рефераты бесплатно

МЕНЮ


Планирование организационных систем

Планирование организационных систем

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО |

|ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ |

|УНИВЕРСИТЕТ |

| |

|Факультет менеджмента |

|Кафедра ОП и ВЭД |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

| |

|по дисциплине: «Теория организации» |

|на тему : |

|«Планирование организационных систем» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: стдент |

|группы ВЭД-95-1 |

|Иванов Олег |

|Руководитель: доц. |

|Хасанов М. Х. |

| |

| |

| |

| |

|Тюмень 1999 |

СОДЕРЖАНИЕ :

1.Введение 3

2.Методы планирования организационных систем

а) системный подход ; 4

б) нормативный метод ; 6

в) метод параметрического ( организационного ) моделирования ;

7

г) метод функционального моделирования

( метод аналогий ) ; 7

д) Программно-целевой метод ; 8

3.Закономерности планирования и построения ОС 10

4.Организация планирования ОС 15

5.Заключение 21

6.Список использованной литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы ,

пользуясь интуицией , здравым смыслом и опытом прошлого .

С возникновением письменности практический опыт построения систем

стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему

поколению таким образом , для построения новых операционных систем

конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных

систем , хорошо зарекомендовавших себя в прошлом . Такая практика широко

используется и в настоящее время .

Для создания системы , имеющей аналоги в прошлом , разработчик

подыскивает подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущей

системы . Если же такого аналога найти не удаётся , на помощь приходят

здравый смысл и интуиция , частично дополняемые известными методами

планирования организационных структур управления , среди которых наибольшее

распространение получили системный подход , нормативный метод , метод

параметрического моделирования , метод функционального моделирования и

программно-целевой метод .

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Системный подход .

Он основан на представлении о системе как о чём-то целостном ,

обладающем новыми свойствами ( качествами ) по сравнению со свойствами

составляющих её элементов . Новые свойства при этом понимаются очень широко

. Они могут выражаться , в частности , в способности решать новые проблемы

или достигать новых целей .

Для этого требуется определить границы системы , выделив её из

окружающего мира , и затем соответствующим образом изменить ( преобразовать

) , или , говоря математическим языком , перевести систему в желаемое

состояние .

В. М. Глушков[1] выделил в системном подходе следующие этапы :

1. Постановка задачи ( проблемы ) : определение объекта исследования

, постановка целей , задание критериев для изучения объекта и управления им

.

2. Очерчивание границ изучаемой системы и её структуризация . На этом

этапе вся совокупность объектов и процессов , имеющих отношение к

поставленной цели , разбивается на 2 класса - собственно изучаемая система

и внешняя среда .

3. Составление математической модели изучаемой системы :

параметризация системы , задание области определения параметров ,

установление зависимостей между введёнными параметрами .

4. Исследование построенной модели : прогноз развития изучаемой

системы на основе её модели , анализ результатов моделирования .

5. Выбор оптимального управления .

Выбор оптимального управления как раз и позволяет перевести систему в

желаемое ( целевое ) состояние и тем самым решить поставленную проблему .

Несмотря на чёткую математическую трактовку системного подхода , он

не получил , однако , однозначной практической интерпретации . В связи с

этим развиваются несколько направлений его практической реализации .

Наибольшее распространение получили АСУПовские и системотехнические

направления , суть которых заключается в совершенствовании существующих

систем управления . Для этого проводится их обследование ( диагностический

анализ ) , выявляются недостатки и пути устранения последних , формируются

мероприятия по совершенствованию систем , разрабатываются проекты АСУ ,

внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующих

систем управления . АСУПовское направление официально признано и закреплено

в соответствующих руководящих методических материалах[2] .

Системотехническое направление является более наукоёмким и находится

в настоящее время в стадии развития .

