Шпоры по ТГиП
Шпоры по ТГиП
1. Предмет ТГиП Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны:
гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю
предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-
во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся
в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов
людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь
санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда
государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю
некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.
Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной
жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917
год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто
умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны
поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом,
д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и
т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-
нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к.
запуганными легче управлять. Функции теории государства и права:
1. описательная (того, что видим)
2. обобщение и выявление закономерностей, это необходимо для получения
знания о поведении изучаемого явления
3. прогностическая (что нас ждет)
4. наука должна давать практике рекомендации по коррекции существующего
положения
1. ТГиП в с-ме обществ. наук.
ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория”
в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот.
предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П.
ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и
признанные различ. науч. школами.
Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.
2.Формирование и развитие ТгиП.
3. Методология ТГиП.
Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают ,что
методол-я – не только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти.
Методы: 1. дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2.
Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я.
Вся совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же
что диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир –
всегда в движ-и, но в круговом – по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во
c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я
и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание –
формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-
номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и
правовой с-мы. II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-
м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся
в стр-ре), где эл-т – наименьшая дробная часть целого, сохр-щая качеств.
признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-
ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть – спос-ть с-мы приспосабл-
ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые
нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е – поддерж. с-мы в задан. сост.
Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения,
кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их
сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая
задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания
договора об общем рынке в 54 году) III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть
автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр.
норм.
4. Теории происх-я гос-ва:
Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос.-прав. системами были
рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства
не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и
П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену
родоплеменной, а право – на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая
теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П.
Гос-во в ней – рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол.). Одной из
распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь –
не в соц.-эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии,
порабощении одних племен др.
5. Понятие и Признаки гос-ва.
Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств.
класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец.
аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во
этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.
Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны.
Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.
6. Понятие и эл-ты полит. с-мы (государство в политической системе).
ПС – совок-ть гос., партийных и обществен. органов и орг-ций, участв.
в полит. жизни страны. В завис. от степени участия в полит. жизни эти орг-и
м. разделить на 1)Собственно-полит. (гос-во, все полит. партии, отд.
обществ. орг-и). Прямая связь с пол-кой, прямое на нее возд-е.
2)Несобственно-полит. (орг-и, возн. не непоср-нно в силу полит. причин, а в
силу эк. и др. – профсоюзы, АО).
7. Типы взаимод-я общ-ва и гос-ва. (государство и гражданское общество)
Общ-во – совок-ть людей, наход-ся м. собой в полит., эк., духовн. и
др. взаимоотн-ях. Эл-том общества явл. чел. В человеке нас интересует:
1.соц.-правовое полож-е, кот. хар-я его автоном-тью от общ-ва (матер. или
моральн.) и способн-тью чела противопоставить себя общ-ву. 2.Гражд-вом,
т.е. совок-ть его прав, свобод, обяз-тей, предост. ему гос-вом. В философии
и социологии сущ. 2 сп. взаимод-я чела и общ-ва: 1)Европ.: интересы
личности всегда впереди интересов общ-ва (USA). 2)Восточный – противопол.
европейскому.
Стр-ра общества: 1.Ф-циональная: 1)Эк. отн-я (отн-я соб-ти, наличие
отн-й обмена или распр-я, фин. взаимод-я 2)Полит. (наличие плюрализма,
возм. ли участие гр-н в форм-и гос. аппарата, д-ет ли принцип разд-я
властей 3)Духовные отн-я (в чьей соб-ти СМИ, кто форм-ет с-му образования,
наличие или отсутст. единой гос. идеологии, сп. форм-я обществ. созн-я).
2.Орг.-соц. стр-ра: теория классов – хар-ет наличие соц. групп, классов,
наход-ся м. собой в юр., полит. и эк. завис-ти. стр-ра бывает иерархич. и
эгометарная. Изначально общ-во иерархично.
8. Понятие и стр-ра ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а
также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами
и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.
от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его
д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или
всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их
реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.
террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или
конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
Класс-я ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а
также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами
и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.
от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его
д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или
всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их
реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.
террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или
конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
Хар-ка осн. ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а
также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами
и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.
от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его
д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или
всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их
реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.
террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или
конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
9. Типология государства .Различные подходы к выделению типов.
10. Форма гос-ва и ее эл-ты.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. I - 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. б)огранич.
(парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские
(коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. II – это нац. и
адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост.
частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное
(цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр.
органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн.
(добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во
в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их
интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в
отличие от фед-ции). III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-
вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские)
б)демокр.
11. Форма правления: понятие и виды.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти,
порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные,
наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич.
(парламентарн., конституцион.) – власть монарха огранич. констит-ей, утв.
парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич.
монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и
парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ.
управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные):
а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни (
парламенту. Прав-во – из партий, имеющих >-во в парламенте.
б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент
– Эстония, FIN).
Понятие гос. органа (института).
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого
гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.
д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них
полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
Класс-я гос. органов.
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого
гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.
д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них
полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
12. Форма гос. устр-ва: понятие и виды.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р
взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос.
упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц,
кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.
Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти).
б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно
союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои
конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация
(временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не
имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
13. Гос. режим (способы осущ-я власти).
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. Осн.
критерием класс-ции явл. демократизм форм и методов осущ-я гос. власти:
а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.
Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого
гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.
д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них
полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
14. Принцип разделения властей.
Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-
рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний
принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м
сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей
взаимоконтролировать и огранич. др. друга).
Страницы: 1, 2, 3
|