Личностный рост военнослужащих в группе
Личностный рост военнослужащих в группе
Личностный рост военнослужащих в терапевтической группе.
Курсовая работа.
Содержание.
Введение. 3
Глава первая.
Психологическая постановка проблемы личностного роста в группе. 6
Глава вторая.
Принципы организации и проведения групп личностного роста.
Глава третья.
Эмпирическое исследование личностного роста в группе.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Тема личностного развития военнослужащих признается крайне важной и
значимой. Этой теме посвящены многие работы; цель данной курсовой работы –
рассмотреть основные подходы к рассмотрению заявленной проблемы. Ставится
задача показать особенности работы с военнослужащими как со специфической
большой социальной группой, обладающей своими устойчивыми социальными
характеристиками.
Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в общей
системе психологической помощи военнослужащим; она представляет собой
специфический метод, при использовании которого основным инструментом
психокоррекционного (психотерапевтического) воздействия выступает
специально организованная группа клиентов-военнослужащих (в индивидуальной
психотерапии таким инструментом является только психотерапевт).
Групповая психотерапия представляет собой метод оказания
психологической помощи, который сознательно, планомерно и систематически
применяется в небольшой организованной группе клиентов-военнослужащих с
целью изменения их отношения к социальному окружению и к собственной
личности, где групповой психотерапевт и участники, используя вербальные и
невербальные методы воздействия на клиента-военнослужащего и группу в
целом, принимают активное участие в терапевтической деятельности.
Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент-
военнослужащий в группе, в значительной степени отражают его истинные
взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где
военнослужащий проявляет те же отношения, установки, ценности, те же
способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что
позволяет выйти на понимание и коррекцию его проблем за счет межличностного
взаимодействия, групповой динамики.
Группы личностного роста военнослужащих – один из видов
психокоррекционных групп военнослужащих. Целью групп личностного роста
военнослужащих является содействие процессам их личностного развития и
реализации творческого потенциала. В группах личностного роста объектом
воздействия со стороны военного психолога является нормально
функционирующая личность военнослужащего.
Тренинг личностного роста направлен на развитие личности
военнослужащих, способствует их личностному росту и максимальному
использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.
Тренинг нацелен на решение следующих задач:
- развитие адекватного понимания самого себя и осуществление коррекции
самооценки;
- развитие умения и потребности в познании других людей,
гуманистического отношения к ним;
- формирование жизненных планов, планов служебной карьеры и
корректировка ценностных ориентаций;
- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умения преодолевать жизненные трудности;
- формирование профессионально-значимых качеств военнослужащего.
В рамках различных научных школ существуют разные подходы к проведению
психокоррекционной и психотерапевтической работы, к пониманию и изучению
личностного развития.
Большинство военных психологов, применяющих в своей практике групповую
психотерапию, предпочитают сознательный отказ от следования единой
психологической концепции.
Возможны два пути:
1.Слияние нескольких направлений в одно - интегративный подход.
2.Использование обширного набора методов самых разных направлений в
зависимости от ситуации и собственных предпочтений - эклектический подход.
И тот, и другой подходы могут применяться с большой продуктивностью.
Очевидно, что какой бы из этих подходов не выбрал военный психолог, ему
необходимо иметь представление об изучении проблем психокоррекционной
работы и личностного роста в различных научных направлениях.
В основной части данной работы мы рассмотрим различные подходы к
рассмотрению обозначенных проблем. Задачей первой главы является
всестороннее освещение наиболее общих положений различных научных школ
относительно вопросов личностного роста и групповой психологической работы.
Задача второй главы – подробное описание принципов проведения групповой
работы по личностному развитию военнослужащих. Сквозной задачей всей работы
является выделение и подчеркивание особенностей работы именно с
военнослужащими.
Вопрос первый.
Проблема личностного роста в группе в психологии.
Проблема развития личности всегда вызывала большой интерес у
отечественных и зарубежных психологов, что обусловило наличие качественно
разнообразных подходов к пониманию данной проблемы. Авторские концепции
тяготеют к методологическому уровню анализа проблематики личности, лишь
немногие опираются на эмпирические исследования. Соответственно, единой
точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, нет.
Отечественная и зарубежная психологическая наука в течении длительного
времени пытается объяснить закономерности становления, развития и
проявления личности в системе общественных отношений. Расхождения, которые
здесь возникают, касаются понимания движущих сил развития, в частности
значения общества и различных социальных групп для развития личности,
закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом
процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса
развития и других вопросов. С каждым типом теорий личности связано свое
особенное представление о развитии личности.