Планирование сложной системы разбивается на два этапа : внешнее ( или

макро- ) и внутреннее ( или микро- ) планирование . Внешнее планирование

отвечает за вопрос : с какой целью создаётся система ? Внутреннее - на

вопрос : какими средствами реализуется система ? Другими словами : " При

внешнем планировании формируется цель и критерий эффективности будущей

системы , а затем корректируется её модель . Локализуется сама система ,

определяются её границы , фиксируются факторы внешней среды , влияющие на

систему или находящиеся под её влиянием ; определяются входы , на которые

система должна реагировать , и виды реакций , критерии эффективности её

функционирования . Внутреннее планирование определяет содержание самой

системы ."[3]

Этап внешнего планирования складывается из подэтапов анализа и

синтеза . На первом подэтапе формируется цель разрабатываемой системы ,

проводится изучение существующей системы , составляется генеральная схема

будущей системы . На втором - последовательно выполняется эскизное ,

техническое , рабочее планирование системы .

Данный подход активно разрабатывается , однако не решён пока

принципиальный вопрос : как на основе анализа существующей системы перейти

к модели будущей системы ?

Нормативный метод .

Второе название этого метода - экспортно-аналитический . Он основан

на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик

структуры ОС и факторами , влияющими на эти характеристики . Статистические

зависимости устанавливаются в результате исследования однородной группы

лучших ( в определённом смысле ) ОС : собираются данные о численных

значениях структурных параметров и факторов ; с помощью корреляционного

анализа определяется степень влияния каждого фактора на структурные

параметры и отбираются наиболее существенные факторы ; выводятся

нормативные формулы для расчёта параметров структуры . Разработанные

нормативы определяют состав и содержание функций , перечень решаемых

основных задач , тип организационной структуры и т. д. Полученные нормативы

используют при планировании определённого класса ОС . Например ,

планирование организационной структуры управления машиностроительными

предприятиями осуществляется на основе типовой схемы структуры управления ,

утверждённой для определённой группы предприятий , и схемы должностных

окладов инжинерно-технических работников , служащих и младшего

обслуживающего персонала .[4]

Метод параметрического ( организационного ) моделирования .

Этот метод заключается в установлении функциональных зависимостей

между характеристиками ОУ ( объекта управления ) и СУ ( субъекта управления

) для выявления степени их соответствия . Для этого применяется аппарат

математической статистики и логического анализа . В частности , с помощью

корреляционного анализа изучаются зависимости между количеством работников

аппарата управления и объёмом производства , на основе чего рассчитываются

нормативы численности управленческого звена .

" Логика и механизм зависимости системы управления от объекта

управления состоят в следующем . Во-первых , эта зависимость является

объективной и реальной . Во-вторых , характер этой зависимости и теснота

связи между элементами управляющей системы , с одной стороны , и объекта

управления , с другой - неоднородные . Так , если система функций , а

система информации преимущественно зависят непосредственно от особенностей

объекта управления , то аппарат и техника управления зависят от объекта

управления не непосредственно , а через функции управления и систему

информации "[5]. Метод помогает производить синтез ОС на основе изучения

сложившихся соотношений ( пропорций ) между характеристиками ОУ и СУ .

Метод функционального моделирования

( метод аналогий ) .

Он заключается в том , что в основу формирования аппарата управления

кладётся стандартный набор функций , осуществление которых необходимо на

каждом объекте для его нормальной работы . К ним относятся такие функции ,

как оперативное управление производством , материально-техническое

снабжение , расчёт труда и заработной платы , технико-экономическое

планирование и др. Основной характеристикой организационной структуры

управления считается численность административно-управленческого персонала

, которая рассчитывается по функциям управления с учётом масштабов

производства , отраслевой принадлежности предприятия и других факторов .

Исходя из численности для каждого уровня управления принимается

определённое организационное решение : формирование отдела , управления или

бюро для выполнения работ по каждой функции , установление определённых

должностей и т. п.

Программно-целевой метод .

Этот метод основан на формировании " древа целей " , в соответствии с

которым определяется система мероприятий по реализации целей , называемая

целевой комплексной программой ( ЦКП ) . Для выполнения ЦКП строится

специальная система управления ( СУ ЦКП ) , которая доводит задания ЦКП до

конкретных исполнителей и контролирует выполнение программы .

