рефераты бесплатно

МЕНЮ


Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Оглавление

|Вступление |1 |

|Глава 1. Историко-художественный очерк |2 |

|Глава 2. Садово-парковый ансамбль |12 |

|Глава 3. Скульптура |14 |

|Глава 4. Архитектурные памятники |17 |

|Глава 5. Дворцовые интерьеры |19 |

|Глава 6. Декоративно-прикладное искусство |22 |

|Глава 7. Живопись |25 |

|Глава 8. Летний сад в стихах |28 |

|Заключение |30 |

|The Summer Garden |31 |

|Список использованной литературы |34 |

| | |

Вступление.

Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо

называют. Сотни зданий, набережных, мостов - великие творения зодчих.

Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения

скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить, как по музею.

Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и

маленьких, старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие

выставки, количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не

дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников

материальной культуры.

По музеям можно ходить, как по эпохам. Загляните, они покажут вам, как

жили фараоны Древнего Египта, какие изумительные картины и скульптуры

оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть

далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов, встретиться

с папуасом из Полинезии, полюбоваться рукотворными чудесами народных

умельцев, каких больше нигде и не увидишь.

Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И

действительно под открытым небом.

Музей-это собеседник, с которым всегда интересно поговорить. Музей-это

еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то

новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна, которую населяют ушедшие

века, отгремевшие войны, хранятся истоки научных открытий.

В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая

музей, вы выходите из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Таким образом, целью моего реферата является посещение уникального

музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о

скульптурном убранстве, но и об архитектурных памятниках, садово-парковом

ансамбле, дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата

предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась,

чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания, что

чрезвычайно важно для читателя.

Глава 1.

Историко-художественный очерк

Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных

с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится

Летнему саду и Летнему дворцу Петра ?.

Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург

неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под

Полтавой в 1709 г. Петр ? осуществляет свое давнишнее намерение перенести

столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись

большие архитектурно-строительные работы.

История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые

упоминания о нем встречаются в письмах Петра ?, датированных мартом 1704 г.

Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые

участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока

Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба

шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр

вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром ? Летний

сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил

черты русских подмосковных садов XV??? в., где обязательно высаживались

фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину

современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми

деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,-

остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три

года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского

короля”.

Петр ? сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции.

В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и

западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И.

Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И.

Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада

сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три

этапа.

Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада.

Существует предположение, что автором его был сам Петр ?. Современную

территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал

палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была

временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711

г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время

располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка

и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами,

посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными

растениями из оранжерей.

В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном

Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.

В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции

занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный

парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.

В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках

Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до

настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял

собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной

местности.

В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили

в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны

планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его

строительства. Приглашенный в Россию Петром ? Леблон считался ранее автором

окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в

1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка

Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был

построен дворец Екатерины ?.

В последние годы жизни Петра ? его летняя резиденция на невских берегах-

это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра ?, а

описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в

архивных документах и графических материалах.

Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против

первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в

два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было

несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к

воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но

основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г.

Уже после смерти Петра ? в 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала

для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора

М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним

декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс

явилось прообразом дворцов середины XV??? в. Название сооружения говорит

само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала

свадьба дочери Петра ? Анны Петровны с герцогом Голштинским.

На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот,

занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы

после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном

и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа,

мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла

и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее

пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине XV??? в.

грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения

почти полностью разрушен.

Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К

середине XV??? в. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов.

Петр ? был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но

особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа,

которая была осуществлена в 1720-х гг.

Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра

? . Например, Екатерина ? в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете”

приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В

противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был

устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра ?, бывшего

гамбургского маклера Ла-Косты.

Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не

проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового

комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего

Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины ? . Планировка его

была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные

сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был

Летний дворец Екатерины ?, названный во многих документах “Золотые хоромы”.

И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это

сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий,

строилось одновременно с Летним дворцом Петра ?, но было разобрано во

второй половине XV??? в.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть,

на месте павильона Росси в Михайловском саду.

Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая

коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного

парка. В первой четверти XV??? в. собрание насчитывало до двухсот статуй,

скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна.

Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских

Венеции и Рима.

Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр ?. Для этой цели

специально были посланы в Рим доверенные лица.

Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди

исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский,

Юлий Цезарь, Август и др.).

Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи,

олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра ?. В эпоху,

когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких,

как “Слава”, “Архитектура”, ”Мореплавание”, отразилась история России

начала XV??? в.- победы в Северной войне, основание морского флота,

строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно

выделить группу так называемых “добродетелей”, вероятно, более

многочисленную в начале XV??? в.. Из сохранившихся до настоящего времени

наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке, символом света и

просвещения, и “Искренность” с рукой на голове льва, что означало победу

добродетели, опирающейся на величие души.

Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры

мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных

богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей

встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей

площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических

персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”.

Сохранилось много описей XV???-XX вв., по которым можно судить, что

количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.

Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам.

Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество

венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и

изобилие”, “Ништадтский мир”).

С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”,

“Искренность”, а также изображения муз.

Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада

создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра ?.

Летний дворец Петра ?- единственное сооружение, сохранившееся с начала

XV??? в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец,

называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы,

Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен

в сторону парка.

На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный

летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так

как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712

гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором

проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени

имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала

XX в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.

В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по

сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его

продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним

обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с

их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные

особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда

небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы,

простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов

были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти XV??? в.. Этот

стиль получил название петровского барокко.

В Летнем дворце Петра ? так же, как и во многих других сооружениях,

скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени.

Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого

и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих

барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство,

превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной

войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют

скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли

быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона,

А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.

В Летнем дворце Петр ? жил со своей семьей с мая по октябрь в течение

1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра ?, а второй-комнаты

Екатерины ? и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему

оформлению уделялось огромное внимание.

Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени.

Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой,

резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили

живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева.

Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной

комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы

изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале XV??? в.

дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах

развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.

Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю.

Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно

царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими

столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы

мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.

В Летнем дворце после смерти Петра ? и Екатерины ?, как предполагают,

на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование

Александра ? и Николая ? одно из первых каменных зданий Петербурга сдается

внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь

Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.

С середины X?X в. современники начинают осознавать историческое и

архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только

изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг.,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.