рефераты бесплатно

МЕНЮ


Валютный контроль

необходимости в строго регламентированном порядке;

. контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу

валютных ценностей и национальной валюты;

. строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая

осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.

Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была

возложена на следующие органы.

1. Министерство финансов:

. Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области

валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);

. Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями

«коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с

перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты,

ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и

национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление

мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);

. Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с

исполнением договоров страхования).

2. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль

операций финансового характера в иностранной и национальной валюте –

кредиты, ссуды).

3. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением

валютных операций, осуществляемых через банки).

4. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения

нерезидентами французских промышленных предприятий).

Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах

своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного

контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой

деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы

Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.

Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные

с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:

. контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);

. контроль таможенными органами (в этих целях были созданы

специальные подразделения).

Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции

осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить

нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась

большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать

таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.

В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и

импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское

домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в

конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело

о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер

в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе

(аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего

направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат.

Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление

банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных

средств на счетах своего клиента.

Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном

порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого

расследования и применения к нарушителям санкций.

На более позднем этапе организации контроля основу информационно-

аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально

созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам

осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.

Помимо валютного контроля информация, полученная в результате

действия системы, активно использовалась для составления торгового и

платежного баланса Франции.

Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление

таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации

участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых

как предприятиями, так и банками.

Как будет видно далее система валютного контроля в РФ имеет прямую

аналогию с французской моделью построения валютного контроля и места в ней

таможенных органов.

Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля

(Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и

Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в

соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут

осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством,

за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только

органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона "О

валютном регулировании и валютном контроле"):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают

нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и

нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации

резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих

операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за

соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в

Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета,

отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля.

Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга

полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также

структурно-организационной формой.

Рассмотрим полномочия отдельных органов и агентов валютного контроля.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской

Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и

валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет

валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной

валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными

государствами; организует и осуществляет валютный контроль как

непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с

законодательством Российской Федерации являются агентами валютного

контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации

устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов

резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов

резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17

декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации",

Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской

Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,

нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование

и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона "О

валютном регулировании и валютном контроле", Правительство определяет

порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными

камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской

Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами

отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров

(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444,

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК)

является центральным органом федеральной исполнительной власти,

образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по

валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение

единой общегосударственной политики в области организации контроля и

надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере

валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При

этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и

экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для

исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по

валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.

Таким образом, основными функциями ВЭК являются:

1) осуществление контроля за проводимыми в России резидентами и

нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций

валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за

соблюдением ими актов органов валютного контроля;

2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в

России.

В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право

привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к

ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных

нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской

Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися

наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных

органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России

определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля

следующим образом.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением

через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров

свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации,

ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за

валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу

товаров и транспортных средств.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль

в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и

Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе

осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства

Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных

правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность

таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в

соответствии с Таможенным кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного

законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами

Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим

законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах

налоговой полиции", органы налоговой полиции имеют право пользоваться при

исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными

законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как

правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее

полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая

полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и,

следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за

несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа

Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка

обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин",

за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в

уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому

Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время

Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в

размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого

эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа

поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Некоторыми функциями и полномочиями обладают также Министерство

финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных

бумаг, Гохран.

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ.

ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области

валютного контроля: "Таможенные органы Российской Федерации осуществляют

валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу

Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и

свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте

Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями,

связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных

средств".

Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой

деятельности является перемещение через таможенную границу Российской

Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг,

информации, результатов интеллектуальной деятельности.

Объектами валютного контроля для таможенных органов являются:

перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской

Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей,

а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу

товаров и транспортных средств.

В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного

рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и

нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров,

субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры

и их контрагенты.

Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в

пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе

действуют специально созданные структурные подразделения:

. в ГТК России – Управление валютного контроля;

. в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной

стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

. в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а

также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы

валютного контроля;

. в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному

контролю.

В развитие законодательных норм, определяющих общую концепцию ведения

валютного контроля, ГТК России и Банком России в последующем были приняты

подзаконные акты, конкретизирующие технологию и организацию валютного

контроля за экспортно-импортными операциями. К таким документам относятся

следующие нормативные акты: Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г.

NN 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за

поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров",

Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. NN 30, 01-20/10538 "О порядке

осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной

валюте за импортируемые товары", Приказ ГТК РФ от 11 марта 1997 г. N 110

"Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного

оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской

Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок", Положение об

осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок,

предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской

Федерации (утверждено ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ 2, 9, 11 апреля 1997 г. NN 07-

26/768, 10-83/1355, 01-23/6678), Письмо ГТК РФ от 21 августа 1997 г. N 01-

15/16139 "О приказе ГТК России от 19.08.97 N 500 "Об осуществлении

валютного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную

границу Российской Федерации по контрактам, заключенным в счет

государственных кредитов" и т.д.

Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Законодательное определение экспорта товаров дано в ст. 97

Таможенного кодекса Российской Федерации: «Экспорт товаров - таможенный

режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории

Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию».

Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в

ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный

перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит

не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров

осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных

настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу».

Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и

Таможенного кодекса Российской Федерации в области валютного регулирования,

стала "Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.