рефераты бесплатно

МЕНЮ


Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

В центре Петербурга, в самом широком месте течения Нева, на небольшом

Заячьем острове вздымаются бастионы Петропавловской крепости.

Крепость-ровесник города. Раньше здесь было болотистое место. Русские

солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в

1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в

этих пустынных местах мощные укрепления.

Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость

строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная,

крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла.

Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз.

В стенах крепости размещалась и Главная аптека-лучшая в стране по

ассортименту медикаментов.

На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года

начались работы по замени земляных (куртин) стен каменными. Это

строительство продолжалось около 35 лет. В куртинах были устроены ворота:

Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские. Обращенная к

Неве невская куртина имеет высоту 12 метров и толщину 2.5 метра; до 4

метров доходит толщина Государева и Нарышкинского бастионов.

Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается

пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня.

С годами кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не

гармонировал с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй

половине 18 века. Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на

протяжении семисот метров облицевать гранитом, и эта работа, предавшая

крепости её современный облик, была завершена 1787 году. "Одетые камнем"

бастионы в 1790 году были украшены висящими на каменных консолях круглыми

будками для часовых.

Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль

Петропавловского собора. Собор-одна из главных архитектурных и исторических

достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712 году по

проекту и под руководством Доменико Трезини. В это время Петербург

становится столицей России, сюда переезжает царский двор, иностранные

послы, город украшался, и в центре крепости нельзя было далее сохранять

старое, обветшавшееся здание деревянной церкви.

Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его

внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года.

Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой,

Призван был символизировать выход России к просторам Балтийского моря.

Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении силуэта города.

Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов молнии в колокольню

часто возникали пожары. Одним из таких пожаров, в 1756 году были сожжены

шпиль и привезённые из Голландии часы "с курантами в 35 колоколов". Во

время этого пожара сгорела также колокольня и было серьёзно повреждено

внутреннее убранство собора. К тому же в 1777 году бурей была сломана

фигура ангела, неподвижно закреплённая на шпиле. По рисунку зодчего А.

Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела, несколько

меньше поврежденного (высота ангела - 3.2 метра, размах крыльев - 3.8

метра, высота креста - 6.4 метра). Фигура ангела свободно вращается,

подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.

Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле

накренился и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в

Петербурге ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить

повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на

материалы, нужные ему для работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и

силой. При помощи простой веревки он взобрался на вершину шпиля и за

несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг Телушкина вошёл в историю

отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги.

В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас шпиля, после чего

высота собора достигла 121.8 метра - это и поныне (если не считать

телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге.

В торжественных и, в известной степени, светских тонах решено

внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры

и другие архитектурные детали раскрашенные под мрамор; красочно расписаны

своды, позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора

завершают хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом.

Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий

собой триумфальную трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное

произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного

талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.

В соборе похоронены русские императоры-от Петра I до Александра III.

Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году

решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия,

воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его жены.

Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый-из алтайской яшмы, а

второй-из уральского орлеца. Эта работа выполнялась замечательными

мастерами Петергофсой гранильной фабрики.

С права от южного входа в собор установлено надгробие над местом

захоронения Петра I.

Важной исторической и архитектурной достопримечательностью крепости

являются Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость со

стороны Тромцкой площади-центра города.

Ворота первоначально (1707-1708 годах) были сооружены из дерева по

проекту Доменико Трезини. Название Петровских они получили после

перестройки их в камне в 1717 - 1718 годах.

Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство

скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога

Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным

барельефом укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф

Конрада Оснера "Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять

зрителям мысль о всемогуществе Петра I - тёски апостола, о неизбежной

победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII.

Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять

дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось

строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот

равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей

тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году

сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина.

У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный,

украшенный колонами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое

время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике

Петр в юности плавал по московской реке Яузе, на широком Переяславском

озере. В 1761 году по проекту А.Ф. Виста ученика великого зодчего В.

Растрелли - было возведено здание Ботного домика, дошедшего до наших дней.

В настоящее время ботик находится в Центральном Военно-Морском музее.

Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций

украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах

главного фасада. Это - Монетный двор, возникновение которого принято

относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные и золотые

монеты. Назначение его сохранилось и по сей день.

К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат

воздвигнутой из серого гранита, классически чёткие по форме и

декорированные четырёхколонным портиком и фронтоном, Невские ворота с

Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости на Неву нынешний

свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н.А. Львова.

Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко

отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила

своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер

коменданта крепости.

Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на

гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для

отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где

приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости.

От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани

бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены

жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение

для защитников крепости.

Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин

"каземат" в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом

мрачной тюремной одиночки.

Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного

сооружения города. Но уже с конца 18 века она стала политической тюрьмой

противников для самодержавия.

Литература:

1. Достопримечательности Ленинграда.-Л.:Лениздат,1967г.-525с.

2. Курбатов В. Петербург.-СПб.:Лениздат,1993г.-383с.

3. Путеводитель по С.-Петербургу.-С.-Петербургъ,1903г.-324с.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.