Деревянное зодчество. Кижи, Обонежъе
искусствоведов. Это происходило, наверное, потому, что он настолько искажен
позднейшими перестройками XIX века, что производит впечатление сравнительно
«нового» памятника, малоинтересного на фоне знаменитых реликвий Обонежья.
Но с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история.
И церковь в Рослякове заслуживает внимания.
Самая древняя и самая интересная ее часть — центральный столп, рубленный
«восьмериком на четверике» и крытый невысоким шатром. Замечательно то, что
при перестройке памятника поверх старого шатра был поставлен новый.
Удивительное явление! На память приходит маленькая Лазаревская церковь,
которая до перевозки в Кижи скрывалась под другой, более значительной по
своим размерам церковью. А сам Муромский монастырь, где стояла церковь,
находился сравнительно недалеко от Пудожа, в Обонежье.
Столь заботливое и бережное отношение старых мастеров-плотников,
строивших деревянные храмы, можно объяснить лишь одной—единственной
причиной: их приверженностью к старине. Однако приверженность эта не была
бессознательно-слепой, мол, лишь бы старое. Нет, они глубоко понимали, а
потому и чтили мудрость былого; понимали ее образное преломление в
архитектурных и конструктивных формах древнерусских деревянных построек;
умели читать мысли, заложенные в них.
Музей-заповедник "Кижи"
Поначалу этот музей возник на небольшом безлесном и почти пустынном
острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение,
именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский-
от названия острова, а Спасский-от названия церкви на погосте острова.
Само слово "погост" говорит о значительности поселения. Так в старину
называли не только довольно крупную административно-территориальную
единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень,
выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее административным
центром.
Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий
гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие
празднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодках
и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом,
шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы на
приезд". Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбары
и склады, церкви и школы-одним словом, на погосте сосредоточивалась вся
духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.
В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах
1582-1583 гг. сказано: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на
погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии
Богородицы"". Какие они были-нам неизвестно. Уже значительно позднее, в
переписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского шатровый",
а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была "теплой".
Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена
здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно
утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой,
когда пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремели
салюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда уже предопределился
благоприятный исход Северной войны.
Вот в этой-то атмосфере возник величественный образ
двадцатидвухглавой Преображенской церкви, звучащий как торжественный гимн
героическому русскому народу в честь его исторической победы.
Не случайно старинное предание прямо связывает строительство
Преображенской церкви с личностью Петра 1: "Петр Первый, путешествуя из
Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество
срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так
ли это было, нет ли-трудно сказать. Но в каждом предании есть доля
исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения
Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались, почти
ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории
Русского государства.
Праздничная, жизнерадостная нарядность, эпическая мощь и былинная
приверженность земной красоте - таков образный строй памятника.
Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-
пространственная схема предельно просты и лаконичны. В их основе лежит
традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Она имеет такие же
глубокие корни в русском деревянном зодчестве, как и многоглавие.
В архитектуре Преображенской церкви эстетика и практическая
целесообразность проступают едва ли не в каждой детали. В ярусах глав и
бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной
скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой
выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в правдивой красоте и
убедительной силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой,
построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю
крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на
кровле.
Анализ работы основных несущих конструкций церкви с оконными и дверными
проемами и системой жестких пространственных связей внутри здания открывает
перед нами все новые и новые достижения строительной мудрости, накопленной
веками и основанной на предельном знании всех возможностей дерева как
строительного материала.
При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было
изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно
подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из
лемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней части
купола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для
средней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней,
сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху.
Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с
осями нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так,
что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.
Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит
зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в
сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она
несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного
деревянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь-
имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя
срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей
церковного здания и подчинение их задачам культа.
В храме традиционного типа, к которому относится Покровская церковь,
помещение трапезной было самым большим и превышало по площади собственно
церковь в два-три раза, а иногда и больше. Если в XV-XVI веках трапезные
встречались в церквах как исключение, то с начала XVII века, когда по всей
России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, они
становятся почти обязательной составной частью зимних церквей. А сами
трапезные превращаются в своеобразные центры мирской жизни многих погостов.
