рефераты бесплатно

МЕНЮ


Готическое течение в Западной Европе

Готическое течение в Западной Европе

Реферат по МХК на тему:

«Готическое течение в Западной Европе»

ученика 11Бкласса

гимназии города Новополоцка

Гаврика Алексея

» «

Новополоцк 2002

Оглавление 2

Вступление Ошибка! Закладка не определена.

Зодчество Ошибка! Закладка не определена.

Заключение 36

Литература 43

Вступление.

Постараемся вникнуть в сущность процесса, видоизменившего средневековое

зодчество.

Известный английский теоретик искусства Дж. Рескин полагал, что «великие

нации записывают свою автобиографию в трех книгах — в книге слов, в книге

дел и в книге искусства», но, указывал он, «только последняя заслуживает

полного доверия».

В этом суждении, очевидно, приложимом не только к нациям, но и к эпохам,

верно то, что искусство нагляднее всего и правдивей, ибо наиболее

непосредственно, так сказать, чистосердечно отражает идеалы, грезы,

сомнения, взлеты, порывы и общее мироощущение. Процитируем Гоголя. Вот

какими сравнениями он характеризует средние века: «...величественные, как

колоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые одни

другим своды, пестрые, как разноцветные его окна и куча изузоривающих его

украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы

и стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем».

О готическом стиле немало написано в научной литературе.Изучением этого

направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер

де Монтеру, Жжен Монапасьен и др.Этот стиль своеобразен, он буквально

видоизменил средневековое зодчество.Храмовые постройки обрели готическую

вертикаль.Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы

избавились от грузности, тяжести, массивности .Помещения стали

казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны.

Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее

как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на

многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора как бы избавилась от

своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, вся

она наполнилась воздухом и засверкала.

О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда после долгого

забвения Европа осознала наконец, значительность художественного наследия

средневековья, мы можем судить по следующим строкам Гоголя: «Была

архитектура необыкновенная... — мы ее оставили, забыли, как будто чужую,

пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века

протекло, и Европа, которая жадно бросалась на все, алчно перенимала все

чужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским или одевала их по

своим формам, — Европа не знала, что среди ее находятся чуда... что в недре

ее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне «реют кирпичи

недоконченной башни Страсбургского мюнстера. Готическая архитектура, та

готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних

веков, есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображение

человека. Ее напрасно производят от арабской, идеи этих двух родов

совершенно расходятся: из арабской она заимствована только одно искусство —

сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость; но сама эта

роскошь украшений вылилась у ней совершенно другую форму».

Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле

после гибели породившей их цивилизации. В эпоху Возрождения такую радость

испытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную статую идеальных

пропорций или чудесно расписанную амфору; радость - вместе с негодованием

по адресу тех, кто, утверждая христианскую веру, отрицал культурное

наследие древнего языческого мира. А ведь искусство средневековья долго

пребывало скрытым, хоть и не в земле, но не менее надежно под тяжелым

пластом непонимания. Но вот наступило прозрение, и красота этого искусства

обворожила умы и сердца.

Целью нашей работы является отображение развития готического стиля в

Западной Европе со времен его зарождения во Франции в середине 12 века и до

наших дней. Задачами нашей работы являются:

1.Описание различных готических архитектурных ансамблей.

2.Отображение добавления новых элементов в храмовую систему.

3.Выяснение, насколько широко исследуемый нами стиль нашел свое место в

храмовых застройках исследуемых стран.

4.Выяснение, насколько исследуемая страна переработала готический стиль

на свой лад.

Общая характеристика готического стиля.

«В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над

головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и

переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых

мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею

сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним

на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость —

это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в

себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который

фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где

теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и

им конца нет, — весьма естественно ощутить в душе невольный ужас

присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум

человека», -так характеризовал Гоголь готическое течение.

Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта

масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась

подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями,

выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский

зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивал

главное внимание. Именно совершенствованию опорной системы суждено было

произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.

Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или

нервюрах[1] принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа

нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение

так называемых аркбутанов— полуарок, переносящих давление верхних стен

среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы— контрфорсы[2]

боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все это

настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное

значение. В этом и заключалась совершенная революция.

Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно

прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в

кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей

структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание

свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь

каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революции

свидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственных

результатов в точных цифровых данных: высота в 18—20 м была предельной для

среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в

готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском —до

38 и, наконец, в Амьенском —до 42м. Так готическая вертикаль

восторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурные

формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего

строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в

Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например

Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы

обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с

каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее

четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто

асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со

своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,

галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше

и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это

пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (

в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не

только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах,

под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах,

на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно

вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном

Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет

архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще

более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и

маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем

просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей

общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой

деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные

представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и

даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так

велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как

правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили

преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот

в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить

саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение

архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом

стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно

оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать

типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они

противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но

если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое

начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки,

покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный

предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не

мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль

зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные

своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся

воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную

основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с

гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из

этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать

сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна.

Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной

живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые,

яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в

раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с

продольным пространством. Таким образом устраняется резкая граница между

клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем - то недоступным и

сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной

крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не

уныл. Что же представляли собой средневековые города? Основная масса

городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные

слои общества. Ремесленники уже не были чьими - то слугами, они

объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возникли

университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун.

Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Все

изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы,

витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная

энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем

в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру Парижский посвящался

богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею

мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных

богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории

настолько условны, что под их сенью находили себе место самые

разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной

концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень

оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более

органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. В

большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над

живописью, если не считать витражи: это опять - таки определялось

характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для

фресок.

Франция.

В силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда

же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому,

часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или

Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те

прогрессивные явления, о которых мы говорили выше, обусловили благодаря

своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.

Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не

только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его

культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций

ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и

ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было

тогда беспримерным. Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центром

средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся

сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из

писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран

ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг

земли». А кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее

передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия—с такими

цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан, — истинными сокровищницами

готического искусства.

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и

первая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. —

зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостно

сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а

затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже

самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не

одинаковой в разных странах.

Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и,

несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и

открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть

веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился

благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз

увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими

памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует

над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается нами как

одно из высочайших воплощений французского художественного гения. Давно уже

далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр

его общественной и политической жизни, и мы забываем, что призван был

некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавший при

покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г.)

французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много

веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон).

Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или

константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин только в веках,

но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной

культуре создавшего его народа. Восхищение Виктора Гюго западным фасадом

Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только

начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно

это соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не

исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной

базилики[3]. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы

находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием),

стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая

роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.