Международная валютная система
(МСНС), охватывающий свыше десяти Международных советов по отдельным
отраслям знаний, и другие научные союзы.
Международные организации (фонды) пятого типа занимаются сбором средств
для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде
деятельности.
Например: Всемирный фонд дикой природы - неправительственная организация,
занимается сбором средств от государств, общественных организаций и частных
лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных и природных
участков. Она совместно с другими международными организациями финансирует
соответствующие мероприятия, например, "Операция Тигр". Эта операция
направлена на всемирный учет тигров и создание для них резерватов. Фонд
имеет собственные издания, доходы от реализации которых являются одним из
источников фонда.
* Фонд "Олимпийская солидарность" создан для оказания финансовой помощи
национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он
формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований
компаний, фирм и отдельных лиц, средств, пученных от инвестиционной и
издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В
фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение
олимпийских игр распределяемых между МОК, Фондом "Олимпийская солидарность"
и международными федерациями по олимпийским видам спорта. Ежегодно
утверждается бюджет этого Фонда. На проведение основных мероприятий по
регионам направляется 75-85% всех расходов. Такими мероприятиями являются:
проведение сборов, семинаров тренеров, приобретение спортинвентаря,
оказание материальной помощи НОК. Остальные средства направляются на
издательскую деятельность и текущие расходы.
6.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) -
специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации
Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по
валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу
27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ
- Вашингтон (США).
Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-
Вудскими соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости
паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не
имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ,
а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/—
1% (с декабря 1971 г. — сверх +/— 2,25%).
Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных
курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и
проводить политику по полному устранению валютных отграничений. На практике
эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные
ограничения отменены лишь в 60 странах).
Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло
предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в
начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973
г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и
ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией
поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с
измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда:
вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения"
за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с
ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной
системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права
голосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед
МВФ)
Цели МВФ:
— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;
— способствование сбалансированному росту мировой торговли для
стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов,
для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве
главной цели экономической политики;
— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между
государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из
соображений конкуренции;
— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение
ограничений на трансфер валюты;
— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных
балансов государств-членов.
Функции МВФ:
— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в
вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного
оборота);
— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
— консультирование и сотрудничество.
Принципы МВФ:
— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой
для уклонения от урегулирования;
— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных
рынках для прекращения валютного кризиса;
— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций
интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она
осуществляет свои интервенции.
Членство в МВФ
В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто
для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях.
Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992
г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения,
Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление —
Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.
Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из
представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной
политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем),
назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения,
прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их
долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих
собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые
согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда
полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот,
изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать
исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает
решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам
(экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85%
от голосов членов).
Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет
на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой
и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его
функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный
комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует
Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению
международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию
мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной
системе, и т.д.
Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24
исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами
(Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и
Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением
принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся
раз в два года. Заседания Исполнительного совета
проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-
распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на
материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом.
Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам
фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них
давления.
Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель
Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным
директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без
права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и
возглавляет административный аппарат фонда.
В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение
должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих
отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих
административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные
отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего Востока,
Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ
имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по
бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ
заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом
экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.
Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых
установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой
экономики и международных валютно-финансовых отношений.
Уставный фонд МВФ и заемные средства
Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в
соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для
определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в
МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов,
имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности
воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от
уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и
международной торговле.
В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд.
СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться
до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США).
Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1997 г.
|Страны |Размер квот (в млн. |В % к общему количеству |
| |СДР) | |
|Все страны |145318,8 |100,0 |
|Промышленно развитые |88425,2 |60,9 |
| |26526,8 |18,3 |
|США |8241,5 |5,7 |
|Япония |8241,5 |5,7 |
|Германия |7414,6 |5,1 |
|Франция |7414,6 |5,1 |
|Великобритания |5130,6 |3,5 |
|Саудовская Аравия |4590,7 |3,2 |
|Италия |4320,3 |3,0 |
|Канада |4313,1 |3,0 |
|Российская Федерация |3385,2 |2,3 |
| | | |
|Китай | | |
Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу,
являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать
также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и
международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего
времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных
банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а
также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался
услугами частных кредиторов.
В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия,
Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция
и Япония, — образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о
займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает
предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных
резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-
участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения
или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь,
мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения,
взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных
вкладчиков GAB (в млн. СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%),
Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было
пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР.
Кредитная деятельность МВФ
МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в
иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-
членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами
стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными
стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ
иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР),
Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их
финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и
структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для
получения кредитов МВФ.
Обычные механизмы кредитования
МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных
трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до
4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются
следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна
увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем
объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду
кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок
доходов, расходов и т.д.
Специальные механизмы кредитования
В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility)
МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной
системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет
сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в
течение 4—10 лет (табл.).
Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)
|Страны |1947—1976 |1977—1991 |
|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |
|Развивающиеся |39,4 |92,1 |
В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае
непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing
Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в
случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых
цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены
действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ,
проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.
С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock
Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для
восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на
мировых рынках на срок до 3—5 лет.
В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и
расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment
Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения
структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для
реализации среднесрочных макроэкономических программ.
Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором
организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных
служащих из стран-членов МВФ.
Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования
является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ
заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.
6.2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК
Всемирный банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-
финансовым вопросам. Он представляет собой совокупность ряда институтов
развития и часто называется группой всемирного банка. Основные организации,
входящие в эту группу : МБРР, МАР, МФК, МАИГ.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была
сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-
финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою
деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения
входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское
бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).
В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в
МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным
банком.
Цели МБРР :
— содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем
поощрения капиталовложений на производственные цели;
— поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления
гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
— стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной
торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем
международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-
членов МБРР.
Структура МБРР
Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих
(министров финансов или председателей центральных банков), является высшим
Страницы: 1, 2, 3, 4
|