По своему назначению трапезная при северных церквах была гражданским
помещением и служила главным образом для нужд населения погоста. Была
местом мирской сходки-суёма, на котором жители погоста и входящих в его
состав сел и деревень решали свои насущные житейские дела. Здесь
происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские
указы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностных
лиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся.
Не было дня, чтобы здесь не толпился любопытствующий народ.
Против мирского использования трапезных боролась официальная церковь. Но
вековые традиции народного зодчества продолжали жить. Так произошло и с
трапезной Покровской церкви: она сохранилась, но размеры ее уже невелики,
потому что ко времени постройки церкви изменилась основная функция, в
которой уже не осталось места для трапезной как общественного центра всего
погоста.
И все же Покровская церковь-один из лучших памятников народного
деревянного зодчества Русского Севера.
Были нужны безупречный вкус и творческая дерзость, чтобы заменить
традиционный шатер "букетом" из девяти глав, чтобы так удачно найти верное
решение трудной задачи: что же поставить рядом с фантастическим
многоглавием Преображения? Соперничать ли с ним или стремиться его
превзойти? Подражать ли ему? Идти по пути резких контрастов или единозвучия
форм? Эта задача была решена строителями. Покровская церковь прочно вошла в
архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в
сравнении с Преображенской.
Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особой
выразительностью, утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилями
всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять
величие церкви Преображения.
Архитектурный ансамбль Рижского погоста был бы неполным без шатровой
колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.
Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда
пора расцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Новая
колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то
мере создавалась по ее подобию. Архитектура нынешней колокольни далека от
традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы
приближенно воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняет
традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой
оградой. Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный
фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая
ограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в середине
пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Рижского
погоста.
Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном из
отдаленных уголков Онежского края - на Водлозерском Ильинском погосте.
Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего
Рижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе
церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную
архитектурно-пространственную композицию. И, может быть, самое удивительное
в этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одного
зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!
Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами
музея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах.
Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного
новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце XIV
столетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной
миниатюрой.
В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь
была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный
придел. В Рижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан.
В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь
была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный
придел. В Рижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан.
К приемам, свойственным раннему деревянному зодчеству, можно
отнести, например, способ рубки углов в простую "чашу" без "потайного зуба"
и без поперечного выступа, препятствующего продольному сдвигу бревен в
стенах, при котором продольный паз выбирается не в верхнем, а в нижнем
бревне; отсутствие потолков в алтаре; свободно, непринужденно нарисованные
очертания угловых столиков и т. д.
Если конструктивные приемы, примененные при строительстве Лазаревской
церкви, кажутся несколько примитивными, то этого никак нельзя сказать о ее
художественной выразительности. Зодчий в полной мере владел искусством
создавать красивое простыми средствами.
Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали
эту небольшую постройку монументальной, а выразительные концы кровельного
теса и лемеха наделили изяществом.
Для северных деревень характерна и другая разновидность культовых зданий
- часовни. В отличие от церквей в них нет алтаря, да и размеры обычно
невелики. Впрочем, некоторые памятники являли собой довольно крупные
сооружения. Пример тому - часовня из деревни Кавгора. Ее стройная шатровая
звонница, устремленная ввысь, безраздельно господствовала во всей
архитектурно-пространственной среде поселения и служила его композиционным
центром. Как и многие другие часовни бывшего Олонецкого края, она
датируется XVII-XVIII веками, отражающими два этапа ее строительства и две
стадии формирования ее архитектурного образа.
Часовни из деревень Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, что
сохранились вблизи музея на своих исконных местах - в деревнях Корба,
Воробьи, Подъельники, Волкостров, Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. И тем
не менее они совершенно непохожие и каждая интересна по-своему. Своеобразие
их облика отвечало неповторимости окружения природного архитектурного. Так,
в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена чуть
поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте. Например, в деревне
Васильеве на самом Кижском острове.
