Государственное управление и административное право
Государственное управление и административное право
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Выполнила студентка гр.
97-61
Фасхетдинова З. Р.
Принял:
КАЗАНЬ 2000
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих
воздействий. 4
Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы
и структура. 5
Объективные основы и субъективный фактоР государственного управления. 6
Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм
его формирования и реализации. 7
Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы.
Применение принципов. 8
Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения. 9
Объекты государственного управления: понятие, виды, организация,
закономерности, управленческие возможности. 10
Функциональная структура государственного управления: сущность и виды
функций, их организация. 11
Организационная структура государственного управления. Целостность
управления и разделение осуществления власти. 12
Социальная эффективность государственного управления 13
Источники и факторы рациональности государственного управления:
универсальные и специфически российские. 14
Местное самоуправление как подсистема государственного управления. 15
Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования. 15
заключение 16
Список литературы: 18
ВВЕДЕНИЕ
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность государственной
исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого
характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная
деятельность других государственных органов, связанных с функцией
управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных
организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных
отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в
процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную
связь административное право имеет с государственным правом, которое
составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает
ведущее место. Административное право тесно связано также и с
гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения
имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы
гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда
стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы
административного права касаются имущественных отношений, которые
базируются на административной подчиненности одной стороны другой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего
как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют
государственно-служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным
и другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с
другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть
сфера государственного управления. Другими словами административное
право регулирует общественные отношения в сфере государственного
управления.
Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих
воздействий.
Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть
целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность
- наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием
людей.
Свойства государственного управления:
В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на
государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,
даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой
государством международной политики.
Объективно, системно, организовано.
Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-
правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей
страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и
закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов),
поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию
определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения
любых видов человеческой деятельности.
ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ
субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,
наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет
объективно целесообразные формы (структура и процесс).
ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых
объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их
практическому удовлетворению.
Цепь социального механизма формирования и реализации ГУ:
ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТЫ
ГУ по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно
рассматривать как:
| | | |
|субъект управления |взаимодействие |общественная система |
|(управляющая система) |(подсистема прямых и |(подсистема элементов |
| |обратных связей) |общества, подверженных ГУ) |
В узком смысле преимущество будет на стороне субъекта, а объекты
только воспринимают его действия и трансформируют их в процесс собственного
функционирования.
|субъект |воздействие |управляемые объекты |
На схемах видны прямые и обратные управляющие воздействия, которые
занимают центральное место в ГУ. В прямых связях выделяют управляющие
воздействия и те элементы ГУ, которые связаны с их формированием и
реализацией.
Особенности управляющих воздействий:
Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).
Организационное (количество людей для реализации определенной цели).
Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для
достижения конкретных целей.
Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы
и структура.
Правовое регулирование государственного управления - это деятельность
государства по организации государственных органов и установлению правил их
функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение
целепологания, функций, организационных структур и управленческой
деятельности государственных органов.
Предмет правового регулирования:
1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря
которым формируется государственно-управляющее воздействие.
2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу
распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой
для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных
органов вообще и в сфере управления в частности.
3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-
управленческие процессы - либо по причине профессионального несения
государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при
решении каких-либо своих проблем.
Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов,
средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в
гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее
элементы.
Способы правового регулирования:
- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности
совершать определенные положительные действия;
- запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от
совершения действий определенного рода ;
- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные
действия.
Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему
характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему
правового регулирования государственного управления:
Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.
Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок
ведения тех или иных дел.
Указы и распоряжения Президента.
Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты
компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства);
б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций)
субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и
т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы
городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные
(внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами
местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней
управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные
инструкции)
Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому из
элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его
сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:
а) законодательное регулирование;
б) нормативное определение ряда элементов государственного управления
посредством органов районного и городского государственного управления и
местного самоуправления;
в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих
процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и
специальной компетенции;
г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где
можно непосредственно выразить волю населения;
д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее
по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать
и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в
государственном управлении.
Объективные основы и субъективный фактоР государственного управления.
Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу.
В качестве объективных основ государственного управления следует
назвать:
Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на
земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф,
водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие
им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.
Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие
длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей,
типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды
коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции,
обычаи и менталитет.
Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором
(сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной
жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России
такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община
товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.
Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией
в рамках территории определенного сообщества людей может и должна
рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой
единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.
Система экономических отношений - данная систем а соединяет
производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает
воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг,
необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного
человека
Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,
социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.
Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что
духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий
материальное закрепление духовного, превращение его в историческое
наследие.
Научно-технический прогресс.
Субъективный фактор государственного управления
Любое государственное решение выдает человек, следовательно это
решение несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии,
определенное слияние мыслительного и практического процессов. То есть -
сознание и деятельность.
Система элементов субъективного фактора: “потребности - интересы -
цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы” в рамках этой системы
формируется и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:
Субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня
развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между
собой.
Развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в
котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при
противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в
неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному
поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость,
самостоятельность, способность к изменениям.
Различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой,
целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную
действительность, последствия влияния их также многообразны - от
конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.
Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм
его формирования и реализации.
Для государственного управления системное представление его
компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое
и методологическое значение.
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и
объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-
объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая
подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) -
общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных
государственному управлению).
В узком смысле система субъектно-объектных зависимостей включает в
себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где
преимущество находится на стороне субъекта управления.
Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает
присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного
управляющего компонента (государственного органа, должностного лица,
участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего
воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности
организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и
входящих в состав субъекта управления).
СУ
федеральный уровень
региональный уровень
уровень местного самоуправления
управляемый объект деятельность людей по производству материальных
социальных и духовных продуктов
Социальный механизм формирования и реализации государственного
управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов,
процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного
управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели
общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих
решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на
государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь:
“потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.
Существование, развитие, содержание и формы, направления и смысл
Страницы: 1, 2
|