рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы европейской валютной интеграции

сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось

создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.

После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС

стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств -

членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,

Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза - Великобритании,

Дании, Швеции и Греции - является делом времени.

1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту евро. Создана

и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с

Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла

преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и

валютного союза ("зоне евро"). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют

физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность

и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания

новой валюты будет окончательно завершен через три года, когда будут

введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью

прекратят свое существование.

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-

кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут

все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную

экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую

экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной

политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на

мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и

валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во

внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме

курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить

структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление

евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не

стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на

ее известную "евроизацию"?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и научных

кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась

оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно

противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком

далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее

внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не

требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто

предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с "освоением"

евро, выступают за целенаправленное "внедрение" новой валюты в российскую

экономику.

Цель данного доклада, представляемого Институтом Европы РАН Правительству

и Центральному банку Российской Федерации, состоит в том, чтобы, не вступая

в полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы,

возникающие в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и

прогнозы, необходимые для выработки оптимального политического курса России

в отношении единой европейской валюты.

Следует отметить, что целый ряд проблем в докладе обозначен общими

контурами. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро -

это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой

степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в

России развертывается постепенно, по мере накопления объективных

предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут стать необходимыми в

связи с распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте

общей экономической и валютной политики России.

Доклад подготовлен авторским коллективом, в состав которого вошли доктор

экономических наук В.Г. Шемятенков (руководитель), кандидат экономических

наук О.В. Буторина (зам. руководителя), доктор экономических наук

Д.Д. Бутаков и доктор экономических наук М.В. Ершов. Положения доклада

необязательно совпадают с официальной позицией Правительства и Центрального

банка Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной

власти - ответственность за них всецело несут авторы доклада.

Институт Европы РАН и члены авторского коллектива выражают искреннюю

признательность Центральному банку Российской Федерации, Министерству

финансов, Министерству торговли, Министерству экономики, Министерству

иностранных дел, Федеральной службе России по валютному и экспортному

контролю, Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки, ОАО

"Газпром" за помощь, оказанную при подготовке доклада. Особо следует

отметить ценные советы и пожелания, высказанные сотрудниками Центрального

банка Российской Федерации О.В. Можайсковым, П.С. Смирновым,

А.М. Богатырем, С.В. Камбуровым и Л.Д. Долженковой.

1. Появление евро - важная веха в развитии мировой политики и экономики.

Лежащий в основе новой европейской валюты Экономический и валютный союз 11

государств - членов ЕС представляет собой высшую форму международной

экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного

строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых

валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. В

мировой валютной системе происходит сдвиг в сторону биполярности.

2. Введение евро непосредственно затрагивает стратегические интересы России

и меняет условия ее интеграции в мировую экономику. В целом последствия

происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях

валютных отношений и валютной политики открываются более широкие

возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.

Геополитическое положение России и интересы ее экономической безопасности

диктуют необходимость максимального использования этих возможностей. Вместе

с тем практическая политика Российской Федерации в отношении евро должна

строиться с учетом как геополитической целесообразности, так и объективных

экономических возможностей, в увязке стратегических целей и тактических

задач. В связи с этим все шаги в направлении диверсификации валютных

отношений должны быть осмотрительными и постепенными, ориентированными на

поступательное решение конкретных экономических задач, должны

предприниматься по мере накопления необходимых объективных предпосылок.

3. Работа с единой европейской валютой в России начинается в условиях

кризисного состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости рубля

и глубокой долларизации экономики. Главной задачей экономической политики

правительства являются завершение реформ в валютно-финансовой сфере и

последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и должны быть

подчинены все шаги в отношении евро. Главный принцип государственной

политики на этом направлении должен состоять в том, чтобы последовательно

преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют) в отношении

доллара США на внутреннем валютном рынке России.

4. В стратегической перспективе использование евро в России пройдет, по-

видимому, через несколько этапов.

Первоначально должен возрасти удельный вес евро во внешнеторговых расчетах.

Масштабы и скорость этого процесса будут определяться в первую очередь тем,

насколько успешно пойдет утверждение новой валюты на мировых рынках. Роль

Правительства и Центрального банка Российской Федерации на этом направлении

ограничена и сводится в основном к информационному обеспечению и

совершенствованию расчетных механизмов, способствующих использованию евро.

