Особенности средневековой архитектуры
Особенности средневековой архитектуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ульяновский государственный университет
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (часть 1)
«ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
Выполнила:
Проверила: МИШЕНЬКИНА
Наталья Сергеевна
Ульяновск, 2004
Оглавление
Введение 3
1. Архитектура династии Каролингов 4
2. Архитектура династии Оттонов 5
3. Архитектура романского стиля в странах Европы 6
4. Архитектура готического стиля в странах Европы 11
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля:
«Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и
готика.
«Каролингское возрождение» ( расцвет культуры, относящийся в эпохе
первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии
Каролингов (8 – 9 вв.). Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием
административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной
культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым
значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской
резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской
архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Нововведением можно
считать западный придел – паперть с этой стороны церкви, окруженную
башнями. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское
и романское искусство.
Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11
вв. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом
периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На
церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние
каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и
трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались
мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали
эти базилики похожими на крепости. Оттоновское искусство оказало
значительное влияние на все европейское искусство и явилось основой для
романского стиля.
Романский стиль ( художественный стиль в архитектуре и искусстве
Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а
позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Однако обычно
романским называют стиль, который сформировался одновременно во Франции,
Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные
национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем,
что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского
искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в
архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая
подчеркивалась узкими проемами окон. Это придавало облику зданий
величественность.
Возрождение церковного строительства после периода упадка, появление
монашеских орденов, развитие более сложных форм литургии (что требовало
большего количества приделов и более обширных хоров), усовершенствование
самой строительной техники способствовали возведению более сложных
церковных строений в раннехристианских традициях. В месте пересечения
трансепта с продольными нефами обычно находился световой фонарь или башня.
Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную ячейку,
обособленную от остальных. Каменный свод прорезали арки и аркады,
находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, создававшие ощущение
незыблемости и устойчивости. В романский период появились каменные замки,
построенные в форме огромных башен, в которых находились жилые помещения.
Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки
(как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные
(стрельчатые) готические.
Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве,
сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века,
быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной
Европе, где господствовала до 16 века.
Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского
Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно
полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое
искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом
с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой;
крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися
арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей
вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей
не была достижением готики (все они существовали в поздней романской
архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции,
производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского
стиля, впечатление легкости и воздушности.
Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже,
является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен.
Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по
рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к
тому или иному периоду развития готической архитектуры.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это
1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля
монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени,
проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания –
крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые
внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо
тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и
крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических
соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную
стену.
Позднее французская готика приобретает еще большую декоративность.
«Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись почти по всей Европе,
во многих странах приняла своеобразные формы.
1. Архитектура династии Каролингов
В течение многих веков постоянно отличались попытки западноевропейской
цивилизации сравняться с достижениями древних римлян. В 5 веке Западная
Римская империя была завоевана племенами варваров, распространивших свое
влияние на всю Европу. В 711 году вестготы, захватившие Испанию, были
изгнаны оттуда арабами. В 732 году вождь франков Карл Мартелл в битве под
Пуатье отразил нападение арабской армии, надвигавшейся с Пиренеев с целью
подчинить на Западе Галлию арабской империи. Империя арабов к тому времени
уже охватывала Сицилию, части Южной Италии и почти всю Испанию. Сын Карла
Мартелла – Пипин III Короткий – в 751 году провозгласил себя царем франков
и основал династию Каролингов, имя которой восходит к Карлу Мартеллу.
Сын Пипина – Карл Великий (около 742 – 814) – 25 декабря 800 года был
коронован в соборе св. Петра в Риме и стал первым императором Священной
Римской империи. Скоро сфера правления Карла Великого охватывала почти всю
территорию современной Германии, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Францию и
Италию.
Из архитектуры Каролингов до нас не дошло практически ничего. Но
сохранился, вероятно, наиболее значительный памятник – знаменитая дворцовая
капелла Карла Великого в Аахене, образующая сегодня сердце кафедрального
собора. Она была начата по приказу Карла Великого около 790 года по проекту
Одо фон Меца и освящена около 800 года. Но дворец, к которому она
относилась, исчез почти полностью. Он должен был напоминать об
императорском Риме и соответственно назывался Латеран, по названию папской
резиденции в Риме.
Подобно храму, господствующему на римском форуме, дворцовая капелла
Карла Великого стояла в конце обрамленного колоннами переднего дворца,
который мог вместить 7000 человек. В западной части капеллы находилась
лоджия, обращенная во двор. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с
народом. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. Внешняя стена
имеет 16 углов.
Самым известным памятником эпохи Каролингов считается «надвратный» зал
монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по предположениям построен
в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота
монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку. Полуколонны и пилястры с
каннелюрами и с причудливо оформленными сложными капителями выделяются на
многоцветном фоне из каменных плиток коричневого и кремового цветов.
Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы.
Культурный и интеллектуальный расцвет империи Каролингов закончился в 9
– начале 10 века. Наследниками Каролингов стали Оттоны.
2. Архитектура династии Оттонов
В 9 веке вследствие вторжения викингов, магометан, арабов и мадьяр,
достижения Каролингов уступили место глубокому кризису. Но Оттон I Великий
(936 – 973), который в 962 году был коронован в Риме как первый саксонский
император, снова реанимировал имперскую концепцию. Великая Оттонская
империя, существовавшая до 1056 года, была по площади меньше, чем империя
Каролингов, поскольку к ней не относилась территория нынешней Франции. Она
включала в себя, прежде всего Германию и часть северной Италии. С этого
времени Франция и Германия шли каждая своим путем, в них развивались
самобытные культуры.
На фоне усиления феодальной системы имперские епископы Оттонской
империи строили как крепости, так и церкви, создавали армии, преподавали
религиозные принципы, там самым создавали образ воинствующей церкви,
которому романская архитектура Европы была призвана придать адекватное
выражение.
Майнцский собор, строительство которого было начато в 978 году и с тех
пор неоднократно возобновлялось, и заложенный в 1009 году собор в
Падерборне связали каролингские формы с раннехристианскими римскими в тот
архитектурный образ, который мы можем рассматривать уже как типично
германский. Производящая мощное впечатление церковь св. Михаила (построена
1001 – 1033 гг.) в Хильдесхайме в новейшее время была восстановлена в своем
первоначальном виде. Этот храм имеет на западе и на востоке по одной
круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с
башней над каждым средокрстием и круглыми лестничными башнями на концах
креста. Церковь св. Михаила имеет некоторые новые элементы – апсида на
западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под
землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе,
который таким образом становится своего рода внутренним нартексом.
Мощный Шпейерский собор с нефом длиной 72 метра был построен в 1030
году при Конраде II. Этим же временем датирована и мощная крипта с
крестовым сводом; а потолок под нефом, который, возможно, был выполнен
около 1060 года, представлял собой плоскую деревянную конструкцию. Во время
нового этапа строительства в 1082 – 1106 гг. каждый четный пилон
центрального нефа был усилен колоннами для поддержки каменного крестового
свода, который был возведен тогда же. Волнообразный ритм объединяет всю
декорацию фасадов в единую систему, в которой доминируют бесконечные
аркатурные пояса, украшающие башни, стены, окна, апсиду.
3. Архитектура романского стиля в странах Европы
Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха
империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и
арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких,
враждовавших между собой провинций. В связи с эти сложился ряд региональных
школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере,
располагались в центральных и южных регионах. Бургундия на востоке,
Аквитания на юго-западе, Овернь в центре, Пуату на западе, и Прованс на юго-
востоке, через них проходили важные паломнические пути с их особой
архитектурой.
Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в
частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные
монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную
жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.
Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры,
прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так
называемой алтарной части) церковных зданий. Так, например, историки
архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников
и монахов установился обычай ежедневно читать мессу; в то же время росла
популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтобы паломники в
таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на
востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не
мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были
пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме маленьких полукруглых
апсид. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала
широко распространенной в иконографии французского романского стиля и
готики.
Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл
является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии,
строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11
века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. Вестверк, нартекс и
восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже,
окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или
профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего
французского романского стиля.
С другой стороны, различные части здания по-разному и по-новому покрыты
каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой
половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и
здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.
Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным
сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в
средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым,
герцогом Аквитанским, с привилегией не подвергаться никакому вмешательству
извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех
столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года
Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни
порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь
управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450
клюнийскими монастырями.
Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом
порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. заменена на
Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический
свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. была построена Клюни III – самая
крупная церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические
своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских
мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в
значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.
В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще
одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень
немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано.
Церковь представляла собой пример фантастического синтеза высокочтимых
памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. Самым интересным
элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-
Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя
концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах. В самом
внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым
отверстием наверху.
Нормандия. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе
стороны Ла-Манша государства с четкой организацией. Церковь аббатства Нотр-
Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в
норманнском романском стиле. В 1037 году было начато ее строительство, и 30
лет спустя она была освящена Вильгельмом завоевателем после его
триумфального возвращения из побежденной Англии. Для впечатляющего
западного фасада были применены обычные в начале 11 века в Германии парные
башни, завершения которых имели оригинальную октогональную форму. Высоких
неф интересен характерной сменой опор в парном ритме: цилиндрические пилоны
чередуются в многосоставными столбами, проецирующимися на стену с виде
Страницы: 1, 2
|