рефераты бесплатно

МЕНЮ


Международная валютная система

(МСНС), охватывающий свыше десяти Международных советов по отдельным

отраслям знаний, и другие научные союзы.

Международные организации (фонды) пятого типа занимаются сбором средств

для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде

деятельности.

Например: Всемирный фонд дикой природы - неправительственная организация,

занимается сбором средств от государств, общественных организаций и частных

лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных и природных

участков. Она совместно с другими международными организациями финансирует

соответствующие мероприятия, например, "Операция Тигр". Эта операция

направлена на всемирный учет тигров и создание для них резерватов. Фонд

имеет собственные издания, доходы от реализации которых являются одним из

источников фонда.

* Фонд "Олимпийская солидарность" создан для оказания финансовой помощи

национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он

формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований

компаний, фирм и отдельных лиц, средств, пученных от инвестиционной и

издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В

фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение

олимпийских игр распределяемых между МОК, Фондом "Олимпийская солидарность"

и международными федерациями по олимпийским видам спорта. Ежегодно

утверждается бюджет этого Фонда. На проведение основных мероприятий по

регионам направляется 75-85% всех расходов. Такими мероприятиями являются:

проведение сборов, семинаров тренеров, приобретение спортинвентаря,

оказание материальной помощи НОК. Остальные средства направляются на

издательскую деятельность и текущие расходы.

6.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) -

специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации

Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по

валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу

27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ

- Вашингтон (США).

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-

Вудскими соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости

паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не

имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ,

а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/—

1% (с декабря 1971 г. — сверх +/— 2,25%).

Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных

курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и

проводить политику по полному устранению валютных отграничений. На практике

эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные

ограничения отменены лишь в 60 странах).

Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло

предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в

начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973

г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и

ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией

поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с

измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда:

вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения"

за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с

ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной

системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права

голосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед

МВФ)

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для

стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов,

для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве

главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между

государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из

соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение

ограничений на трансфер валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных

балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в

вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного

оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой

для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных

рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций

интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она

осуществляет свои интервенции.

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто

для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях.

Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992

г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения,

Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление —

Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из

представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной

политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем),

назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения,

прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их

долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих

собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые

согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда

полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот,

изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать

исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает

решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам

(экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85%

от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет

на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой

и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его

функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный

комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует

Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению

международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию

мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной

системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24

исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами

(Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и

Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением

принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся

раз в два года. Заседания Исполнительного совета

проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-

распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на

материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом.

Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам

фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них

давления.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель

Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным

директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без

права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и

возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение

должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих

отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих

административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные

отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего Востока,

Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ

имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по

бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ

заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом

экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых

установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой

экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Уставный фонд МВФ и заемные средства

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в

соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для

определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в

МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов,

имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности

воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от

уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и

международной торговле.

В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд.

СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться

до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США).

Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1997 г.

|Страны |Размер квот (в млн. |В % к общему количеству |

| |СДР) | |

|Все страны |145318,8 |100,0 |

|Промышленно развитые |88425,2 |60,9 |

| |26526,8 |18,3 |

|США |8241,5 |5,7 |

|Япония |8241,5 |5,7 |

|Германия |7414,6 |5,1 |

|Франция |7414,6 |5,1 |

|Великобритания |5130,6 |3,5 |

|Саудовская Аравия |4590,7 |3,2 |

|Италия |4320,3 |3,0 |

|Канада |4313,1 |3,0 |

|Российская Федерация |3385,2 |2,3 |

| | | |

|Китай | | |

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу,

являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать

также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и

международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего

времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных

банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а

также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался

услугами частных кредиторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия,

Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция

и Япония, — образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о

займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает

предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных

резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-

участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения

или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь,

мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения,

взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных

вкладчиков GAB (в млн. СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%),

Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было

пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в

иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-

членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами

стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными

стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ

иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР),

Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их

финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и

структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для

получения кредитов МВФ.

Обычные механизмы кредитования

МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных

трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до

4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются

следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна

увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем

объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду

кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок

доходов, расходов и т.д.

Специальные механизмы кредитования

В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility)

МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной

системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет

сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в

течение 4—10 лет (табл.).

Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)

|Страны |1947—1976 |1977—1991 |

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае

непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing

Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в

случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых

цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены

действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ,

проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock

Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для

восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на

мировых рынках на срок до 3—5 лет.

В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и

расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment

Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения

структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для

реализации среднесрочных макроэкономических программ.

Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором

организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных

служащих из стран-членов МВФ.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования

является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ

заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.

6.2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Всемирный банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-

финансовым вопросам. Он представляет собой совокупность ряда институтов

развития и часто называется группой всемирного банка. Основные организации,

входящие в эту группу : МБРР, МАР, МФК, МАИГ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была

сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-

финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою

деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения

входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское

бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в

МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным

банком.

Цели МБРР :

— содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем

поощрения капиталовложений на производственные цели;

— поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления

гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

— стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной

торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем

международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-

членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих

(министров финансов или председателей центральных банков), является высшим

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.