рефераты бесплатно

МЕНЮ


Соотношение преступления и административного правонарушения

средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых

признаются субъектами административных правонарушений, связанных с

несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит

в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат

административной ответственности не только за собственные действия или

бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие

правила. За другие административные правонарушения они несут

ответственность на общих основаниях.

Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные

женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп,

несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может

применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам

не может применяться арест и т.п. Кодекс РСФСР об административных

правонарушениях в общей форме определяет, что административной

ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения

административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 13, 20) .

В Общей части кодекса, нет упоминания о гражданах как субъектах

административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в

статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из

закона вытекает необходимость различий между субъектами административной

ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект

административного правонарушения подлежит административной ответственности.

Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не

административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг

субъектов административного правонарушения и круг субъектов

административной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонарушения – психическое

отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его

последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных

формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается

виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного

правонарушения предусмотрена КоАП РСФСР (ст. 10).

Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение

лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным

их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и

неосторожности.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее

его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия,

предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало

наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РСФСР).

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если

лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало

на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких

последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РСФСР).

В Особенной части КоАП РСФСР форма вины чаще всего не обозначается.

Обычно большинство из правонарушений может быть совершено в любой ее форме.

Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены

только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких

случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РСФСР либо иных

законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные

правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми

являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними

признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.

В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то

есть действие или бездействие признается административным правонарушением,

если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе.

Так, ст. 90 предусматривает, в частности, административную ответственность

за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой

энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания

соответствующего действия административным правонарушением.

V СОСТАВ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА

Общее определение понятия преступления, содержащееся в статье 7 УК,

наполняется конкретным содержанием в статьях Особенной части. Они имеют

заголовок, где называется то или иное преступление. В диспозиции

описываются признаки данного преступления, в санкции указанны вид и размер

наказания за это преступление. Именно диспозиции статей Особенной части УК

содержат описание составов преступлений.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом

признаков, наличие которых дает основание признать данное общественно

опасное деяние преступлением.

Каждое отдельное преступление как социальное явление, волевой акт

общественно опасного поведения человека характеризуется большим

разнообразием индивидуальных признаков, обстоятельств, особенностей.

Состав преступление – это законодательное определение. Оно создается на

основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, выделения

из разнообразия отдельных преступных проявлений наиболее существенных

типичных признаков, необходимых и достаточных для констатации наличия в

деянии преступления данного вида. Эти признаки и включаются в диспозицию

статьи УК в качестве конкретного состава преступления.

Однако статьи Особенной части УК неполно описывают признаки состава

того или иного преступления. Ряд этих признаков путем обобщения как бы

вынесен за скобки и помещен в статьи Общей части УК (например, такие

признаки субъекта преступления, как возраст, вменяемость). Следовательно,

для определения наличия или отсутствия состава преступления в каждом

конкретном случае необходимо обращаться к содержанию не только Особенной,

но и Общей части УК.

Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в

совершении преступления, то есть общественно опасного деяния,

предусмотренного уголовным законом (ст. 3 УК). Преступление же на лицо

тогда, когда в действиях виновного содержатся все указанные в законе

признаки конкретного состава преступления. Таким образом, если фактическим

основанием уголовной ответственности является совершение общественно

опасного деяния (преступления), то юридическим – наличие в этом деянии

состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормой

Особенной части УК. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а

возбужденное подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, если

в деянии отсутствует состав преступления (п.2 ст. 5 УПК). Это

принципиальное положение является одной из важнейших гарантий соблюдения

законности в борьбе с преступностью.

Состав преступления отличает преступление одного вида от другого: кражу

от грабежа, грабеж от хулиганства и т.п. Установление в деянии состава того

или иного преступления предопределяет правильное применение уголовного

закона при расследовании и рассмотрении дела об этом деянии, правильную

юридическую квалификацию действий виновного.

Квалификация преступления – это установление точного соответствия

признаков совершенного деяния (преступления) признакам того или иного

конкретного состава преступления, предусмотренного диспозицией статьи

Особенной части УК.

Квалификация преступления производится по соответствующей статье,

части или пункту статьи Особенной части УК, предусматривающей данный состав

преступления (например, ч.3 ст. 148, ч.1 ст. 144 или п. «б» ст. 102 УК). В

случаях, когда преступление было пресечено на стадии приготовления или

покушения, оно квалифицируется дополнительно по ст. 15 УК, а при совершении

преступлений в соучастии действия соучастников квалифицируются

дополнительно по ст. 17 УК.

Важнейшей задачей уголовного судопроизводства является обеспечение

правильного применения законов с тем, чтобы каждый совершивший преступление

был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был

привлечен к уголовной ответственности и осужден. Правильная квалификация

совершенных преступлений – непременное условие соблюдение законности.

Таким образом, состав преступления всегда конкретен. Признаки того или

иного состава преступления указаны в законе.

В теории российского уголовного права на основе обобщения признаков

конкретных составов преступлений создается общее учение о составе

преступления. Оно помогает глубже уяснить содержание норм уголовного

закона, сущность и взаимосвязь описанных в этих нормах признаков составов

преступлений.

