Русские монастыри
Русские монастыри
СОДЕРЖАНИЕ:
I Введение.
II Основная часть:
1. Русские монастыри в IX-XVI веках.
2. Русские монастыри в период 1601-1860 годов.
3. Русские монастыри в период 1861-1917 годов.
III Заключение.
IV Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного реферата - проследить историю происхождения и, в какой-
то степени, становления и развития русских монастырей в период с IX века по
1917 год, а также на конкретных примерах показать, какова их роль в
культурной, общественной и государственной жизни нашей страны. В основе
написания реферата лежит принцип повествования о всех сторонах деятельности
монастырей в различные периоды истории Русского государства.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В IX-XVI ВЕКАХ.
Монашество – особая форма «посвящения своей жизни» богу: аскетизм, то
есть жертва земными сокровищами и радостями, удаление от суеты
повседневного существования, вознесение молитв за себя и за других как
основное занятие; в основе монашества лежит отшельничество. Поэтому вполне
закономерно, что оно возникло на Руси вместе с принятием христианства.
Появление последнего датируется IX в., и тогда же, по преданию, были
основаны первые монастыри: Пустынно-Николаевский «на Угорском» в Киеве и
Вознесенский в Менске (древнем Минске). В Х в. упоминается Спасский или
Спасов Белый, в Киеве. После массового крещения киевлян (в конце Х в.) в
следующем, ХI в., появились уже 22 монастыря, что, несомненно, отражало
успехи распространения христианства. Но что это были за монастыри?
Судя по летописным известиям, многие из них вовсе не соответствовали
религиозным требованиям. «Много монастырей, - говорит летописец, -
поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти
монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».
Приводя эти слова летописца, С. М. Соловьев отмечает, что «эти
монастыри не были такие, какие надобны были тогда для упрочения
христианства, их монахи не были настоящими подвижниками».
Даты основания монастырей в IX-XIII вв. и их размещение показаны в
табл. 1.
Как следовало ожидать, больше всего монастырей в XI столетии было
основано в Киеве – девять, из них два женских. Среди мужских были
сохранившиеся до наших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Правобережье
возникло еще четыре мужских монастыря: в Луцке, Владимире-Волынском и два
Сельских.
На Левобережье появилось тоже четыре мужских: в Чернигове (два),
Переяславле и Новгороде - Северском.
Всего два монастыря были основаны в Новгороде: мужской Юрьев и
женский Петропавловский.
Три мужских монастыря возникли в Северо - Восточной Руси: в Ростове
(Авраамьев), Суздале и Торжке.
Больше всего, таким образом, христианизация охватила Киевскую землю-
на ней было основано 17(2 женских) монастырей. Но почему так мало их было в
Новгороде и Северо – Восточной Руси?
Видимо, процесс христианизации шел там медленно. Это находит
косвенное подтверждение в летописном рассказе о вооруженном сопротивлении
новгородцев попыткам их крещения в конце Х в. По археологическим данным,
как установил В. Л. Янин, «полную христианизацию Новгорода следует отнести,
вероятно, к концу XIII века. До конца XIII века рядом с именем, полученным
при крещении существует мирское имя… В берестяных грамотах до конца XIII
века христианские имена встречались очень редко». С. М. Соловьев отмечал,
что при Владимире (умер в 1015 г.) христианство распространялось
преимущественно по узкой полосе, вдоль водного пути из Киева в Новгород, «к
востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове,
несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство
распространялось очень слабо… иноки Печерского монастыря будут
проповедниками у витячей и мери и будут мучениками там; летописец прямо
говорит, что в его время витячи сохраняли еще языческие обычаи».