Рано или поздно возобновится процесс государственных и частных

заимствований на западноевропейских финансовых рынках. Возможности этих

заимствований зависят в первую очередь от решения проблемы внешней

задолженности России, улучшения хозяйственной конъюнктуры внутри страны и

восстановления национального кредитного рейтинга. Вместе с тем

Правительство Российской Федерации располагает определенными возможностями,

чтобы в рамках этого процесса вести переговоры со странами ЭВС о создании

дополнительных финансовых инструментов, способствующих российским

заимствованиям в евро.

Третьим сегментом расширяющихся операций в евро может стать досрочная

конвертация российских долгов в национальных валютах стран ЭВС в евро. Эта

операция носит по преимуществу технический характер: условия частных займов

не подлежат пересмотру, а возможность ревизии условий суверенных

заимствований должна быть предметом дополнительных переговоров. Поэтому

было бы неправильно форсировать этот процесс. В то же время при прочих

равных условиях не следует его и затягивать. В пользу этого говорят

политическая целесообразность и вероятные экономические выгоды для

государства в связи с неизбежным увеличением доли евро в валютной выручке.

Что касается долларовой части задолженности, то экономических оснований

добиваться ее перевода в евро пока не прослеживается. Любые шаги в области

внешнего долга и внешних заимствований, связанные с введением евро, должны,

разумеется, планироваться и осуществляться в строгом соответствии с общей

линией Российской Федерации на переговорах о реструктуризации российского

долга.

По мере развития этих процессов будет расширяться и использование евро в

межбанковских платежах, прежде всего в отношениях российских банков и их

западноевропейских партнеров.

5. Лишь после того, как на товарных и финансовых рынках накопится

определенная "критическая масса" операций в евро, возникнут объективные

предпосылки для изменения положения на валютных рынках и соответственно

коррекции механизма курсообразования и курсовой политики.

Пока операции с евро не достигли необходимых объемов во внешнеэкономических

и валютных операциях России, курс единой европейской валюты к рублю следует

по-прежнему определять на основе кросс-курса к доллару. По мере расширения

валютных операций в евро представляется целесообразным переход к

непосредственному установлению котировок рубля к евро, минуя доллар. В

дальнейшем следовало бы проработать механизмы использования более широкой

корзины "курсообразующих" валют.

6. В рамках общих стратегических целей в отношении евро можно было бы

предложить Европейскому Cоюзу и государствам-членам провести переговоры по

всему спектру конкретных вопросов, связанных с введением единой европейской

валюты (сотрудничество в информационном обеспечении работы с евро в России;

развитие и углубление связей между центральными банками; взаимодействие

спецслужб, правоохранительных органов и органов валютного контроля в борьбе

с попытками транснациональных криминальных сообществ использовать введение

евро в своих интересах; содействие возвращению российских заемщиков на

западноевропейские финансовые рынки; заблаговременное согласованное решение

вопросов, связанных с появлением наличных евро, и т.д.).

7. На базе уже принятых нормативных документов Банку России предстоит

продолжить отслеживание и решение возникающих в практической деятельности

правовых проблем, связанных с распространением евро в России:

Было бы целесообразно, в частности, провести ревизию действующего

российского законодательства и международных договоров России в валютно-

финансовой сфере с целью определения их соответствия правовым нормам

Европейского Союза, касающимся евро.

Должна быть окончательно определена стоимость обмена 11 национальных валют

стран - членов ЕС на евро на российском внутреннем валютном рынке. (Банк

России в своем инструктивном письме от 30 декабря 1998 г. рекомендовал

российским банкам осуществлять конверсию средств в евро без взимания

комиссии. Эта рекомендация не вызвала возражений со стороны представителей

банков, но, разумеется, следовать ей или нет, решают сами банки).

Как уже отмечалось, заключенные экономическими операторами сделки в

11 национальных валютах стран - членов ЕС как до введения евро, так и после

остаются действительными для сторон. После прекращения хождения

11 национальных валют стран - членов ЕС платежи должны быть переведены

исключительно в евро с применением установленных обменных соотношений.

Российские валютные власти должны будут принять организационные и

экономические меры для обеспечения выполнения этих норм.

Расхождения вследствие округления, возникающие при использовании

национальных валют региона евро для "закрытия" сделок и других обязательств

в евро, устраняются в соответствии с правовыми актами ЕС. При этом расходы

на покрытие таких расхождений берет на себя банк-бенефициар, то есть банк

получателя средств. Этот принцип также нуждается в организационном подкреп-

лении.

