рефераты бесплатно

МЕНЮ


Приоритет прав человека в правовом государстве

Приоритет прав человека в правовом государстве

Содержание.

Введение 2

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека. 6

Понятие и система основных прав человека в правовом государстве. 9

I. Личные (гражданские) права и свободы. 11

II .Политические права и свободы. 15

III Экономические права и свободы. 17

IV. Социальные права 17

V. Культурные права и свободы. 19

VI. Права человека в международном праве. 19

Заключение. 22

Список использованных источников и литературы: 23

Введение

История развития концепции правового государства и вместе с ним прав

личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого

общества.

Данная тема интересна еще и тем, что правовая государственность вместе

с этим, признание и гарантия прав человека – неотъемлемая принадлежность

западного политического строя, а с недавнего времени и нашей страны, и их

закрепление на конституционном уровне.

Цель данной работы – рассмотреть правовое государство с позиций

справедливого по отношению к человеку государственного устройства,

обеспечения и гарантии его прав и свобод.

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека

Впервые термин «правовое государство» (или «государство права»)

употребил немецкий ученый К.Т.Велькер в своей книге «Конечное основание

права, государства и наказания», вышедшей в 1813 г., а действительно сама

идея такого государства справедливого по отношению к человеку полно была

развита И. Кантом, но теория правового государства имеет свою более древнюю

историю развития:

Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового

государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме –

Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века – Мартином

Лютером.

Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в

период буржуазных революций и смены традиционных государств – государствами

конституционными. Таким образом, правовое государство – это продукт нового

времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа И.Канта, Дж.Локка, Ш.–Л.Монтескье,

В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII – XVIII в.в.

Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству

эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно

придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной

области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и

государства, власти в условиях правового государства принципиально иные,

нежели при абсолютизме.

Полное же становление теории правового государства утвердилось в

немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон

Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.

Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение – так

же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и

религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс

исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема

прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий

характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей

в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых

классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав

человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать

права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются

усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Вообще права человека, как определенные требования необходимого

минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном

строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом

ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного

общества.

В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия

его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические

права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить

индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не

могло идти и речи.

«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа,

требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым

ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.

Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на

человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными

неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не

только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав

человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того,

как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных

законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы

государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.

Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные

акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье

«Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина «

(1789 Франция).

В настоящее время в современном мире действуют международно – правовые

договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав

человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут

опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами

государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.[1]

Правовое государство и его роль в обеспечении прав человека.

Существует несколько понятий правового государства, однако при

различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия

неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно

возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом

этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень

развития свободы и её выражения в определенных государственно – правовых

категориях.

Таким образом, правовое государство – есть форма ограничения власти

правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес

государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к

государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком

правового государства.

Таким образом, правовое государство – это такое демократическое

государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство

закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и

гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти

положен принцип разделения властей.

Фундаментальное требование правового государства – это приоритет

интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана

прав и свобод человека.[2]

Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде.

Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С

появлением в ней принципа неотъемлимых естественных прав человека она

обретает своё основное ценностное качество. Для обеспечения этого принципа

необходимого разделения властей, их уравновешивание.

Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за

надлежащее использование своих прав и свобод.

Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и

охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур,

механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и

разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт

механизм, без которого не может функционировать правовое государство.

Например Конституционный Cуд (Германия, Испания, Италия, Россия),

Конституционный совет (Франция), Верховный Суд (США).

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым

государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый

общественный уровень государственного и правового развития но и определяет

его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны,

претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология,

естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового

государства.

В данный момент в России существуют некоторые противоречия между

конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия не

может быть названа правовым государством.[3]

Но вместе с тем в современной России легализирована частная

собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально –

юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей

сути, - это либеральное государство, главная задача которого заключается в

максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального

(правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы

описываются совокупностью прав человека.

Таким образом, Права человека – это необходимый, неотъемлемый и

неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия

человека и осуществления формы свободы и равенства людей.

Господство права как важнейший аспект правовой государственности

достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и

государстве с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство

права в «материальном смысле» включает в себя:

1) Верховенство Конституции, гарантирующей надлежащий набор прав человека,

закрепляющий общий естественно – правовой статус человека.

2) Всеобщую обязательность соблюдения прав человека.

3) Конституционное требование правового характера законов. В контексте

признания прав человека высшей ценностью это требование означает

ограничение законодательной власти обязанностью признавать, соблюдать и

защищать права человека и предполагает, что целью, смыслом и содержанием

законодательства должна быть конкретизация прав человека.[4]

Таким образом, правовое государство мыслится как инструмент для

эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности

– служение потребностям личности. Отсюда – приоритет личности в отношениях

между личностью и государством.

