Управление транспортом
противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река - море)
плавания с выдачей им свидетельств пожарной охраны осуществляется
бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном
транспорте в порядке, установленном Минтрансом РФ.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном
транспорте совместно с территориальными органами федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют:
контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного
назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего
бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном
транспорте;
информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по
вопросам экологической безопасности.
Кроме этого бассейновые органы государственного управления на
внутреннем водном транспорте имеют право:
пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению
судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в
порядке, установленном законодательством РФ;
устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного
оборудования;
разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и
стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения
грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с
соответствующими федеральными органами исполнительной власти в
установленном порядке и др.
Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, а также положением о нем.
Его основные задачи Минтранс связанны с формированием и реализацией
единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях,
осуществлением государственного управления и регулирования указанными
транспортными отраслями (специальные исполнительные, разрешительные,
контрольные и надзорные функции).
Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы,
координирует взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах,
контролирует целевое использование государственной поддержки
подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морском и
речном транспорте, согласовывает с МПС Российской Федерации правила
перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сокращения дорожно-
транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, что
является одним из основ государственной политики в сфере транспорта,
разрабатываются соответствующие федеральные, региональные и местные
программы.[7]
В составе Минтранса имеются следующие департаменты: воздушного,
морского, речного, автомобильного транспорта; федеральный дорожный; по
координации функционирования и развития транспортной системы России, а
также Российская транспортная инспекция, и ее отделения в субъектах
Федерации.
В состав транспортной инспекции входят следующие отделения:
межрегиональные, территориальные, а также управления и территориальные
управления воздушного транспорта.
Департаменты (комиссии, инспекции) могут в пределах своей компетенции
разрабатывать и утверждать технические правила и инструкции
межведомственного характера, регламентирующие деятельность соответствующих
видов транспорта и дорожного хозяйства.
В субъектах Федерации Министерством транспорта могу создаваться его
региональные органы управления.
Так, департамент воздушного транспорта осуществляет управление
полугосударственной компанией «Аэрофлот – Российские международные
авиалинии», территориальными управлениями, администрациями авиационных
отрядов, аэропортов. Аэропорт – это предприятие, осуществляющие прием и
отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание
полетов воздушных судов и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и
другие сооружения и оборудование. Воздушное судно – первичное звено
воздушного транспорта, обслуживаемое экипажем во главе с командиром.
В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения»
определенны основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения в
РФ: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении,
над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет
ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения
над ответственностью граждан, участвующих в дородном движении; соблюдения
интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности
дорожного движения.[8]
В условиях перехода к рыночной экономике возник ряд проблем.
Акционерное общество «Аэрофлот – Российские международные авиалинии»
создало более 80 коммерческих структур, значительная часть которых пока
работает с убытками. Резко снижается регулярность полетов, что ведет к
потере значительной прибыли и ликвидации рабочих мест.
Еще в 1997г. была одобрена концепция государственной транспортной
политики, в которой предусматривается не только модернизация транспортного
комплекса и внедрения современных экономических механизмов на рынке
транспортных услуг, но и обеспечения согласованности действий федеральных,
региональных и местных органов власти, транспортных и иных предприятий.
Развитие транспортного комплекса осуществляется в соответствии с
целевыми программами, в качестве которых можно выделить:
1. дороги России;
2. внутренние водные пути;
3. возрождения торгового флота России
После распада СССР и сокращения количества морских и речных портов
возникла необходимость в строительстве новых портов (например,
Астраханского морского порта для главного выхода России в Каспийское море
через Волгу).[9]
Минтранс является специально уполномоченным органом в области
гражданской авиации, в связи с этим Минтранс уполномочен осуществлять:
1) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов
продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых
непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов
или авиационной безопасности;
2) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов,
аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий,
реестры федеральных правил использования воздушного пространства и
федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации;
3) осуществляет государственный контроль обеспечения безопасности
полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а
также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и
воздушных винтов во время их эксплуатации;
4) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное и
противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры гражданской
авиации;
5) участвует в проведении операций по урегулированию кризисных
ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования;
6) выполняет функции государственного заказчика в области
аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает с
пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном
обслуживании;
7) организует взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов
воздушных судов, распределяет полученные средства между организациями по
аэронавигационному обслуживанию и осуществляет контроль за целевым и
эффективным их использованием;
8) утверждает в установленном порядке правила формирования, применения
и регистрации тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации;
9) утверждает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме
аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с
межправительственными соглашениями;
10) и др.[10]
Для более эффективного и успешного осуществления своей профильной
деятельности транспортным комплексом необходима государственная поддержка и
регулирования развития.