После того как в январе 2002 г. станет возможным приобретение банкнот и

монет в евро, станет актуальным вопрос о том, будут ли российские банки

взимать комиссию при обмене наличных евро. Необходимо будет также

отработать порядок действий в том случае, если российский гражданин или

другое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, по какой-либо

причине не обменяет наличную валюту 11 стран - членов ЕС на наличные евро и

предъявит свои требования на это в России после 1 июля 2002 г.

8. В плане информационно-разъяснительной работы было бы полезно осуществить

следующие меры:

Создать на сервере (сайте) Банка России в Интернете страницу информации по

евро, где бы размещались материалы Европейского центрального банка,

Европейской комиссии и Совета ЕС на английском языке, а также переводы

основных документов на русский язык. На этой же странице было бы полезно

организовать сбор вопросов, возникающих у российских юридических и

физических лиц в связи с использованием евро. В дальнейшем итоги такой

"инвентаризации" позволили бы более "прицельно" строить переговоры с ЕС,

организовать подготовку и информационную работу среди предприятий и

населения.

Министерству экономики, Министерству торговли и Торгово-промышленной палате

при содействии Банка России и Российской академии наук целесообразно было

бы подготовить методические рекомендации для российских участников

внешнеэкономической деятельности, изложив в них основы правового статуса

евро, права и обязанности российских участников внешнеэкономических связей

при переходе на евро, а также принципы перевода в евро долгосрочных

контрактов (со сроком исполнения после 2002 г.).

Торгово-промышленной палате можно было бы рекомендовать провести

консультации со своими партнерами из стран ЭВС о последствиях введения

евро, обобщить полученные материалы и довести их содержание до своих

коллективных членов. Следовало бы, в частности, заранее выяснить сроки и

порядок перевода торговли в евро на западноевропейских товарных биржах и

аукционах и информировать об этом российских поставщиков и покупателей

соответствующих товаров.

Стимулировать введение в учебные планы государственных и частных высших

учебных заведений, особенно готовящих кадры по экономическим

специальностям, занятий по проблематике евро с тем, чтобы молодые

специалисты быстрее овладевали навыками ведения операций в единой

европейской валюте.

На государственном уровне обеспечить заблаговременное ознакомление

юридических и физических лиц во всех без исключения регионах России, в том

числе отдаленных и с разреженным населением, с порядком обмена наличных

банкнот стран ЭВС в евро в 2002 г. Подобная мера позволит избежать паники и

махинаций, нередко связанных с обменом наличных денег.

10. Введение евро затрагивает не только Россию, но и все другие

государства СНГ. Хотя в силу объективных причин предпосылки для

эффективной координации их валютной, в частности курсовой, политики в

отношении евро еще не созрели, создание западноевропейского

Экономического и валютного союза, исторический опыт валютной

интеграции в рамках ЕС содержат ценные уроки для совместной разработки

перспективных проблем экономической интеграции в "постсоветском"

пространстве. В связи с этим представляется своевременным провести

консультации центральных банков государств СНГ по принципиальным

вопросам, связанным с появлением единой европейской валюты.

Приложение 2

Выполнение "пропускных критериев" для участия в "зоне евро" ее странами

| |Дефицит |Государственны|Уровень |Соблюдение |

| |госбюджета |й долг (% ВВП)|инфляции % |пределов |

| |(% ВВП) | | |колебаний |

| | | | |валютных курсов в|

| | | | |ЕВС |

|Пропускной |3,0 |60,0 |2,7 |да |

|критерий | | | | |

|Австрия |2,5 |66,1 |1,1 |да |

|Бельгия |2,1 |122,2 |1,4 |да |

|Германия |2,7 |61,3 |1,4 |да |

|Ирландия |-0,9 |66,3 |1,2 |да |

|Испания |2,6 |68,8 |1,8 |да |

|Италия |2,7 |121,6 |1,8 |да |

|Люксембург |-1,7 |6,7 |1,4 |да |

|Нидерланды |1,4 |72,1 |1,8 |да |

|Португалия |2,5 |62,0 |1,8 |да |

|Финляндия |0,9 |55,8 |1,3 |да |

|Франция |3,0 |58,0 |1,2 |да |

|Источник: ЕС. "Euro 1999". Brussels, 1998, p.16. | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.