Однако, нужно отметить, что смысл существования правового не сводится

только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового

государства преследует двойную цель – в равной мере ограничивать и

обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать

права и свободы человека.

В результате правовое государство предстает как совокупность

субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной

деятельности.

По существу, первыми сознательными положениями конституции РФ является

статья 2, провозглашающая человека, его права и свободы высшей ценностью

государства, и устанавливающей его обязанностью признавать, соблюдать и

защищать права и свободы человека и гражданина. Права человека признаются и

гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам международного права.

Хотя в РФ и существует довольно эффективная защита человека, граждане РФ не

всегда безболезненно и в короткие сроки могут восстановить свои нарушенные

права. Построение в России правового государства потребует еще много усилий

и времени.

Понятие и система основных прав человека в правовом государстве.

Как известно Конституцией РФ Россия провозглашается правовым

государством (ст. 2)

Конституционные права – это юридически признанные возможности человека

избирать меру и вид своего поведения, которые могут быть реализованы путем

использования, соответствующей юридической обязанности со стороны

государства в лице государственных органов, должностных лиц и других

субъектов права.

Конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он

может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими

органами государства, должностными лицами и субъектами права.

Права человека подразделяются на основные и иные. Основные права

являются субъективными, фундаментальными (они отражены в ряде международных

правовых актах).

Основные права – права содержащиеся в конституции государства и

международно – правовых документах по правам человека в частности в

«Международном Биле о правах человека», в «Европейской конвенции о защите

прав человека и основных свобод, 1950г.», «Европейской социальной хартии

1996 г».

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством

– участником, независимо от его конституционного закрепления.

Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в

области прав человека становится общепризнанным принципом международного

сообщества. Он закреплен конституцией РФ.

Выделение категории основных прав человека, отнюдь не означает

отнесение «иных» прав к второсортным, менее значимым. Основные права и

свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся

возможности для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень

важны для индивида его взаимодействия с другими людьми. Основным правом,

например, является ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» – говорят,

что каждый может принимать участие в управлении своей страной. Это основное

право порождает иные права (на участие в самоуправлении, право выдвигать

свою кандидатуру, своего кандидата во время избирательной компании).

Поэтому основные, фундаментальные права зафиксированы в конституции

государства, международно – правовых актах по правам человека, являющихся

правовой базой для производственных, но не менее важных прав.

Права человека и гражданина (естественные и неотчуждаемые) – это право

в материальном смысле слова. Официальные акты (конституцию, законы) следует

считать правовыми постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются

права человека или же они не нарушают прав человека.

Конституция признает права человека действующими непосредственно и

определяющими правовое содержание официальных актов.

Положения ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ в позитивной форме содержат

требование правового закона «Конституция косвенно закрепляет

законодательное ограничение прав человека, но мотивом, не предусмотренным в

части 3 ст. 55, запрещает предусматривать в Федеральном конституционном

законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться

правами и свободами, перечисленными в ч. 3 ст. 56, что означает специальный

запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного

положения. Наконец, законы или их отдельные положения, признанные

Конституционным Судом РФ – нарушающими права человека и, поэтому

неконституционными утрачивают силу. (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ)

То, что права человека являются непосредственно действующими и

обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), предполагает право

каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в конкретный суд.[5] Суд

обязан не применять закон, который по его мнению нарушает права человека.

В развитии положения ст. 18 Президент РФ как глава государства

объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека.

(ч. 2 ст. 80)

Теперь целесообразно будет перейти к классификации прав человека.

I. Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для

охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие

естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

1) Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ)

Образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой

сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо

все остальные права утрачивают смысл и значение в случае человека, это

фундаментальное право допустимо рассматривать в 2 аспектах: во – первых,

как право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её

жизнь как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во вторых,

как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По – сути дела,

все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого

права. Например, такие права – как право на социальное обеспечение, на

охрану здоровья, на благосостояние окружающей среды.[6]

У нас в стране в Конституции 1993 г. оно закреплено впервые. В

настоящее время очень остро стоит вопрос о смертной казни, она легализуется

нашей Конституцией, но возможности её резко сужаются; только за особо

тяжкие преступления.

2) Право на достоинство.

Является основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле –

достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и

свободах человека во многих современных Конституциях открываются понятием

«достоинство человека». Достоинство – это признание обществом социальной

ценности уникальности конкретного человека. В конституции РФ это ст. 21.

Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным. Никто не может быть

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.