Даты основания первых монастырей – в IX и X вв. – могут быть и
неточными, а сведения о них неполными. Так, по В. В. Зверинскому, первый
монастырь в Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. и назывался
«Пустынно-Николаевский на Угорском», у С. М. Соловьева же сообщается, что
первый монастырь был построен первым киевским митрополитом Михаилом «на
горе против холма Перунова». Видимо, что это один и тот же монастырь, но
если его построил Михаил, то это произошло не в IX в., а в конце Х в. Тут
же С. М. Соловьев приводит «иностранное известие, что киевский митрополит
встречал Святополка и Болеслава Храброго в монастыре св. Софии», о котором
у В. В. Зверинского не упоминается (может быть, в этом «иностранном
известии» монастырем назван Софийский собор, построенный в XI в.).
В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествующий
период – 71, в том числе 53 мужских и 18 женских (табл. 1).
В княжествах на Правобережье и Левобережье появилось 13 (2)
монастырей, все в городах – Киеве 7(2), Переяславле 4, Каневе и Галиче.
В Новгородско-Псковской земле возникло 23 (9) монастыря.
В этом столетии новгородцы активно заселяют и осваивают Приладожье,
где появились 2 мужских монастыря. Остальные – в городах: 17(7) в
Новгороде, 3(2) в Пскове и один в Старой Руссе.
В Северо-Восточной Руси было основано 19(3) монастырей, в том числе
14 городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире – 8(2), 2 в
Переяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Ярославле и Муроме
(тут был женский).
На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные потоки из
Новгородской земли и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли).
Здесь были основаны 2 мужских монастыря – в Вологде и Великом Устюге
(известный впоследствии монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с
городом).
Один женский монастырь возник в Рязанской земле (в Пронске), 8
мужских – в Смоленске, 5(3) – в Белоруссии: 4(3) в Полоцке и один мужской в
Турове.
Таким образом, из 71(18) монастыря 64(18) было основано в городах и
только 7 в сельской местности. Чем это объясняется?
В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые
были, по существу, вполне независимыми феодальными государствами. Процесс
христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре,
состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским
заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом
богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – монахов,
но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального
благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост
численности монахов.
В XIII в. основание монастырей продолжалось и до, и после татаро-
монгольского нашествия. К сожалению, многие монастыри датируются просто
XIII в., так что неизвестно, к какой половине столетия относится их
появление. Вероятнее все же, что они возникли после нашествия.
Вторжение татар нанесло огромный ущерб нашей стране. Были разрушены и
сожжены многие города и села, погибли и уведены в рабство тысячи
работоспособных и знающих ремесла людей.
Но сколько же было уничтожено монастырей? Из основанных в IX – первой
половине XIII в., как указано в источниках, на Украине и в Северо-восточной
Руси были разрушены в 1155 г. половцами 2 монастыря (в Переяславле-южном) и
12(3) при нашествии Батыя. Кроме того, 13(2) монастырей, основанных там же
в этот период, были ликвидированы неизвестно когда, но до царствования
Екатерины II. Поскольку число разрушенных татарами монастырей явно
занижено, а другие 13 монастырей позднее в источниках не упоминаются, будем
считать, что они тоже были разрушены при нашествии. Тогда общее количество
разрушенных монастырей составит 25(5), в том числе 22(4) городских и 3(1)
сельских, из них 10(4) в Киеве, 5 городских и один сельский на Правобережье
Днепра, 2 городских и один сельский (женский) на Левобережье и 5 городских
и один сельский в Северо-Восточной Руси.
Но и это число, вероятно, неполно, так как часть монастырей могла
быть уничтожена, но в том же столетии восстановлена.
Посмотрим теперь, где основывались монастыри в XIII в. (табл. 1).
В Киеве, на Правобережье, возникло 9 монастырей, в том числе один в
Киеве, по 2 в Луцке и Владимире-Волынском и 4 сельских. Все они были
мужскими.
На Левобережье – 3(1), из них по одному мужскому в Чернигове и
Путивле.
В Новгородско-Псковской земле – 10(2), из них 3(2) в Новгороде и 3 в
Пскове.
В Смоленске – один мужской.
В Рязани и Брянске – по одному мужскому.
