Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)
Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)
Оглавление
|Вступление |1 |
|Глава 1. Историко-художественный очерк |2 |
|Глава 2. Садово-парковый ансамбль |12 |
|Глава 3. Скульптура |14 |
|Глава 4. Архитектурные памятники |17 |
|Глава 5. Дворцовые интерьеры |19 |
|Глава 6. Декоративно-прикладное искусство |22 |
|Глава 7. Живопись |25 |
|Глава 8. Летний сад в стихах |28 |
|Заключение |30 |
|The Summer Garden |31 |
|Список использованной литературы |34 |
| | |
Вступление.
Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо
называют. Сотни зданий, набережных, мостов - великие творения зодчих.
Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения
скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить, как по музею.
Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и
маленьких, старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие
выставки, количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не
дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников
материальной культуры.
По музеям можно ходить, как по эпохам. Загляните, они покажут вам, как
жили фараоны Древнего Египта, какие изумительные картины и скульптуры
оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть
далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов, встретиться
с папуасом из Полинезии, полюбоваться рукотворными чудесами народных
умельцев, каких больше нигде и не увидишь.
Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.
А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И
действительно под открытым небом.
Музей-это собеседник, с которым всегда интересно поговорить. Музей-это
еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то
новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна, которую населяют ушедшие
века, отгремевшие войны, хранятся истоки научных открытий.
В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая
музей, вы выходите из него богаче, чем были, когда входили в его двери.
Таким образом, целью моего реферата является посещение уникального
музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о
скульптурном убранстве, но и об архитектурных памятниках, садово-парковом
ансамбле, дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата
предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась,
чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания, что
чрезвычайно важно для читателя.
Глава 1.
Историко-художественный очерк
Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных
с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится
Летнему саду и Летнему дворцу Петра ?.
Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург
неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под
Полтавой в 1709 г. Петр ? осуществляет свое давнишнее намерение перенести
столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись
большие архитектурно-строительные работы.
История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые
упоминания о нем встречаются в письмах Петра ?, датированных мартом 1704 г.
Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые
участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока
Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба
шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.
На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр
вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром ? Летний
сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил
черты русских подмосковных садов XV??? в., где обязательно высаживались
фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину
современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми
деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,-
остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три
года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского
короля”.
Петр ? сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции.
В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и
западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И.
Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И.
Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада
сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.
Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три
этапа.
Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада.
Существует предположение, что автором его был сам Петр ?. Современную
территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал
палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была
временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711
г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время
располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка
и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами,
посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными
растениями из оранжерей.
В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном
Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.
В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции
занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный
парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.
В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках
Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до
настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял
собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной
местности.
В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.
Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили
в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны
планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его
строительства. Приглашенный в Россию Петром ? Леблон считался ранее автором
окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в
1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка
Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был
построен дворец Екатерины ?.
В последние годы жизни Петра ? его летняя резиденция на невских берегах-
это уже сложившийся архитектурный ансамбль.
В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра ?, а
описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в
архивных документах и графических материалах.
Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против
первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в
два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было
несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к
воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но
основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г.
Уже после смерти Петра ? в 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала
для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора
М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним
декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс
явилось прообразом дворцов середины XV??? в. Название сооружения говорит
само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала
свадьба дочери Петра ? Анны Петровны с герцогом Голштинским.
На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот,
занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы
после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном
и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа,
мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла
и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее
пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине XV??? в.
грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения
почти полностью разрушен.
Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К
середине XV??? в. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов.
Петр ? был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но
особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа,
которая была осуществлена в 1720-х гг.
Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра
? . Например, Екатерина ? в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете”
приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В
противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был
устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра ?, бывшего
гамбургского маклера Ла-Косты.
Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не
проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового
комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего
Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины ? . Планировка его
была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные
сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был
Летний дворец Екатерины ?, названный во многих документах “Золотые хоромы”.
И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это
сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий,
строилось одновременно с Летним дворцом Петра ?, но было разобрано во
второй половине XV??? в.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть,
на месте павильона Росси в Михайловском саду.
Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая
коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного
парка. В первой четверти XV??? в. собрание насчитывало до двухсот статуй,
скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна.
Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских
Венеции и Рима.
Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр ?. Для этой цели
специально были посланы в Рим доверенные лица.
Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди
исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский,
Юлий Цезарь, Август и др.).
Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи,
олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра ?. В эпоху,
когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких,
как “Слава”, “Архитектура”, ”Мореплавание”, отразилась история России
начала XV??? в.- победы в Северной войне, основание морского флота,
строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно
выделить группу так называемых “добродетелей”, вероятно, более
многочисленную в начале XV??? в.. Из сохранившихся до настоящего времени
наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке, символом света и
просвещения, и “Искренность” с рукой на голове льва, что означало победу
добродетели, опирающейся на величие души.
Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры
мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных
богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей
встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей
площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических
персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”.
Сохранилось много описей XV???-XX вв., по которым можно судить, что
количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.
Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам.
Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество
венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и
изобилие”, “Ништадтский мир”).
С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”,
“Искренность”, а также изображения муз.
Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада
создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра ?.
Летний дворец Петра ?- единственное сооружение, сохранившееся с начала
XV??? в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец,
называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы,
Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен
в сторону парка.
На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный
летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так
как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712
гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором
проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени
имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала
XX в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.
В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по
сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его
продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним
обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с
их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные
особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда
небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы,
простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов
были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти XV??? в.. Этот
стиль получил название петровского барокко.
В Летнем дворце Петра ? так же, как и во многих других сооружениях,
скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени.
Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого
и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих
барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство,
превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной
войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют
скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли
быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона,
А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.
В Летнем дворце Петр ? жил со своей семьей с мая по октябрь в течение
1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра ?, а второй-комнаты
Екатерины ? и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему
оформлению уделялось огромное внимание.
Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени.
Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой,
резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили
живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева.
Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной
комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы
изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале XV??? в.
дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах
развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.
Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю.
Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно
царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими
столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы
мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.
В Летнем дворце после смерти Петра ? и Екатерины ?, как предполагают,
на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование
Александра ? и Николая ? одно из первых каменных зданий Петербурга сдается
внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь
Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.
С середины X?X в. современники начинают осознавать историческое и
архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только
изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг.,
Страницы: 1, 2, 3
|