Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Министерство общего и профессионального образования
Удмуртский Государственный
Университет
Факультет романо-германской филологии
Кафедра истории культуры
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира.
Выполнил: студент группы 414
Безносов Владимир
Проверил: Курочкин Михаил
Валентинович
Ижевск 1997
Содержание:
1.Введение.
2. Краткий экскурс в историю.
3.Архитектура Киева.
4.Архитектура Древнего Новгорода.
5.Архитектура Владимира.
6. Заключение.
7. Иллюстрации.
8. Список использованной литературы.
I.Введение.
Архитектура – это
застывшая музыка.
Из сокровищницы мировой мудрости.
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не
нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно
(хотя и не ново) – что без прошлого нет будущего, нет развития, как
отдельного человека, так и всего общества.
Несколько слов о самом понятии «культура». В переводе с латыни “
cultura” – то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В
нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных
человечеством в процессе своего развития.
Никто не станет отрицать, что культура – это прекрасно. А откуда в
человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно
так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не
сможет дать ответ.
На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную
скульптуру, чеканку; русские «златокузнецы» уже тогда были известны всему
миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она
находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника
дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть –
людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о
многобожии.
Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу
деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными
традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по
многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня
строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой
Софии Премудрости – киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока
заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще,
появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также
отметить, что светская архитектура в XI- XVI веках отодвигается куда-то на
второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы
сейчас и поговорим.
Но прежде – краткий экскурс в историю…
II.Краткий экскурс в историю.
X век – век становления Русского государства, век объединения
восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век
уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской.
Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и
два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного
периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы
строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это
характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи
средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве
основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку
уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и
кирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именно
камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии,
неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры
становится византийский тип храма – четырехстолпный крестовокупольный. X
век – век единства, поэтому региональные различия, причем весьма
несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.
Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий
– киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить
Киеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадок
Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало
знаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало
феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во
внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной
также, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда,
политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в
области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И,
как я уже упоминал, храмовая архитектура в этот период занимает
главенствующие позиции.
Двенадцатый век – век перемен. Перенос столицы и митрополичьего стола
из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век
постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-
суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век
появления типа так называемого « малого храма».
Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и,
следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось
почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.
Век четырнадцатый – век возвышения Москвы и начала объединения Руси
вокруг нее. Век подъема национального духа. Характеризуется некоторыми
типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой
России.
III. Архитектура Киева
X – XII веков.
КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная история которого
насчитывает полторы тысячи лет. «…вся честь и слава и величество и глава
всем землям русскиим – Киев» - так с гордостью начертал неизвестный
летописец.
Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а
здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена
она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой
половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит
величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037
годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же
града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и
посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье;
посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины».
Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена
восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение
искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна
и славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались
патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и
боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны
многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси.
Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский
престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между
князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем
Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и
переписчиков книг.
Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и
придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами
сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции
одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота
29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные
формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что
отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор
окружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные
наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые
свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные
лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной
галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где
находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги
Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих
киевских князей).
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен
– ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича
(плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого
века. Это – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов,
делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а
также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол,
поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает
центральное подкупольное пространство.
В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые
этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в
стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились
западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части
(аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное
подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста,
в западной части изменило первоначальный вид.
Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской
одиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков
разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных
водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это
третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и
фресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской.
Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников
древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то
представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной
церковью Благовещенья.
Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны
проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров.
Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на
которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра.
На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности
«смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном
растворе).
Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная
часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего
фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот
перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой,
окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу
древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.
Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного
храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не
выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты
из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода –
меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины– голосники
для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой
выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в
Софийском соборе, имеются надписи-граффити.
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на
далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви
черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для
представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и
фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской
поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого
века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части
сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над
входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные
формы четко читаются под этими достройками.
Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание,
вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28
метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из
аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на
барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы
окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике
порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.
Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное,
хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными
помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц,
крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой
молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед
южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок
двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800
квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные
произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви
характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных
белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме
росписей.
IV.Архитектура Древнего
Новгорода X - XIVвеков.
ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВГОРОДА с трудом читаются сквозь туман
легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому
более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям
казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса,
расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим – Старая Ладога,
отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.
В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера
Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого
века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием
Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в
процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические
раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концу
девятого – началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именно
по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил
название «Новый город». Подобные «передвижения» на более удобную территорию
были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом
их в процессе феодализации.
При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалось
обнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка – дубовая
церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом Софии
Киевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989(!!!) году
присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом.
Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был
по преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие
дешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериям
способствовали этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостных
стенах, мостах, церквах и хоромах знати – уже в древнейший период
неоднократно повествуют летописи.
Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался
в основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава
(Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде
обычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был
заложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князь
Ярослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактически
провозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимый
путь в развитии архитектуры.
Храм строился пять лет – с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София
– один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий
мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в
Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве.
Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно
киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный
расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с
трех сторон примыкали открытые галереи.
Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и
конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном
соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по
основным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены
новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в
отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных,
грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси
мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и
подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном
Страницы: 1, 2
|