На Севере-3, в том числе 2 в Великом Устюге и один в Вологодской
земле, на Кубенском озере.
В Белоруссии – 5(1), из них 4(1) в городах: мужские в Полоцке, Бресте
и Пинске и женский в Турове.
Больше всего было основано монастырей в Северо-Восточной Руси, куда
после нашествия стало уходить население с опасного юга. Здесь возникло
25(4) монастырей: 6(4) в Суздале, 3 в Ростове, по 2 в Москве и Твери, по
одному во Владимире, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Переяславле-
Залесском, Старице, Юрьеве и Волоколамске и еще 4 сельских в Тверской
земле.
Исключив из общего числа основанных в IX-XIII вв. монастырей те из
них, которые разрушены, и те, которые позднее XIII в. не упоминаются,
получим общее количество монастырей, существовавших в конце XIII в.
Больше всего монастырей, как и следовало ожидать, находилось тогда в
Северо-Восточной Руси – 33(7) городских и 8 сельских, всего 41(7)
монастырь.
На втором месте была Новгородско-Псковская земля – 28(12) городских и
6 сельских, всего 34(12) монастыря.
Довольно много оказалось на Украине – 18 городских и 5 сельских,
всего 23 монастыря, все мужские.
В остальных районах было гораздо меньше: 8(4) в Белоруссии (7 в
городах), 6 в Смоленске и 5 на Севере (4 городских).
Всего в конце XIII в. насчитывалось 120(24) монастырей, из низ 99(24)
городских и 21 сельский. Отметим существенное преобладание городских
монастырей – они составляли 83%. Чем это объяснить?
По-видимому, здесь сыграло роль распространение христианства сначала
среди богатых и состоятельных людей, близких к князьям и живших вместе с
ними в городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и
простые горожане принимали христианство скорее, чем сельские смерды.
Динамика основания и особенности распространения монастырей
подтверждают, что дата крещения Руси – 988 г. – условна и обозначает только
начало активных действий правящей верхушки Киевского государства по
христианизации населения.
Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно видеть, что
распространение христианства, начавшись в Киевской земле, пошло затем в
Новгородско-Псковскую и Смоленскую земли, в Белоруссию и потом в Северо-
Восточную Русь. Нашествие татаро-монголов ускорило заселение Северо-
Восточной Руси, и соответственно в ней возросло число монастырей.
Необходимо в связи с этим остановиться на вопросе так называемой
«монастырской колонизации» Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно
показал, а И. У. Будовник не менее убедительно подтвердил, что говорить о
ней не приходится, потому что монастыри основывались в уже заселенных
местах и встречали сопротивление местных крестьян, понимавших, что это
грозит им закабалением, все же понятие «монастырская колонизация»
продолжает появляться в печати. На территорию Севера славяне приходят в IX
в., а к концу XII в. они уже заселяют ее вплоть до Пермско-Вятской земли.
По мнению некоторых исследователей, «монастырская колонизация» Севера
наблюдается уже в XI-XIII вв. Однако в XI в. там монастырей еще не было, в
XII в. – основано лишь 2 монастыря; в Вологде и Великом Устюге, в XIII в. –
еще 3: в Великом Устюге и один на Кубенском озере, недалеко от Вологды. О
какой же «монастырской колонизации» можно тут говорить? Ее не было.
Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но
сведения о их источниках скудны и отрывочны. Так, уже в XI в. Киево-
Печерский Монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича; три волости
(с крестьянами) – от Ярополка Изяславовича; пять сел – от его дочери; села
в Суздальской земле – от тамошнего епископа; новгородский Юрьев монастырь
получил в XII в. погост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес,
и борти, и ловища на Ловати», село Буйцы; Изяслав Мстиславович дал
новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII в. село Витославич с
крестьянами и землями; другой новгородский же монастырь, Антониев, получил
от своего основателя – Антония Римлянина купленную последним землю;
Хутынский монастырь получил землю тоже от своего основателя – новгородского
боярина. «Не приходится сомневаться, - отмечал И. У. Будовниц, - что и
другие крупные монастыри, о землевладении которых источники не сохранили
нам прямых известий, по самой природе своей также обладали землями и
зависимыми людьми, причем монастырское землевладение уже в этот ранний
период обнаруживало тенденцию к непрерывному росту».
