,

указанных на этом рисунке.

Самое важное сообщение зашифровано в «звёздочке» слева от центра. Это

наш «обратный адрес»: в середине — Солнце, а протянувшиеся от него лучи

показывают направления и расстояния до «радиомаяков» Галактики — пульсаров.

Это нейтронные звёзды, быстро вращающиеся и излучающие радиоимпульсы с

определённым периодом. У каждого пульсара свой период, который в двоичном

коде записан вдоль луча. Всем развитым цивилизациям эти пульсары должны

быть известны. А зная их координаты в Галактике, легко найти и положение

Солнца. Самый длинный горизонтальный луч указывает направление и расстояние

до центра Галактики — «столицы» нашей «звёздной империи».

На «Вояджерах» отправлены уже целые посылки: к борту каждого из них

прикрепили круглую алюминиевую коробку, положив туда позолоченный

видеодиск. Инструкция по его воспроизведению изображена на крышке коробки.

На диске 115 изображений (слайдов), на которых собраны важнейшие

научные данные, виды Земли, её материков, различные ландшафты, сцены из

жизни животных и человека, их анатомическое строение и биохимическая

структура, включая молекулу ДНК.

Кроме изображений на диске записаны и звуки: шёпот матери и плач

ребёнка, голоса птиц и зверей (например, «песни» китов), шум ветра и дождя,

грохот вулканов и землетрясений, шуршание песка и океанский прибой. Есть

даже звук поцелуя, который умело воспроизвели создатели видеодиска.

Человеческая речь представлена на диске короткими приветствиями на 58

языках народов мира. По-русски сказано: «Здравствуёте, приветствую вас!».

Особую главу послания составляют достижения мировой музыкальной культуры.

На диске записаны произведения Баха, Моцарта, Бетховена, джазовые

композиции Луи Армстронга, Чака Берии и народная музыка многих стран.

Получат ли это послание братья по разуму, сейчас сказать трудно. Очень

мала эта частичка земли по сравнению с безбрежными космическими просторами.

Но это лишь один из шагов, которые люди начали делать в поисках жизни и

разума в космосе, и теперь они уже не остановятся, пока не найдут их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. —

М.: Аванта+, 1997. — 688 с.

СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ |2 |

|ПОИСКИ ЖИЗНИ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ |3 |

|Планеты-гиганты |5 |

|Спутники планет и кометы |5 |

|УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ В КОСМОСЕ |8 |

|Планеты вблизи звёзд |8 |

|Зарождение жизни на планетах |8 |

|Зоны жизни |9 |

|ПОИСК ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ |10 |

|СВЯЗЬ С ВНЕЗЕМНЫМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ |12 |

|ОЗМА И СЕРЕНДИП |16 |

|ЯЗЫК БРАТЬЕВ ПО РАЗУМУ |19 |

|Искусственные языки |20 |

|Космические послания |21 |

|ЛИТЕРАТУРА |25 |

ВНИМАНИЕ!

Содержание этого реферата построено с расчётом вставки некоторых

картинок. Поэтому нумерация страниц в содержании отличается от

действительной. Для решения этой проблемы вы сами можете отредактировать

содержание реферата, а ещё лучше вставить следующие картинки (конечно же,

можно воспользоваться и другими, более или менее подходящими по теме):

CD «Лучшие фотографии — 2»

CD \ SPACE \

323014.JPG

FARSIDE.JPG

MOON1.JPG

MOON3.JPG

SATURN.JPG

SB9009G.JPG

P.S. Заранее прошу извинение за встречавшиеся ошибки.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.