Все признаки, определяющие каждый состав преступления, в теории

уголовного права подразделяются на четыре группы: признаки, характеризующие

объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Эти

четыре группы признаков принято именовать элементами состава преступления.

В любом составе преступления всегда четыре элемента. Отсутствие хотя бы

одного из них означает отсутствие всего состава преступления. Что же

касается количества признаков, характеризующих эти элементы, то оно

различно, так как всецело зависит от законодательного определения того или

иного состава преступления.

Объект преступления – это те охраняемые уголовным законом общественные

отношения, которым преступление причиняет или может причинить существенный

вред.

Субъект преступления – это лицо, которое совершило преступление и

способно нести за него уголовную ответственность.

Само преступное посягательство (деяние) рассматривается в теории

уголовного права двояко: с объективной стороны и с точки зрения отношения

субъекта к своим действиям, т.е. со стороны субъективной.

К объективной стороне преступления относятся характеристика самого

деяния (действие или бездействие), последствий этого деяния, т.е.

причиненного преступлением ущерба, и некоторые другие объективные признаки

деяния.

К субъективной стороне преступления относятся психическое отношение

лица к своим действиям и их последствиям (вина в форме умысла или

неосторожности), а также мотив и цель преступления.

Совокупность всех четырех групп признаков образует состав преступления.

Поэтому данные группы признаков рассматриваются в теории уголовного права

как элементы состава преступления. Анализ содержащихся в законе признаков

того или иного преступления по данным элементам – это анализ состава

преступления, прием, который помогает глубже и точнее уяснить содержание

законодательных определений в целях правильного применения закона.

Состав преступления образует только наличие всех четырех его элементов.

Несоответствие определениям (а следовательно, отсутствие) хотя бы одного из

этих элементов означает отсутствие данного преступления в целом.

Рассматриваемое деяние либо содержит состав иного преступления, либо вообще

не является преступлением.

VI РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ПО

ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ

В теории и на практике часто возникает вопрос о соотношении

административного правонарушения с преступлением, дисциплинарным

проступком.

В литературе высказаны различные мнения относительно социально-

правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются

общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем

преступления; б) они вредны для общества, но не общественно опасны; в) одни

административные правонарушения общественно опасны, другие являются

вредными, но не общественно опасными.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержат указания на

общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения

административные правонарушения являются противоправными, не имеющими

общественной опасности.

По существу, административные правонарушения, как и преступления,

являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект

посягательства;

Во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного

правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»;

В-третьих, общественная опасность проявляется в самой их

противоправности;

В-четвертых, общественная опасность выражается во вредности

правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и

вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность

обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения

личности, обществу или государству (ст. 14).

В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних

и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает

принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений;

В-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны,

то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение;

В-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены

более суровые меры ответственности, чем за многие преступления;

В-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения

преступлений и административных правонарушений вообще, а также внешне

сходных, совпадающих по ряду своих параметров преступлений и

административных правонарушении в особенности.

Разграничение составов преступления и административного правонарушения

можно показать на примере конкретных норм.

Например, В ч. 1 ст. 141 УК установлена ответственность за

воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению

референдума. Кроме того, в ст. 141 УК выделена часть вторая, где наиболее

опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления отнесены к

квалифицирующим признакам. В УК РСФСР при некотором отличии такого рода

способов и обстоятельств они перечислялись в одной статье в качестве

характеристики объективной стороны преступления.

В ст. 141 УК речь идет фактически о трех преступлениях: 1)

воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав

(воспрепятствовании участию в голосовании и воспрепятствовании

осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и

местного самоуправления); 2) воспрепятствовании осуществлению гражданином

права участвовать в референдуме; 3) воспрепятствовании работе избирательных

комиссий.

Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе

или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий

ознакомлению со списками избирателей, подаче заявления о включении в списки

избирателей, получению открепительного удостоверения при изменении места

нахождения в день выборов, явке на избирательный участок, получению

бюллетеня для голосования и т. д.

Аналогичные незаконные действия могут оказаться препятствием для

участия гражданина в референдуме.

Воспрепятствование осуществлению права быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления может состоять, например,

в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве кандидата в

депутаты Государственной или областной думы либо органа местного

самоуправления; в создании препятствий для ведения свободной агитации

самому кандидату или его доверенным лицам; в незаконном отказе кандидату в

выступлении в средствах массовой информации.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий может состоять в

создании препятствий работе членов избирательной комиссии на избирательном

участке или избирательной комиссии на более высоком уровне. Препятствия

могут состоять в лишении возможности для членов избирательной комиссии

работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать

при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных

правонарушений или преступлений, посягающих на общественный порядок, и т.

п.

Санкция части 1 данной статьи, предусматривает штраф в размере от

пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,

либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов,

либо исправительные работы на срок до одного года.

По части 2, этой же статьи, лицо наказывается штрафом в размере от

двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти

месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет,

либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до

пяти лет.

Но в тоже время, по ст. 40.1 КоАП, воспрепятствование свободному

осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав

либо права участвовать в референдуме, а равно нарушение тайны голосования,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.