Но наряду с ними существовали и мелкие частные монастыри, владельцы
которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам.
Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики,
пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.
С середины XIV в. начинается возникновение монастырей нового типа,
которые основывались людьми, не имевшими земельных владений, но обладавших
энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования
земель, принимали пожертвования от соседей-феодалов «на помин души»,
закабаляли окрестных крестьян, скупали и выменивали земли, вели собственное
хозяйство, торговали, занимались ростовщичеством и превращали монастыри в
феодальные вотчины.
Этот процесс, отмеченный еще В. О. Ключевским, хорошо был изучен
И. У. Будовницем, который убедительно показал, что он был связан с
деятельностью митрополита Алексея и основателя Троице-Сергиева монастыря
Сергия Радонежского. «Алексей, отметил И. У. Будовниц, - вместе с великим
князем Дмитрием Ивановичем повсюду насаждал общежитейные монастыри, на
которые как митрополиту, так и великокняжеской власти было опираться
удобнее, чем на мелкие монастыри старого типа, находившиеся в полном
подчинении местных феодалов». Дело здесь, конечно, не столько в
политической опоре – мелкие монастыри не могли иметь политического
значения, - сколько в том, что появление монастырей-вотчинников означало
материальное укрепление церкви в целом, превращало ее тоже в крупнейшего
землевладельца, возможность поддержать великокняжескую власть деньгами,
натуральными продуктами и войском, набранным из зависимых крестьян.
Земельные владения стремились приобрести не только монастыри, но и
другие церковные организации: митрополичья, архиепископские и епископские
кафедры (дома) и крупные церкви – соборы. «Митрополиты и епископы с
древнейших времен получали от князей различные дотации и земельные
владения… до середины XIV в. иерархи церкви были главными представителями
несветского землевладения… монастыри с древнейших времен и приблизительно
до середины XIV в. не имели крупных земельных владений и далеко уступали в
этом иерархам церкви. Со второй половины XIV в. монастыри начинают
приобретать владения и в дальнейшем, быстро обогащаясь, оставляют далеко за
собой иерархов церкви». Основными способами приобретения земельных владений
были пожалования великокняжеской, а впоследствии царской власти, дарения
(вклады) светских феодалов, захват земель у оставшихся еще свободных
крестьян и их закабаление, а позднее главным образом покупка земель у
средних и мелких феодалов.
К сожалению, общие данные о величине землевладения церковных иерархов
и монастырей имеются только с XVII в., и то весьма приблизительные. До
этого времени о формировании церковного землевладения можно составить
некоторое представление только по числу монастырей.
В. О. Ключевский полагал (и И. У. Будовниц с ним согласился), что все
монастыри, основанные вне городов и их ближайшей округи, были
землевладельцами. Это логично: поскольку монастырь основывался в отдалении
от города, он должен был иметь свое хозяйство, то есть владеть землей. Но
были, конечно, и монастыри-землевладельцы, основанные в городах.
Рассмотрим процесс основания монастырей в XIV-XVI вв. на территории
великорусских княжеств, поскольку именно эти княжества составили в XVI в.
единое Русское государство, и на присоединенных землях Приуралья и Поволжья
(табл. 2).
В XIV в. началось возвышение Московского княжества и объединение под
его властью Русской земли. Политическая ловкость московских князей
позволяет избежать татарских вторжение; митрополит всея Руси избирает
Москву своей резиденцией; в относительно спокойных условиях развивается
феодальное хозяйство, увеличивается население, успешно осваивающее свою
государственную территорию. Неудивительно потому, что именно в этом
центральном районе (впоследствии получившем название Центрально-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|