рефераты бесплатно

МЕНЮ


Обучение населения по ГО

Обучение населения по ГО

Обучение населения защите от воз­действия оружия массового пораже­ния и

других средств нападения про­тивника — одна из основных задач Гражданской

обороны России. Оно ор­ганизуется и проводится на основании указаний

старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и реше­ний местных

партийных и советских органов по вопросам ГО.

Обучение по ГО является всеоб­щим для всех граждан России. Сегодняшние

события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не

застрахован от нападения. Поэтому вопрос ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЕ актуален и по сей день.Ответ­ственность за обучение руководящего

состава ГО, рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения,

проживающего в ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО

объекта. Через штаб ГО объекта он организует, обеспечивает и руко­водит

проведением учебных мероприя­тий, осуществляет постоянный конт­роль за

своевременным и качествен­ным проведением занятий и учений.

На объекте в соответствии с функ­циональными обязанностями по граж­данской

обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следую­щие категории

обучаемых: руководя­щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и

служащие; население, не занятое в сферах произ­водства и обслуживания,

проживаю­щее в ведомственном жилом секторе.

Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про­граммам.

1. Принципы, формы и методы обучения

Общими принципами при организа­ции и проведении обучения населения по ГО

являются: коммунистическая партийность и научность; обучение то­му, что

необходимо в условиях воен­ного времени; систематичность и

по­следовательность; сознательность и активность; наглядность и

доступ­ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями;

коллективизм и индивидуальный подход в обучении;

выработка морально-психологической стойкости.

Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и

методов обучения. Формы обу­чения выражают организационную сторону учебного

процесса. Они преду­сматривают состав и группировку обучаемых; структуру

занятия (уче­ния); место, время и продолжитель­ность его проведения; роль и

специфи­ку деятельности обучаемых и руково­дителя занятий.

Формы обучения:классные заня­тия, тренировки, тактико-специальные учения,

командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения

гражданской обороны.

Метод обучения— это способ или прием, посредством которого руково­дитель

занятия, опираясь на созна­тельность обучаемых, вооружает их знаниями,

умением, навыками и фор­мирует у них необходимые умствен­ные и физические

качества для выпол­нения задач ГО. Основной метод обу­чения — практические

занятия. При обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции,

практиче­ские занятия и групповые упражне­ния. Изучение программы

завершает­ся участием руководящего состава в комплексном учении по

гражданской обороне, в ходе которого совершенст­вуются знания и

практические навыки по ведению ГО в различных условиях обстановки, в

управлении силами ГО и проведении СНАВР.

При подготовке формирований применяются: для командно-начальст­вующего

состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие

в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —

практические за­нятия.

Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство­вания

навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и

химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,

выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия

массового пора­жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,

отработки норма­тивов по практическому обучению за­щите от оружия массового

поражения.

Планирование и учет.Планирова­ние подготовки руководящего состава,

формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля­ется на

основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний

министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и зада­чам на новый

учебный год, программ подготовки, выписок из планов комп­лектования курсов

ГО и учебных заведений повышения квалификации.

При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разра­батывать

следующие документы: при­каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по

ГО за минувший и за­дачам на новый учебный год; план основных мероприятий

подготовки ру­ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и

обучения населе­ния, не занятого в сферах производст­ва и обслуживания,

проживающего в ведомственном жилом секторе; распи­сание занятий с каждой

учебной груп­пой; перечень тем штабных трениро­вок и учений по ГО; план-

заявку под­готовки руководящего и командно-на­чальствующего состава на

курсах ГО в новом учебном году.

Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: гра­фик

использования учебно-материаль­ной базы объекта, месячный план ра­боты

штаба ГО объекта и другие до­кументы по произвольной форме. На основании

приказа, плана, программ, руководящих документов по ГО созда­ются учебные

группы в структурных подразделениях и составляется распи­сание занятий для

каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и

команд­но-начальствующего состава составля­ет начальник штаба ГО объекта;

бойцов формирований — командиры фор­мирований; обучающихся остальных

категорий — руководители занятий.

Дни занятий определяются начальни­ком ГО объекта. В расписаниях заня­тий

необходимо отражать последова­тельность отработки тем учебных за­нятий,

предусмотренных программами обучения.

Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид­ном

месте, вблизи рабочих мест, что­бы каждый обучающийся мог его свое­временно

прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи­мых занятий

организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета

проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой

учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает

руководитель учебной группы.

2. Организация обучения на промышленном объекте

Подготовка руководящего состава.

Цель обучения — подготовка руково­дящего состава объекта к практичес­кому

выполнению своих функциональ­ных обязанностей по гражданской обороне, а

также постоянное совер­шенствование знаний и закрепление навыков в решении

задач гражданской обороны на объекте. От уровня теоре­тических знаний и

практических навы­ков руководящего состава зависит их умение управлять

силами и средства­ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.

Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на

курсах гражданской обороны, в ин­ститутах, на факультетах и кур­сах

повышения квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего

состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители

начальника ГО объекта, работники штаба ГО, началь­ники служб ГО и главные

специалис­ты, начальники цехов и им равных структурных подразделений,

команди­ры формирований общего назначения, их заместители и начальники

штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений,

обучают­ся по программе подготовки формиро­ваний). Состав учебной группы

руко­водящего состава определяет началь­ник гражданской обороны объекта

своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем

сборов или периодических занятий на учебно-ма­териальной базе своего

объекта. Заня­тия с учебной группой руководящего состава проводят:

начальник граж­данской обороны объекта, его замес­тители, начальник штаба

ГО объекта, начальники служб, главные специа­листы, а также работники

вышестоя­щих штабов ГО, организаций и учреж­дений.

В научно-исследовательских учреж­дениях, конструкторских бюро и учеб­ных

заведениях для проведения заня­тий по отдельным темам привлекаются научные

работники, специалисты на­родного хозяйства и преподаватель­ский состав.

Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным

действиям в очагах пораже­ния (зонах заражения), районах сти­хийных

бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна­чением.

На командно-начальствующий со­став возлагается ответственность по

поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполне­нию

возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющей­ся обстановки.

Обучение личного со­става формирований на объекте про­водится ежегодно и

включает общую, специальную подготовку и тактико-специальные учения.

Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под­готовки

рабочих и служащих и орга­низуется по цехам, производствам, от­делам,

бригадам и т. д.

Специальная подготовка и такти­ко-специальные учения проводятся в рабочее

время. При планировании обучения личного состава формирова­ний

предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предше­ствовали

занятиям с рядовым соста­вом по общим темам. Изучение тем общей и

специальной подготовки мо­жет осуществляться параллельно.

Для подготовки команд­но-начальствующего состава на объекте по общей

тематике специ­альной подготовки создаются учебные группы не более 30

человек из коман­диров различных формирований. Спе­циальные темы изучаются

в составе групп, комплектуемых из одноименных формирований или по

родственным специальностям.

Занятия с командирами формиро­ваний проводят начальник штаба ГО, начальники

служб и главные специа­листы объекта.

Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем

темам) проводит­ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной

базе своего объ­екта с целью привития обучаемым практических навыков в

выполнении своих функциональных обязанностей— на тактическом фоне с

использованием средств имитации, создающих обста­новку, максимально

приближенную к реальной.

Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На

тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить

полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами,

инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.

В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также

степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом

выставляется оценка.

Подготовка рабочих ислужащих. При их подготовке каждому обучаемо­му дается

определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном

использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения

и других средств нападе­ния противника.

Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и

уверенных практических на­выков в использовании основных средств и способов

защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания

само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся

практически.

Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является

выполнение специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение

и сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам

защиты от воздействия оружия массового пора­жения.

Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по

защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют

выработке твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и

коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при

проведении спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в

очагах поражения и зонах заражения.

Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на

прак­тические занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение

выполнять нормативы дает возмож­ность установить единый подход в

оп­ределении степени готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия

массового поражения и других средств нападения противника.

Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим

подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в

которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в

формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков

служб, командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов,

мастеров, инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц,

назначенных приказом на­чальника ГО объекта.

Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем

объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские

работники.

Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся

приказом начальника ГО объекта.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и

обслужива­ния.Данная категория населения изучает способы защиты от оружия

мас­тного поражения и других средств нападения противника. Основное

вни­мание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам

оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи­ты,

оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового

поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил

поведения при стихий­ных бедствиях.

Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому

принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12

человек) по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей

учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по

медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших

курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает

памятку «Это должен знать и уметь каждый».

Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут

начальники ГО объектов.

3. Учения по гражданской обороне

Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава,

формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На

учениях вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные

действия личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются

наиболее целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных

агрегатов и инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.

Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают

возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не

занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях

применения противником оружия мас­сового поражения и других средств

нападения, воспитывать в людях высо­кие морально-политические и

психоло­гические качества.

В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на

объектах организуются и про­водятся:

— тактико-специальные учения гражданской обороны;

— командно-штабные учения граж­данской обороны;

— объектовые тренировки по гражданской обороне;

— комплексные учения граждан­ской обороны.

Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее

эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению

стоящих пе­ред ними задач.

На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-

на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации

по­следствий применения противником оружия массового поражения и других

средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по

защите населения и производ­ства.

Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-

ма­териальную базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети,

защит­ные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его

отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и

отрабатывают стоящие перед ними задачи в услови­ях конкретной тактической

обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями,

группами, отделениями).

Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся,

как правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в

ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с

формированием общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО,

начальник штаба или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием

служб—соответствующий на­чальник службы, которому непосред­ственно

подчинено формирование.

Подготовка учения.Подготовку к учению необходимо проводить забла­говременно

и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с календар­ным планом.

На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения

учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников

руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения

(материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.),

инструкция по мерам безопасности на учении.

Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план

проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность

отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и

включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя

проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество

техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;

этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую

обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления,

обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового

поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.

Проведение учения.Учение может начинаться непосредственно на месте

постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале

необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить

их готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения

вручает тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время

для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач

подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и

утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.