О.В. Немиринский считает, что термин «личностный рост» по сравнению с
термином "личностное развитие" является более узким и специфичным и
отражает в первую очередь содержание развития личности и может служить
предметом нашего рассмотрения.
Личностный рост как особый объект эмпирического исследования в
современной психологии представлен рядом работ гуманистической ориентации.
В литературе отсутствуют точные сведения, указывающие на авторство введения
термина «личностный рост». Традиционно оно связывается с именем К.
Роджерса, хотя идеи психологического роста содержатся в работах Джемса,
Фрейда, Юнга, Адлера, Райха, Александера, Перлза, Маслоу, восточных
учениях.
К. Роджерс выделил три главные образующие личностного роста: механизм
актуализации, процесс личностной (организмической) оценки и позитивной
ориентации самостроительства человека.
Первая образующая показывает, что результат самоизменения личности
находится не вне человека (военнослужащего); и внутреннее совершенство, к
которому стремится человек, уже дано, реально существует в нем самом.
Движение к тому, что уже существует, делает развитие и самоизменение
личности военнослужащего независимым от внешней действительности и выражает
ее уникальное содержание и бытие.
Положение о позитивной направленности самоизменений личности
военнослужащего подчеркивает не столько характер достигнутых эффектов,
сколько исходное стремление человека сделать наилучший выбор в конкретной
ситуации жизни, отвечающий самопредставлению, личным убеждениям
относительно себя и мира. «Организмический процесс оценки», согласно
работам К. Роджерса, - формирование системы обратной связи, служащей цели
саморегуляции актуального поведения.
Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что
существующие подходы к личностному росту различаются не только
теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит
предметом и целью исследования и психологического управления. В частности,
в структуре процессов личностного роста выделяют:
- психологические параметры общения, способствующего личностному росту
(Роджерс К.; Сатир В.);
- эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности,
особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.);
- процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие
личностные изменения (Рудестам К.);
- пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек
личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.);
- структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах
анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.).
Проблема личностного роста - одна из самых сложных и по сути постоянно
актуальных в психологической науке. Так или иначе она затрагивается многими
авторами, причём не всегда в качестве основной исследуемой им проблемы, но
часто в качестве одной из «вторичных» проблем, без разрешения которой
невозможно рассмотрение какого-либо иного интересующего данного автора
вопроса. Практически все работы, связанные с изучением личности человека,
направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных
изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов
личностного роста. В то же время в психологии до сих пор остаются
недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными
процессуальные характеристики, структура, эволюционные характеристики и
формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса
личностного роста как формы проявления генеральной линии прогресса в
социальном становлении человека как личности.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что различными
специалистами структура личностного роста описывается не одинаково, при
этом выделение тех или иных составляющих этой структуры зависит от тех
исходных научно-методологических оснований, которых придерживается тот или
иной автор. Однако вследствие единства описываемого предмета различные его
описания не столько входят в противоречие, сколько дополняют друг друга,
отражая своим многообразием многогранность проблемы личностного роста.
Полезной может оказаться некоторая классификация способов
конструирования структуры личностного роста в рамках различных подходов.
Анализ соответствующей литературы позволяет выделить два способа выявления
и задания структуры личностного роста.
Первый способ - рассмотрение структуры личностного роста как ряда
ступеней, на которые подразделяется процесс личностного роста. Одним из
примеров такого подхода является подход В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева,
которые рассматривают личностный рост прежде всего "как реализацию им
универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде",
разбивая при этом процесс личностного роста на ряд ступеней, задающих
структуру этого процесса, таких как:
1) личностное (целостное),
2) индивидуальное (единично-уникальное),
3) универсальное (родовое) бытие человека, предпосылкой и основой
которых «является душевная жизнь человека, его субъективность».
Другим примером подобного подхода является подход, предлагаемый Д.И.
Фельдштейном. Фельдштейн говорит о поуровневом развитии личности, при этом
уровни развития связываются с социальной позицией человека, которую он
занимает на том или ином этапе онтогенеза, а само развитие личности
происходит в процессе деятельности.
