Административно-правовой статус общественных объединений
Административно-правовой статус общественных объединений
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Тема: “Административно-правовой статус общественных объединений ”
Проверил: доцент, к. ю. н.
Поникаров В. А.
Рязань 2003 г.
План
Введение 3
I. Общественные объединения как субъекты административного права. 5
1. Понятие общественного объединения. 5
2. Общественные объединения и исполнительная власть. 9
3. Права и обязанности общественных объединений. 14
II. Административно-правовой статус некоммерческих организаций. 16
1. Понятие некоммерческой организации. 16
2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности
профессиональных союзов. 19
3. Административно-правовой статус благотворительных организаций. 22
III. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений.
25
1. Законодательная регламентация деятельности религиозных общественных
объединений. Взаимоотношения органов юстиции и религиозных общественных
объединений. 25
2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных
объединений. 32
Заключение 36
Библиография 38
Введение
Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной
активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов
через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в
Российской Федерации число общественных объединений множится из года в
год.[1]
«За пять лет только Министерством юстиции РФ зарегистрировано 2846
общественных объединений (в том числе 85 политических партий и 105
общественных движений). В целом же по стране органы юстиции
зарегистрировали более 35 тысяч таких формирований, в том числе почти 1,5
тысячи политических партий».[2]
Основа правового статуса общественных объединений – конституционная
норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности
общественных формирований.[3]
Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все
стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере
деятельности (политические, экономические, социальные, культурные,
спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные,
региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым
формам объединения можно классифицировать как: организации, движения,
фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности,
которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и
нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и
элитарные, а по характеру- фиксированное и нефиксированное членство.[4]
Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных
объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или,
получив отказ, действуют по существу нелегально.
Рассматривая общественные объединения как один из субъектов
административного права, следует подчеркнуть, что это один из
фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных
объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст.
46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая
характеристика общественных объединений как субъектов российского права.
Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных
объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в
Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21,
ст. 1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в
уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.[5]
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных
объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных
объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах
общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12
января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26
сентября 1997 г. и др.
I. Общественные объединения как субъекты административного права.
1. Понятие общественного объединения.
«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных
в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального
закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом
предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права
на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии,
профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность
таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и
специальным федеральным законодательством.[7]
Добровольность формирования – важнейший признак общественного
объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору
общественные объединения без предварительного разрешения органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в
установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо
функционируют без государственной регистрации и приобретения права
юридического лица.[8]
Членами общественного объединения могут быть физические и юридические
лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном
решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями
или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного
объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.[9]
Законодательство различает пять организационно-правовых форм
общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда,
учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное
членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же
время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных
учреждений и органов общественной самодеятельности.[10]
Каждое из этих объединений имеет свои особенности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих
интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть
физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не
установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных
объединений.
Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее
собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации
– выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему
собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее
постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени
общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с
уставом.[11]
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее
членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,
политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками
общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения –
съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим
органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган,
подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его
постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени
общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с
уставом.[12]
Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий
собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого
заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных
не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на
общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом
общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в
собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и
(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в
виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания
участниками на съезде (конференции) или общем собрании.[13]
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение,
ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам
участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами,
назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными
документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный
орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного
учреждения и потребителями его услуг.[14]
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства
общественное объединение, цель которого – совместное решение различных
социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или
учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга
лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций
программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.[15]
Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится
ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением
является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей
должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством
влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в
органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством
выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в
организации и деятельности указанных органов».[16]
Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации
(союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права
юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать
указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова
«ассоциация» и «союз».[17]
2. Общественные объединения и исполнительная власть.
Специфика общественного объединения как субъекта административного
права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными
органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.
В процессе организационного оформления статуса объединения и наделения
его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные
отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной
стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные
органы в субъектах Федерации, а с другой – учредители общественного
объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о
предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные
отношения носят факультативный характер – деятельность объединения в
соответствии с Федеральным законом об общественных объединениях не
обусловлена фактом государственной регистрации. Такие отношения не
возникают, если учредители не желают наделить объединение правоспособностью
юридического лица.[18] Следует отметить, что общественные объединения несут
ответственность за противоправные действия независимо от того,
зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона об
общественных объединениях.[19]
Основополагающее значение в статусе общественных объединений как
субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с
государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных
объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы.
Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности
членства в них.[20] Закон об общественных объединениях лишь декларирует
запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц
в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные
правовые формы.
Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает
основу для злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных
объединениях предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в
регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие
различное толкование соответствующей нормы.[21]
Закон содержит декларативные положения о противоправности создания и
деятельности объединений, цели и действие которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности
государства и т. п. Обычно эти понятия в бытовом понимании идентифицируются
с доктриной «фашизма», но и ее признаки не закреплены правом. В любом
случае, ограничение деятельности общественных объединений или, тем более,
отказ в регистрации на основе вышеуказанных положений учредители вправе
расценивать в качестве злоупотребления должностного лица.
Неубедительным с правовой точки зрения является отказ в регистрации
объединения, если его название оскорбляет нравственность национальные и
религиозные чувства граждан. По существу, такая регистрация допускается в
случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся
в уставе общественного объединения и не отражены в его наименовании.[22]
Регистрационные отношения возникают также и в случае изменений и
дополнений уставов общественных объединений, что сопряжено со значительными
для них трудностями. Едва ли целесообразно представлять повторно сведения
об учредителях объединения и о формировании руководящих и контрольно-
ревизионных органов, если их персональный состав остался неизменным.[23]
Административно-правовые отношения возникают также в процессе
осуществления контрольных полномочий органов юстиции за соответствием
деятельности общественных объединений их уставным целям, а также
финансовыми органами – в соответствии с их компетенцией. В этом случае
предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать
распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена
обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи
с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание
контрольных полномочий государственных органов весьма неопределенно.
Осуществление контрольных полномочий органами юстиции сопряжено и с
объективными трудностями. Проведение всеобщего контроля за деятельностью
общественных объединений, как это предусмотрено Законом, фактически
несовместимо с материально-техническим и кадровым потенциалом органов
юстиции.
Закон предусматривает и другой метод реализации органами юстиции своих
контрольных полномочий. Такие органы «вправе направлять своих
представителей для участия в проводимых общественными объединениями
мероприятиях».[24] В данном случае Закон не уточнил, какие именно
мероприятия имеются в виду. Государственные органы вправе осуществлять
контроль далеко не во всех сферах деятельности объединений. К числу
неподконтрольных полномочий относятся творческие мероприятия, фестивали,
научные симпозиумы и тому подобные акции объединений, действующих в сфере
культуры. Возможны попытки органов юстиции контролировать и эти мероприятия
будут представлять собой нарушение одного из основополагающих
конституционных прав граждан – прав на свободу творческой деятельности.[25]
Органы юстиции вправе и обязаны контролировать лишь мероприятия,
осуществляемые руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений.
Законом предусмотрено два случая применения органами юстиции санкций к
общественным объединениям, допустившим противоправные действия:
1. Выявление нарушения законодательства Российской Федерации;
2. Совершение действий, противоречащих их уставным целям.
Таким образом, органы юстиции вправе осуществлять функции, свойственные
судебным органам. К ним относятся, прежде всего, толкование законов и
применение санкций, влекущих те или иные правовые последствия, которые
могут наступить только, когда письменные предупреждения выносились дважды,
причем объединение не обжаловало их в судебном порядке (по решению суда
деятельность объединения может быть в этом случае приостановлена).[26]
Приостановление деятельности общественного объединения и его ликвидация
представляют собой два взаимосвязанных процессуальных действия,
Страницы: 1, 2, 3
|