рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус общественных объединений

Административно-правовой статус общественных объединений

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Тема: “Административно-правовой статус общественных объединений ”

Проверил: доцент, к. ю. н.

Поникаров В. А.

Рязань 2003 г.

План

Введение 3

I. Общественные объединения как субъекты административного права. 5

1. Понятие общественного объединения. 5

2. Общественные объединения и исполнительная власть. 9

3. Права и обязанности общественных объединений. 14

II. Административно-правовой статус некоммерческих организаций. 16

1. Понятие некоммерческой организации. 16

2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности

профессиональных союзов. 19

3. Административно-правовой статус благотворительных организаций. 22

III. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений.

25

1. Законодательная регламентация деятельности религиозных общественных

объединений. Взаимоотношения органов юстиции и религиозных общественных

объединений. 25

2. Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных

объединений. 32

Заключение 36

Библиография 38

Введение

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной

активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов

через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в

Российской Федерации число общественных объединений множится из года в

год.[1]

«За пять лет только Министерством юстиции РФ зарегистрировано 2846

общественных объединений (в том числе 85 политических партий и 105

общественных движений). В целом же по стране органы юстиции

зарегистрировали более 35 тысяч таких формирований, в том числе почти 1,5

тысячи политических партий».[2]

Основа правового статуса общественных объединений – конституционная

норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности

общественных формирований.[3]

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все

стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере

деятельности (политические, экономические, социальные, культурные,

спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные,

региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым

формам объединения можно классифицировать как: организации, движения,

фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности,

которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и

нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и

элитарные, а по характеру- фиксированное и нефиксированное членство.[4]

Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных

объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или,

получив отказ, действуют по существу нелегально.

Рассматривая общественные объединения как один из субъектов

административного права, следует подчеркнуть, что это один из

фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных

объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст.

46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая

характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных

объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в

Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21,

ст. 1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в

уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.[5]

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных

объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных

объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах

общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12

января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26

сентября 1997 г. и др.

I. Общественные объединения как субъекты административного права.

1. Понятие общественного объединения.

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,

объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных

в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального

закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом

предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права

на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии,

профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность

таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и

специальным федеральным законодательством.[7]

Добровольность формирования – важнейший признак общественного

объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору

общественные объединения без предварительного разрешения органов

исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в

установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо

функционируют без государственной регистрации и приобретения права

юридического лица.[8]

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические

лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном

решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями

или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного

объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.[9]

Законодательство различает пять организационно-правовых форм

общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда,

учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное

членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же

время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных

учреждений и органов общественной самодеятельности.[10]

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное

объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть

физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не

установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных

объединений.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее

собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

– выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему

собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее

постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени

общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с

уставом.[11]

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее

членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками

общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения –

съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим

органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган,

подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его

постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени

общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с

уставом.[12]

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий

собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого

заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных

не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на

общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом

общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в

собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и

(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в

виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания

участниками на съезде (конференции) или общем собрании.[13]

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение,

ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам

участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами,

назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными

документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный

орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного

учреждения и потребителями его услуг.[14]

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, цель которого – совместное решение различных

социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или

учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга

лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций

программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.[15]

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 – ФЗ «О внесении изменений

и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится

ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением

является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей

должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством

влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в

органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством

выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в

организации и деятельности указанных органов».[16]

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации

(союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права

юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать

указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова

«ассоциация» и «союз».[17]

2. Общественные объединения и исполнительная власть.

Специфика общественного объединения как субъекта административного

права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными

органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

В процессе организационного оформления статуса объединения и наделения

его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные

отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной

стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные

органы в субъектах Федерации, а с другой – учредители общественного

объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о

предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные

отношения носят факультативный характер – деятельность объединения в

соответствии с Федеральным законом об общественных объединениях не

обусловлена фактом государственной регистрации. Такие отношения не

возникают, если учредители не желают наделить объединение правоспособностью

юридического лица.[18] Следует отметить, что общественные объединения несут

ответственность за противоправные действия независимо от того,

зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона об

общественных объединениях.[19]

Основополагающее значение в статусе общественных объединений как

субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с

государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных

объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы.

Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности

членства в них.[20] Закон об общественных объединениях лишь декларирует

запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц

в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные

правовые формы.

Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает

основу для злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных

объединениях предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в

регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие

различное толкование соответствующей нормы.[21]

Закон содержит декларативные положения о противоправности создания и

деятельности объединений, цели и действие которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности

государства и т. п. Обычно эти понятия в бытовом понимании идентифицируются

с доктриной «фашизма», но и ее признаки не закреплены правом. В любом

случае, ограничение деятельности общественных объединений или, тем более,

отказ в регистрации на основе вышеуказанных положений учредители вправе

расценивать в качестве злоупотребления должностного лица.

Неубедительным с правовой точки зрения является отказ в регистрации

объединения, если его название оскорбляет нравственность национальные и

религиозные чувства граждан. По существу, такая регистрация допускается в

случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся

в уставе общественного объединения и не отражены в его наименовании.[22]

Регистрационные отношения возникают также и в случае изменений и

дополнений уставов общественных объединений, что сопряжено со значительными

для них трудностями. Едва ли целесообразно представлять повторно сведения

об учредителях объединения и о формировании руководящих и контрольно-

ревизионных органов, если их персональный состав остался неизменным.[23]

Административно-правовые отношения возникают также в процессе

осуществления контрольных полномочий органов юстиции за соответствием

деятельности общественных объединений их уставным целям, а также

финансовыми органами – в соответствии с их компетенцией. В этом случае

предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать

распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена

обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи

с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание

контрольных полномочий государственных органов весьма неопределенно.

Осуществление контрольных полномочий органами юстиции сопряжено и с

объективными трудностями. Проведение всеобщего контроля за деятельностью

общественных объединений, как это предусмотрено Законом, фактически

несовместимо с материально-техническим и кадровым потенциалом органов

юстиции.

Закон предусматривает и другой метод реализации органами юстиции своих

контрольных полномочий. Такие органы «вправе направлять своих

представителей для участия в проводимых общественными объединениями

мероприятиях».[24] В данном случае Закон не уточнил, какие именно

мероприятия имеются в виду. Государственные органы вправе осуществлять

контроль далеко не во всех сферах деятельности объединений. К числу

неподконтрольных полномочий относятся творческие мероприятия, фестивали,

научные симпозиумы и тому подобные акции объединений, действующих в сфере

культуры. Возможны попытки органов юстиции контролировать и эти мероприятия

будут представлять собой нарушение одного из основополагающих

конституционных прав граждан – прав на свободу творческой деятельности.[25]

Органы юстиции вправе и обязаны контролировать лишь мероприятия,

осуществляемые руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений.

Законом предусмотрено два случая применения органами юстиции санкций к

общественным объединениям, допустившим противоправные действия:

1. Выявление нарушения законодательства Российской Федерации;

2. Совершение действий, противоречащих их уставным целям.

Таким образом, органы юстиции вправе осуществлять функции, свойственные

судебным органам. К ним относятся, прежде всего, толкование законов и

применение санкций, влекущих те или иные правовые последствия, которые

могут наступить только, когда письменные предупреждения выносились дважды,

причем объединение не обжаловало их в судебном порядке (по решению суда

деятельность объединения может быть в этом случае приостановлена).[26]

Приостановление деятельности общественного объединения и его ликвидация

представляют собой два взаимосвязанных процессуальных действия,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.