Б. С. Братусь также выделяет уровни развития личности, но уже на
другом основании, а именно в зависимости от "преобладающего способа
отношения к другим людям и соответственно самому себе". Всего выделяется
четыре уровня:
1) эгоцентрический. "Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а
отношение к другим - сугубо потребительское, в зависимости лишь от того,
помогает ли другой личному успеху или нет".
2) группоцентрический. "Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует
себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того,
входят эти другие в его группу или нет."
3) просоциальный (гуманистический). "Для человека, который достигает этого
уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к
определённой группе. За каждым человеком, пусть даже далёким, не входящим
в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав,
свобод и обязанностей".
4) духовный (эсхатологический). "На этой ступени человек начинает
осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные
существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные,
соотносимые с духовным миром".
В зарубежной психологии подобный подход характерен для А. Маслоу,
который выделяет ступени личностного роста (который применительно к Маслоу
следует понимать как движение человека к достижению самоактуализации) в
соответствии с иерархическими уровнями мотивообразующих потребностей.
Иерархия потребностей по Маслоу включает в себя следующие уровни (от
низшего к высшему):
1) физиологические потребности (жажда, голод и т. д.);
2) потребности безопасности (долговременное выживание и стабильность);
3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);
4) потребности самоуважения (значение, компетентность);
5) потребности самоактуализации (реализация потенциала).
При этом отмечается (хотя и при наличии исключений) необходимость
удовлетворения потребностей, находящихся внизу иерархии, для того, чтобы
мотивирующими стали потребности, лежащие выше.
Второй способ описания структуры личностного роста состоит в выделении
"сквозных" структурообразующих его характеристик, которые присутствуют на
любой стадии процесса роста личности. При этом необходимо различать
ситуацию, когда задаются условия личностного роста, не составляющие, однако
его структуру, и ситуацию, когда задаются такие механизмы и образования,
которые одновременно и являются условиями личностного роста, и составляют
его структуру. Примером первого могут служить предложенные Роджерсом шесть
терапевтических условий личностного роста в процессе психотерапии, такие
как:
1) два человека находятся в психологическом контакте;
2) первый человек, клиент-военнослужащий, находится в состоянии
несоответствия, он уязвим и тревожен;
3) второй человек, психотерапевт, является гармоничным или
интегрированным;
4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту;
5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы
координат клиента и стремится передать это клиенту;
6) как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного
понимания и безусловного позитивного внимания терапевта.
Примером может также служить подход Н. Р. Битяновой, которая выделяет
такие составляющие структуры личностного роста, как:
1) самопознание,
2) самопобуждение,
3) программирование профессионального и личностного роста,
4) самореализация.
Этот подход чрезвычайно интересен тем, что задавая структуру
личностного роста военнослужащего как систему механизмов, которые
одновременно осуществляют процесс личностного роста и освоение и
преобразование которых составляет сам процесс личностного роста или, по
крайней мере, неотъемлемую составляющую этого процесса, он позволяет
непосредственно перейти к практическому его осуществлению и разработке
соответствующих практических методик и рекомендаций, что особенно важно в
рамках военной психологии.
Сопоставляя выявленные способы описания структуры личностного роста
военнослужащего, заметим, что первый способ, задавая ступенчатую структуру
личностного роста, необходимо требует дополнения в виде выявления и
описания механизмов восхождения человека по этим ступеням, перехода его с
одной ступени на другую, тогда как второй способ, указывая эти механизмы,
требует выявления качественных изменений, происходящих в процессе
личностного роста, описанием которых занимается первый способ. При этом
первый способ на практике может служить скорее задачам диагностики уровня
развития личности, тогда как второй - задачам организации процесса
личностного роста, построения соответствующих тренингов и программ. Как то,
так и другое чрезвычайно важно для военной психологии и требует более
подробного исследования. Однако, исходя из наличной ситуации в Вооружённых
Силах Российской Федерации, в высшей военной школе более актуальной
является задача организации процесса личностного роста, задача органичного
включения в порядок армейской жизни таких составляющих и условий, которые
бы способствовали его осуществлению, тогда как задача диагностики может
стать более актуальной только после того, как в армии будут обеспечены все
условия и создана структура, способствующая осуществлению личностного роста
военнослужащих, ибо в этом случае диагностика будет не просто давать никому
не нужные данные, а будет способствовать определению комплекса необходимых
мер и условий, которые могли бы помочь данному военнослужащему в
осуществлении личностного роста.
Групповая психотерапия включает в себя большое количество различных
Страницы: 1, 2, 3
|