рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

поддержке и развитию малого предпринимательства разрабатывает рекомендации

по вопросам, отнесенным к его компетенции. Адресуются они в значительной

степени именно предпринимателям и их объединениям.

Практика государственно-управленческой деятельности знает, однако,

случаи, когда рекомендации содержатся в нормативных актах, адресованных

нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным

предприятиям и объединениям. Например, в постановлении Правительства

Российской Федерации от 12 февраля 1994 года «Об организации работ по

стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и

услуг» органам исполнительной власти субъектов федерации рекомендуется

оказывать необходимое содействие территориальным органам по стандартизации,

метрологии и сертификации в осуществлении ими государственного контроля и

надзора (п. 5).

Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных

предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов

решения определенных задач. По своей сути близки к содержанию

административно-дозволительных норм, хотя и не лишены определенных

элементов авторитарности.

В некоторых случаях рекомендации фактически приобретают юридически-

обязательную силу. Например, Государственная налоговая служба Российской

Федерации б октября 1993 года утвердила «Рекомендации по применению

государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового

законодательства. По существу, содержание этого документа сводится не к

рекомендациям, носящим характер советов, а к изложению прямых предписаний,

вытекающих из общих требований налогового законодательства я сопровождаемых

комментариями. Налицо типичная инструкция по применению санкций, являющаяся

одним из конкретных видов административно-правовых актов.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям.

Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е.

различных звеньев аппарата государственною управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих —

работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных

предприятий и учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих

структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан,

С учетом федеративного устройства России административно правовые

нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также

устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или

региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые

нормы могут быть общи ми, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец,

административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их

юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма

исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае

их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих

отношений.

3. Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает практическое

использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования

управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них

различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном

процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному,

т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых

норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и

использование.

Исполнение административно-правовых норм — точное следование

участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим

предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный

вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами

являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и

уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и

устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного

правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной

власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм

является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно

практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом)

индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных

либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным

административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение

по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той

или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета

(переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального

юридически-властного решения конкретного административного дела, что

относится исключительно к компетенции органов государственного управления

(должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика

функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не

имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально

предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также

на народные суды (народных судей). R частности, такого рода действия

судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий

за совершение административных правонарушений (например, за мелкое

хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но

своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия

органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа

реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм

как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией

участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду,

что по существу оно является конкретным выражением их исполнения.

Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из

названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая

правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их

частное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих

юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент

дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-

правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от

идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего

кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих

административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений,

дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к

практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п.

Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового

государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы

для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и

административно-правовые.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии

административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.

Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и

временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга

лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их. в

пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве

предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила.

Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут

действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы

транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за

государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда

нормы регламентируют деятельность российских организаций (например,

различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных

странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории

нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними

соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для

взаимоотношений между суверенными государствами — членами Союза Независимых

Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы

распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены

определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их

официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно

установление определенных сроков их действия (например, может быть введен

мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный

срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с

момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например,

указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации),

либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу.

Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком

вступления их в силу может служить также момент" доведения административно-

правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация,

когда в Российской Федерации практически действуют некоторые

административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные

нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу

впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными

органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые

нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу

новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой

Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм

как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции

Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие

права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться

(т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего

сведения.

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их

организованной совокупностью. Первичными элементами административного

права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются

административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или

санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере

деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении

обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель

должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий

(гипотезы).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой

действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм

можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для

понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на

регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и

охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных

юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право

можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих

созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация»)

и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и

обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок,

процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует

отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права

органично связаны две подотрасли: материальное административное право и

административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на

поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие,

уполномачивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет

отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе

общеобязательных — федеральные, субъектов Федерации (республиканские,

областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские.

Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные,

ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые

приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает

иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и

подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента,

постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных

органов, постановлениях глав администраций.

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести

различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная

нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует

специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства

соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно

рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того,

чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов,

действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность

государственных организаций и их работников, негосударственных организаций,

граждан, а также разных субъектов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная,

срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия

заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены.

Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие

автоматически, когда наступает заранее названная дата.

Реализация норм административного права представляет собой процесс

претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в

поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В

литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 1)

исполнение; 2) соблюдение; 3) использование и 4) применение.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой

формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом

процессуальном порядке (например, применение административного взыскания,

лицензирование, при­зыв на военную службу).

Литература

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всеобщем референдуме 12

декабря 1993 года.

2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.

Текст Кодекса в редакции от 20 июня 1984 г. опубликован в Ведомостях

Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.

3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. Текст

документа опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст.

407.

4. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А.

Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г.

5. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М. 1996г.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.