рефераты бесплатно

МЕНЮ


Атомные многоцелевые подводные лодки

Атомные многоцелевые подводные лодки

АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру

решаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установки

подразделяются на ПЛАРБ - атом-ные подводные лодки с баллистическими

ракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье

рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО

(общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.

По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть

возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде

всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение

надводных кораблей и транспортов; борь-ба (совместно с надводными силами и

авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей в узкостях

с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан;

участие в блокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений;

защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам;

скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-

диверсионных групп.

На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива

рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10-13

годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной

энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА,

но и действие разнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств

жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.

В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической

мобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку

Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том

или ином районе, поскольку их основ-ное тактическое свойство - скрытность.

Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающей

атомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в Южной

Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и

последую-щее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины

фактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадрой

продолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое значение

стратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС, которые в

соответствии с положениями наступательной «морской стратегии» (под-робнее

об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986.- №11.- С. 49-53 )

намерены исполь-зовать их в районах, находящихся на значительном удалении

от своих баз и непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.

Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных

условиях ос-воить новые районы, где противник имеет преимущество в

надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие

корабли и суда (в частности в Баренцевом, Карском и Охотском морях), в том

числе подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их

роль и место в составе оперативных формирований.

В зарубежной прессе отмечается ,что ПЛА присущи следующие качества:

скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при

сохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность, или

способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного

состава в течение 60-90 сут. при сохранении высокой бое-готовности;

значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но

и береговых объектов.

США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в

1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с

использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955

года. За 35 лет в США построено около 120 ПАЛ. Из низ две («Скорпион» и

«Трешер») погибли, десять выведены из состава флота, пять переданы в

резерв. Подкласс многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудованными

ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен», которые используются в интересах сил специальных

операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.

Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС

составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц, построены в 1967-1975 годах) и

«Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными, их

поступление в состав флота, начавше-еся во второй половине 70-х годов,

продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год.

Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй

в конце 1976 года (к середине 1990 года построено еще 45 единиц). В

различных стадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость

одной ПЛА около 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).

В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести

месяцев в го-ду проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой

подготовке, на переходах и в сос-таве передовых группировок. В это же время

они могут совершить один-два длительных автоно-мных похода

продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня

боеготовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного

использова-ния ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении

уровня безопасности эксплуа-тации. Так, еще в 1973 году принята программа

SEOC, согласно которой оперативный цикл (пе-риод между капитальными

ремонтами) для ПЛА типов «Пермит» и последующих был увеличен с 43 до 70

месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стерджен» и «Лос-

Андже-лес» достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла

на 17-19 % сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно

увеличивается время пребывания в боегото-вом состоянии. Для второй

подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700-718) предполагает-ся вместо

ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены

активной зо-ны ядерного реактора) провести модернизационные работы.

В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется

аналитический контроль за техническим состоянием основных систем, а

выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.

При модернизации атомных подводных лодок командование американских

ВМС исхо-дит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в

водах, контролируемых против-ником. Поэтому ПЛА должны быть способны

противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37

кораблей типа «Стерджен», в ходе которой намечается повысить их боевые

возможности, а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в

период 1997-2005 годов). Большую часть работ по модернизации

предусматривается провести в ходе плано-вых ремонтов; устанавливать

гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управле-ния стрельбой

Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние достижения в

области снижения шумности, повышения безопасности плавания,

ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа «Стерджен» будут оснащаться

КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод.5 ADCAP.

Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как

существующих ,так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с

32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального пуска (УВП)

Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» мон-таж бортовой автоматизированной

системы боевого управления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751

«Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания Арктике, в том числе

усиление ограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся

гори-зонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных

гидроакустических средств, устройств для постановки мин; снижение шумности

ядерной энергетической установки; применение проти-вогидроакустических

покрытий и ГАС с протяженными антеннами. Кроме того, повышение бое-вых

возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и

ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод.5 АDCAP, а также новыми

или модернизи-рованными ПЛУР.

С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си

Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58). Однако при обсуждении

бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о

замораживании работ по этой программе, посколь-ку устранение вскрытых на

испытаниях опытных образцов технических проблем требует допол-нительно

около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается,

что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си

Ланс». В частности, ожидается, что можно использовать технологические

новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или

VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.

Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию

кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА

нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на

завершение исследований по корпусу и борто-вым системам вооружения новой

ПЛА, а также 258 млн. долларов на закупку компонентов дли-тельного

изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного

корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен на 1995 год.

Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991 году,

а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная

стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.

При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться

качественно-го скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых,

это относится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей, ходовым

и маневренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того, новая ПЛА будет

приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличи-вается боекомплект

(50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины). Подводное водоиз-

мещение составит 9150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9

м. Как сообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие

характеристики корабля, опубликованные во время работы над проектом, не

являются окончательными и по ходу строительства могут из-меняться.

Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа

«Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной

величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что

способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности

ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении

гидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних

помещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При

выборе диамет-ра корпуса учитывались ограничения, связанные с

необходимостью выполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях

военно-морских баз и пунктов базирования лодок.

Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется

изготавли-вать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти

на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя

(волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных устройств и новая форма

кормового оперения, которое включает шесть, а не четыре эле-мента.

Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению

с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты

НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств, объединению

всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS

[подробнее см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]), приме-нению дополнительных мер по

обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее обору-дования. Глубину

погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз.

Основное вооружение составят КР «томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48

мод.5, новые или модернизированные ПЛУР.

В результате рассмотрения некоторых вариантов проекта ПЛА

разработчики отказа-лись от намеченного на начальном этапе проектирования

расположения торпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно

диаметральной плоскости. Как и на существующих американ-ских лодках, они

размещаются побортно под углом 10 град. Количество ТА возрастает с четы-рех

до восьми, их диаметр впервые в американской практике достигнет 762-мм

(вместо 533-мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ

стрельбы самовыходом торпед, а также зарезервировать габариты для

вероятного увеличения калибра торпед в будущем. Кроме того, их этих ТА

можно выпускать необитаемые подводные аппараты, позволяющие расширить

боевые возможности ПЛА по обнаружению целей, распознаванию миноподобных

объектов, оп-ределению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое

расположение торпедные аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет

или исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода,

но одновременно позволяет в носовой оконечности разме-щать крупноразмерные

акустические антенны ГАК, включая сферическую антенну диаметром 7,3 м.

Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они

стали в пол-ном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое

для боевых действий в различных условиях. За счет использования более

совершенных средств связи они могут дейст-вовать совместно с надводными

кораблями в составе тактических групп. ПЛА будут привлекать-ся для

нанесения ударов по береговым объектам крылатыми ракетами, осуществления

минных постановок, ведения противолодочных действий подо льдом.

В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать

новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на

малошумных ходах (макси-мальная мощность 60 тыс. л.с.). При изготовлении

активной зоны применяются улучшенные ма-териалы и топливо. В состав ГЭУ с

частичным вспомогательным электродвижением на мало-шумном ходу войдут

турбогенераторы, насосы и другие механизмы с уменьшенными габарита-ми.

Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным

винтом в на-садке (pump-jet).

Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА,

приспособленные для пе-реброски подводных диверсантов. В 1983-1985 годах

две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл»)

переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для

личного состава подразделений сил специальных операций (так на-зываемые

команды SEAL), в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и

снаря-жением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух

контейнеров цилинд-рической формы (DDS- Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую

и декомпрессионную камеры и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же

целях на ПЛА типа «Стерджен» устанавлива-ется один такой контейнер

(переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произ-вести еще пять

таких контейнеров для пяти других кораблей данного типа).

Великобритания. Первая английская атомная подводная лодка «Дредноут»

(в настоя-щее время исключена из состава флота и находится в Розайте в

небоеготовом состоянии) была заложена в 1959 году, введена в строй в 1963-

м. Остальные 17 ПЛА (строились с 1966 по 1990 год) составляют основу

подводных сил английского флота.

«Дредноут» была построена при технической помощи США и имела ядерный

реактор американского производства. Все последующие ПЛА создавались по

национальным проектам, причем каждая серия основывалась на предыдущей и

являлась ее дальнейшим развитием. Эво-люционный характер совершенствования

английских атомных подводных лодок можно проил-люстрировать следующими

примерами.

При проектировании ПЛА типа «Вэлиант» (пять единиц) для устранения

недостатков, присущих «Дредноут», был применен ряд новшеств. В частности,

носовые горизонтальные рули были несколько сдвинуты в сторону рубки с целью

уменьшения помех работе ГАС. На малых ходах стал применяться режим

вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для сни-жения шумности

произведена амортизация турбин и главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА),

которая достаточно эффективна при работе ГЭУ на мощности до 50 %.

Применение на третьей и последующих ПЛА в этой серии американской стали

марки HY-80 (вместо английской QT-35) позволило увеличить глубину

погружения до 300 м.

В ходе строительства очередной серии ПЛА типа «Свифтшур» (шесть

единиц) стави-лась задача повысить их эффективность благодаря улучшению

таких характеристик, как глуби-на погружения, наибольшая подводная скорость

хода, уровень шумности и помех работе ГАС, безопасность эксплуатации,

надежность и ремонтопригодность ГЭУ. За счет использования но-вой марки

стали и выбора цилиндрической формы прочного корпуса (ПК), заканчивающегося

полусферическими переборками (вместо ПК переменного сечения ПЛА «Вэлиант»),

глубина погружения достигла 400 м. Носовые горизонтальные рули (высоко

расположенные у «Вэли-ант») перенесены на осевую плоскость и выполнены

заваливающимися (убирающимися за об-шивку легкого корпуса), что

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.