Организационная структура СУ ЦКП определяется , таким образом , " древом

целей " , составом исполнителей и содержанием ЦКП .

Множество исполнителей программы и СУ ЦКП образуют в совокупности

программно-целевую ОС , действующую в течение всего периода решения

проблемы .

Такие системы предлагается планировать в три стадии :

1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных

характеристик ( стадия композиции ) .

2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (

стадия структуризации ) .

3. Разработка количественных характеристик аппарата управления ,

установление порядка его деятельности ( стадия регламентации ) .

При этом первая стадия имеет принципиальное значение , поскольку она

определяет структуру организации . На ней определяются система целей и

задач организации , её тип и правовой статус , степень самостоятельности ,

границы деятельности , состав функций .

К недостаткам программно-целевого подхода следует отнести

методическую незавершённость . Достаточно сказать , что в настоящее время "

нет чётких , устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных

положений разработки и реализации комплексных программ , отсутствует единая

точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого

планирования и управления , соотношение плана ( в его традиционной форме )

и целевой комплексной программы ".[6]

В результате происходит адаптация ( приспособление ) программных

методов к существующим методам планирования и управления . Всё это

существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода ,

который наиболее эффективен для решения хорошо структуризованных (

изученных ) проблем , для которых сравнительно нетрудно провести

исследование по схеме " цель - система мероприятий - ОУ - СУ " .

В целом указанные выше подходы и методы применяются главным образом

для совершенствования существующих ( действующих ) ОС . Что же касается

создания новых ОС , то здесь пока ещё царят стихийность и субъективный

подход . В самом деле , вопрос о том , быть или не быть той или иной

организации , предприятию , объединению часто решается волевым путём сверху

вниз без научного обоснования . Такой путь формирования ОС , к сожалению ,

прочно укоренившийся в нашей практике , даёт большой процент " брака " -

нежизнеспособных и неэффективных систем .

Отсутствием научной основы разработки ОС объясняется во многом и "

забывчивость " создаваемых систем . Не потому ли на каком-то этапе своего

развития они начинают утрачивать связь с проблемами , для решения которых

создавались , что эта связь не была учтена в полной мере при самом создании

системы , определении её границ , структуры , функций и т. д. ?

Как уже отмечалось , при создании новых ОС приходится отбирать

ресурсы ( в основном трудовые ) у существующих . Понятно , что выделение

ресурсов под каждую ОС должно быть строго дозировано в зависимости от

важности решаемых ими проблем . К сожалению , и вопросы ранжирования

проблем по их общественной значимости , и оценки эффективности

использования тех или иных ресурсов в различных ОС остаются почти без

внимания .

Это приводит к тому , что решение многих важных проблем ( и

соответственно их ОС ) не имеет достаточного ресурсного обеспечения .

Преобладание отраслевого принципа распределения ресурсов не способствует

улучшению положения .

Кроме того , у нас нет и адекватных методик расчёта экономической

эффективности ОС , что делает невозможным обоснование необходимости их

создания .

Недостатком существующей практики планирования и создания ОС является

также недостаточная оперативность . Иногда с момента появления проблемы и

до момента построения ОС проходят многие годы , в течение которых обществу

наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблем . Например ,

десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды , пока наконец

не была создана специальная ОС . Лишь сравнительно недавно стали предметом

обсуждения проблемы наркомании , проституции , борьбы с организованной

преступностью . Рано или поздно эти проблемы всё равно бы " всплыли на

поверхность " , однако очевидно , что чем раньше та или иная проблема будет

обнаружена и решена , тем больший ущерб удастся предотвратить .

Вряд ли можно признать такое положение удовлетворительным , и без

разработки теории планирования и построения ОС его не улучшить .

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ОС .

Всякая теория должна исходить из практики , чтобы потом служить ей же

опорой . В этом смысле и теория планирования и построения ОС не исключение

, она должна основываться на анализе практики создания и функционирования

ОС . Основная сложность состоит в том , чтобы среди множества единичных

фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.