Государственное регулирование развития авиации представляет собой
систему экономического и правового регулирования развития авиации и
авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских
разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной
техники;
В законодательстве установлены основные принципы развития авиации в
нашей стране, к которым можно отнести:
приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения
безопасности Российской Федерации;
программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и
экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной
техники;
государственный контроль за развитием авиации в соответствии с
законодательством РФ;
равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской
Федерации в области развития авиации.
Согласно Воздушному кодексу РФ авиация подразделяется на гражданскую,
государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и
экономики, относится к гражданской авиации.
Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров,
багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату,
относится к коммерческой гражданской авиации.
Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к
авиации общего назначения.
К государственной авиации относится: авиация, используемая для
осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой
государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных
задач.
К экспериментальной авиации относится: авиация, используемая для
проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-
исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.
Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях может
осуществляться только в порядке, установленном Правительством РФ.
Государственное регулирование использования воздушного пространства
осуществляют следующие органы:
1) специально уполномоченный орган в области обороны - полное
государственное регулирование использования воздушного пространства;
2) специально уполномоченный орган в области гражданской авиации -
государственное регулирование деятельности по использованию той части
воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для
воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий,
районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного
пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного
движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части
выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей
воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения
(управления полетами) в установленных для них зонах и районах. Данные
органы, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать
предусмотренные законодательством РФ меры по предотвращению и (или)
прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного
пространства.
Государственное регулирование деятельности в области государственной и
экспериментальной авиации осуществляется Министерством обороны.
Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное
управление этой деятельностью осуществляются соответствующими специально
уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
осуществляется Министерством транспорта РФ в пределах его полномочий, его
структурными подразделениями и территориальными органами.
Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области
гражданской авиации Минтранс РФ создает инспекторские службы.
Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными
авиационными правилами.
Требования таких инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в
связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения
гражданами и юридическими лицами.
В области управления объектами морского и речного транспорта Минтранс
участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта,
выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной
деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов
Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления
водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие
водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование
деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм
собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за
техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в
федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным
транспортом являются морские и речные пароходства, в также морские и
речные порты. Администрация морского торгового порта обеспечивает
регулирование деятельности порта, а также безопасности мореплавания и
порядка в порту; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и
международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической
эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.
В области морского транспорта Минтранс в соответствии с положением о
нем от 30 декабря 2000г. уполномочен осуществлять следующие функции:
1) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и судов
требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе
Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и
предотвращением загрязнения морской среды;
3) организует создание и функционирование объектов и средств
обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на
подходе к ним, в том числе средств управления движением судов;
4) осуществляет общее руководство операциями по спасанию людей и судов,
терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и
других вредных веществ в море;
5) организует при выпуске судов из морских портов (за исключением
рыбных) контроль их технического состояния и соответствия международным
требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, в том
числе по вопросам пожарной безопасности;
6) участвует в организации и проведении работ по сертификации
оборудования, изделий и технологий для судовых ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
7) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже
судами, плавающими под иностранным флагом;
8) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности
организаций морского транспорта по выполнению международных договоров
Российской Федерации в области охраны морской среды и требований
природоохранительного законодательства Российской Федерации;
9) и т. д.
Минтранс является головным межотраслевым координирующим органом в
системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам морской
деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и
использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного
флота Российской Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры
гражданского назначения;
Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также
электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минтранс России
разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок
автомобильным транспортом; организует всероссийские конкурсы
профессионального мастерства работников автомобильного, городского
электрического и промышленного транспорта; участвует в рабочих и
государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию новых образцов
транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и др.[11]
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 №79 было принято
положение, согласно которому федеральные дороги общего пользования
передаются в оперативное управление федеральным государственным
учреждениям, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ.
Страницы: 1, 2, 3
|