Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения
Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения
Министерство образования РФ
Кемеровский государственный университет
Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века
Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и
поведения.
Реферат по истории отечественной журналистики XIX века.
Выполнила:
студентка гр. Л – 015
Климова О.В.
Проверила:
КЕМЕРОВО, 2003 г.
Введение.
Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает
в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние
на общественное сознание передовой России первой половины XIX века.
Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы
против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю
России.
Исторические и социально-политические закономерности выступления
декабристов ни в коем случае не должны затушевывать исключительность,
своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на
их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества,
феодальных институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть
передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось
крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием.
Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться
выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти
сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов.
Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была
нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно
воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация
образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не
легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и
была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали
среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и
Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных
заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали
частные курсы у передовых профессоров.
С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и
Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей,
поэтов, ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-
Марлинский, Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).
Формирование революционного мировоззрения декабристов.
Декабристы выросли и сформировались в условиях русской
действительности, в их мировоззрении отразились назревшие в русском
историческом процессе очередные, коренные по значению исторические задачи –
уничтожение крепостного права и ликвидация самодержавия. Принадлежа в
большинстве своем к поколению, родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они
наблюдали сложную и полную социальных противоречий русскую
действительность, где ярко выражались классовые контрасты, борьба старого с
новым; в их среде постоянно обсуждалась деятельность самодержавия и сложные
международные столкновения начала века. Многие из будущих декабристов стали
задумываться над положением дел в родной стране еще на школьной скамье.
Такие передовые русские учебные заведения, как Московский университет,
«школа колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и
Царскосельский лицей явились «питомниками» декабристов. Тут, под
воздействием русской революционной традиции, лекций передовых русских
ученых, а также вдумываясь в произведения западноевропейских политических
писателей и философов (Вольтер, Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в
подготовке французской революции, работала над русской действительностью
пытливая молодая мысль будущих русских революционеров. Мысли о
несправедливости дворянских привилегий, о вреде крепостничества, о
деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812г.
Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и
заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского
народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, покрытые
славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в
угнетенное положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право,
произвол самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой
народ, чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством,
угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция,
свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное
общество декабристов.
Сопоставление нравственных идеалов декабристов и Пушкина.
Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его
стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась
не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта
тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном
разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную
активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского,
«русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали
новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением —
становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно
жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а
летом 1817г., оказавшись в Петербурге, «Сверчок» стал его реальным
участником.
К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым,
М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре
привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину
сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы
оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного
ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского.
Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в
речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая
религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие
Фёдора Глинки, высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты
Муравьёва, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом
декабристов, Пушкин, тем не менее, имел собственные этические
представления.
Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического
аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся
ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин
противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако
Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.
Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём
сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию
свободы, не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно
свободный человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил,
это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и
усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении
личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть
путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в
известном послании «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I –
С.307), или в мадригале княгине Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):
Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,//Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,//Но с пламенной, пленительной,
живой?
Где разговор найду непринужденный,//Блистательный, весёлый,
просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?// Отечество почти я ненавидел
Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством моим.
В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный
идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени»,
напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.).
Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы,
сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством.
Для арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь литературной
позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту
был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни,
прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик
в жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин
одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной
жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти
от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый
крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и
высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и
просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью
сохранять «золотую середину», обладая совершенным чувством меры.
Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие
его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели
направить его на путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы»,
и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают
мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего
поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась
его репутация «незрелого» юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в
круг участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения
наставников, с одной стороны, а с другой - недоверие друзей - стали
причиной лихорадочной нервозности, напряжённости душевного состояния
Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт обид и всегда готов ответить
вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль
старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал Н.Тургенева, однокурсника по Лицею
М.Корфа, майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось «погасить»,
но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили
в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с К.Ф.Рылеевым (точно не
установлено).
Тайные общества декабристов.
Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.
Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось
Союзом Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и
верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального
штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-
Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это
была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и
сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30
членов.
Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и
программа и устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение
крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и
другая – введение в России конституционной монархии. Но как осуществить эти
цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но после
обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического
единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными.
Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов
ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе –
под названием Союз Благоденствия.
Союз Благоденствия.
Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным
обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным
правом и самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной,
заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный
состав и активно воздействовать на создание в стране передового
«общественного» мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться
решающей силой в подготовке будущего переворота. Организация численно
увеличилась до 200 человек.
Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный
«Зеленой книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества,
она содержала формулировку основных политических целей, известных только
руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа».
Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и
купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия
обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,
осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.
Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с
нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал
явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание
сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г
в Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад
Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и
«против» конституционной монархии и республики, отдав решительное
предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества
высказались за республику.
В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике,
которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических
целей. Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о
решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка
как бы подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы
уже организовал самостоятельное выступление.
В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза
Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого
постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество
вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и
подготовили восстание декабристов в 1825г.
Основание Южного общества.
Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая
Южная управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании
штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих
делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия,
о закрытии общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский,
Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о
«закрытии» не подчиняться в «общество продолжать». Новая организация,
возникшая в марте 1821г. в тульчине, получила название Южного общества.
Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного
общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в
январе 1822г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного
проекта («Русская Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в
январе 1823г. основы конституции Пестеля были приняты.
«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в
истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное
право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно
непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими
людьми». Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода
вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за
опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для
всех суд.
Основание Северного общества.
После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также
образовалось тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев,
Николай Тургенев, М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В
дальнейшем состав значительно расширился. В нем явственно была заметная
борьба двух течений – умеренного, конституционно-монархического, и более
радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного
общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально,
чем члены Южного общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с
крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества,
решившие выступить совместно. Северное общество, как и Южное, приняло
тактику военного переворота.
Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его
существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита
Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно
обсуждался среди декабристов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|