История русской Архитектуры
История русской Архитектуры
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса
императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль
в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную
часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры
Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,
покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные
достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных
элементов составляет характерную черту византийской культуры.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих
типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в
соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения
императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и
относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на
региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции
отдельных народов,
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является
развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов
структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах
и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на
ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила
широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа
архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно
представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых
помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная
трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения,
располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли
собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области
арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в
Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также
из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича.
Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части
сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с
куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые
своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался
восточный прием — тромпы.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской
архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие
четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался
непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и
опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в
стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.
Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от
громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее
пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок
полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда
достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно
из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование
пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения
жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность
опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы,
получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
Основными строительными материалами был плоский кирпич — плинфа
толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый
размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых
карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на
растворе (Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко
истолченный кирпич — цемянку для придания раствору большей прочности и
гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными
слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная
кладка: 3—5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались
с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не
штукатурилась.
Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и
купола по древневосточному обычаю—без применения дорогостоящих лесов. При
возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами
кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и
сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко
отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным
кружалам.
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные
породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или
свинцовыми листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в
византийских постройках часто применялись металлические и деревянные
затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах
закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или
полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели
вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического
очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому
полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба,
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и
превращение вспарушенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный
камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся
бутовый камень на растворе.
Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые
и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со
стрельчатым очертанием.
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался
развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом
Витрувия. Известен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд
епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором
содержатся сведения по архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в
большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности
византийского времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими
эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии
Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас
комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов».
Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О
парадоксах механики».
Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском
зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под
влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы,
свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху
основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых
условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при
доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами
выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды,
аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями
без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались
фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора.
Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых
поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен
воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости
стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла
характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в
византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады —
конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть—колонна,
воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей
сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую
колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму
опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка
выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика —
варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на
оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы
отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики —
удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом,
отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для
развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных
районах—в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали
и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515
гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое
значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних
примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в
которой купол опирался на четыре опоры.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой
центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое
подкупольное пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая
пластика образованы в основном конструктивными элементами:
куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями,
арками на колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные
ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные
устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой
развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала
ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала,
происходившего главным образом в центре храма под куполом — символом
небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная
купольная базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими
архитекторами Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в
правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся
произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным
крамом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении
свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления
архитектуре отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры
выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона. Однако
общие размеры собора Софии значительно превышают их, а конструктивная
основа значительно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м.
Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой
23 м, связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые
опирается центральный купол диаметром 31 ми толщиной в замке 0,6 м. Несущая
конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер,
опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного
камня, Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях
максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними
выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых
слоях цемяночного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70Х15 см, с
возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на
расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны
проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заключенные между
подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены
из квад-ров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в
верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор
купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении
воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м, подпирающими
конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются
еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко взаимодействующая
система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное
пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961
м""'). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают
прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов
служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших
полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от
главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма
(1,1—1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора.
Кровля была покрыта свинцовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь
пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако
несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность,
подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная,
пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Система
сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр —
акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение
композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.
Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и
полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность
световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении
подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании.
Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его
воздушность и пространственность
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах.
Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в
местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн
имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно
целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность
блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных
конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в
масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее
развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и
великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому
подражали и на котором учились многие поколения строителей.
Архитектура Древней Руси X – первой половины XIIIв.
К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское
государство, объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-
финские племена. Утверждением феодальных отношений сопровождалось
восприятие от Византии православия, способствовавшего укреплению связей с
ней, освоению достижений византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь
находилась в постоянном контакте с южными славянами черноморья, странами
Западной и Центральной Европы и другими, осваивая достижения их культур, а
в последующем и сама воздействуя на них.
В Х—XI вв. на основных водных путях возникают многочисленные русские
города, укрепляемые деревянными стенами или тыном, земляными валами,
естественными и искусственными водоемами; основываются монастыри. Строятся
жилые дома и княжеские палаты — в подавляющем большинстве из дерева.
Дерево широко используется в хозяйственных постройках, для мощения дорог, в
городском благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании
храмов, о сложной структуре которых можно судить по сохранившимся
иконописным изображениям. Из дерева строились и крупнейшие здания — соборы
в Новгороде, Ростове и других городах. Есть основания предполагать, что
Страницы: 1, 2
|