В другой деревеньке часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловой
рощей и так, что ее стройный шатер издали не отличить от елки. Так "вросла"
в пейзаж часовня в деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей.
Столь же неповторимо срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи на
Большом Клименецком острове и в Усть-Яндоме.
При всей однотипности кижских часовен диапазон их архитектурно-
композиционных различий широк. В одной из них западный придел подобен
небольшому тамбуру, как в Подъельниках, в другой, напротив, он развит до
масштаба трапезной, намного превышающей площадь самой часовни, как сделано
в Васильеве. В этой часовне колокольня имеет второстепенный характер, а в
Кавгоре или в Усть-Яндоме она перерастает в основную архитектурную форму
здания, подчиняя себе всю его композицию и определяя его художественный
образ.
В одной часовне потолок простой гладкий тесовый, а в другой -
пирамидальный, подобный "небу" Преображенской церкви.
Не менее отчетливо выступают различия и во многих других частях и
деталях, наружных и внутренних. Именно они и придают каждой из часовен
особую ценность.
Неподалеку от Кижей, километрах в пяти от острова, в деревне Еглово, до
недавнего времени стояла, но разрушилась небольшая часовенка. Она во многом
напоминала часовню из деревни Вигово, поставленную на высоком каменистом
кряже в северной части музея-острова. Схожа структура построения этих двух
памятников. Все их помещения объединены общей двухскатной крышей и имеют
одинаковую ширину; все они поставлены на подклет, хотя и невысокий, но тем
не менее делающий каждую из двух часовен сооружением значительным.
Одинаково расположены и крыльца: асимметрично относительно продольной оси с
южной стороны сеней. Разница лишь в том, что ступени входа в Виговскую
часовню расположены не как в Еглове - прямо по фронту крыльца, с южной
стороны, а сбоку, с восточной стороны.
Первоначально часовня в Еглове представляла собой простенькую невысокую
постройку "клецкого" типа с кровлей по потокам и курицам. Но позже,
очевидно, в конце XVIII или в начале XIX века, к ней была пристроена
шатровая колокольня с сенями и крыльцом, причем ширина и высота новых сеней
оставались такими же, как у часовни, и обе они вместе - старая и новая
части - получили общую двухскатную кровлю. В результате этой перестройки
вся часовня в целом получила новую композицию, ядром и центром которой стал
шатер.
Графическая реконструкция часовни в Еглове выполнена с ориентацией на ее
оптимальный облик, исторически сложившийся в традиционных формах народного
зодчества, то есть на тот более поздний облик памятника, который он
приобрел в результате обогащения его композиции шатровой звонницей. При
этом восстановлены и относительно поздние элементы памятника, которые мы
классифицируем как нейтральные. Самым сложным вопросом был вопрос о кровле.
Дело в том, что подкровельная конструкция этой часовни, сохранившаяся в
подлинном виде, несет в себе как бы два разных источника информации о типе
кровли. На старой часовне есть следы и остатки куриц, а на новой - нет ни
того, ни другого. Как же поступать в таких случаях? На какой тип кровли
надо ориентироваться при ее реставрации?
Попытка восстановить кровлю, общую для старой и новой части памятника,
была бы ошибочной. Такой кровли здесь никогда не было, да и быть не могло
хотя бы потому, что постановка нового крыльца, его размеры и формы
исключают саму возможность устройства здесь потока. А общая двухскатная
кровля никогда не совмещает в себе одновременно два типа конструкции - по
потокам и курицам и обычную. Таким образом, вывод напрашивается сам собой -
реставрировать следует обычную кровлю.
Часовня в Еглове имеет много общих черт со многими памятниками "Кижского
ожерелья", расположенными в окрестностях Кижей по берегам Онежского озера.
Они еще раз убеждают в многообразии композиционных приемов, используемых
местными мастерами при строительстве однотипных памятников, в их глубокой
приверженности древним строительным традициям. Стилевое единство построек
формирует огромный архитектурно-пространственный ансамбль, главенствующую
роль в котором занимает Кижский погост.
Страницы: 1, 2
|