рефераты бесплатно

МЕНЮ


Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Юридический институт МВД России

Тульский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА ТЕМУ:

"ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Подготовил: курсант

0-12

учебной группы

1-го курса

Терещенко Павел Владиславович

Научный руководитель: кандидат

наук

БУШУЕВ И.И.

ТУЛА - 1998.

ПЛАН.

Введение.

стр.3

1. Нормативное регулирование и виды социальных норм.

стр.5

2. Соотношение права и других социальных норм:

стр.13

2.1. Соотношение права и религии;

стр.13

2.2. Соотношение права и обычаев;

стр.15

2.3. Соотношение права и морали;

стр.17

2.4.Соотношение права и корпоративных норм;

стр.26

3. Право и социально-технические нормы.

стр.28

Заключение.

стр.32

Введение

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция

правового государства, с присущими ему существенными признаками и

особенностями. Построение правового государства является одной из

важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в

современном понимании идеальной формой политической организации

общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует

общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это

действием самых различных факторов, таких как: особенности

исторического и культурного развития, демократические, политические и

правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем,

различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального

социального регулятора общественных отношений и связей.[1] Вместе с

тем идея правового государства всегда понималась на дуализме

Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское

представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим

собственным содержанием.[2]

Разновидностью теории правового государства

является концепция "господства права". Примечательно, что теория

"господства права" и концепция правового государства питались, в общем-

то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с

тем романо-германская теория правового государства имеет ярко

выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение

общественных отношений мыслилось только посредством позитивных

законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная

дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть

не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.[3]

Но все же, чтобы объективно определить в какой степени

существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том,

какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном,

т.е. юридическом смысле).

В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же

роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные

социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие

существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического

развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их

элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей

неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени

применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных

регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости

совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в

соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом

отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их

изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или

их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и

противоречий.

Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые

как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С.,

Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.

Нормативное регулирование и виды социальных норм.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает

вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в

общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать

свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос

о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве

случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в

которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на

общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что

весьма важным качеством общества является организованность,

упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а

значит, и объективная необходимость их социального регулирования,

которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития,

обусловленных требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его место

и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует

строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны

отрицательные последствия для социальной системы - ее

неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера

, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит

от требований данной социальной системы, от этапа развития общества,

уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее

общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и

скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития

регулирования в обществе все более возрастает удельный вес

социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого

поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все

более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и

сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения

объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях

цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной

личности; соответственно в регулировании наряду с повышением

конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с

этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к

общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития

социального регулирования является формирование относительно

обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль

экономического базиса на всех этапах развития общества остается

решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует

во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере

развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования

, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и

механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в

единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода

инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как

бы ответом социального регулирования на потребности общественной

системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего

общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на

необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения

социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в

свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик

развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура - это не просто структура социального

регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды,

звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой

структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных

форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой

опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В

соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает

главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета",

особого построения нормативно-организационных форм, от которых

непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого

регулирования.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру

социального регулирования. Первая - это такая модель основных

организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая

объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной

для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с

ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет

собой реальное положение организационно нормативных форм социальных

регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их

реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную

модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием

целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе

и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к

сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных

людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в

наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих

форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от

его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух

основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи

разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса,

относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих

правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые

распостроняются на все случаи данного рода и которым должны

подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную

ситуацию.

Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно

имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с

учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших

отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно

неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность,

необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства

, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать

заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики,

произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и

один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении

социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный

скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным

достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем

экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение

людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями

экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются

возможности для господства случая и произвола. Тем самым с

максимальной полнотой достигается главная цель социального

регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего

приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и

произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает

область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним,

с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это

масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях,

обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в

особенности в случаях, когда оно становится орудием политической

власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения

регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что

достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем:

учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей

данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе

общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере

нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.

Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ

нормативного регулирования, формирование которого имело переломное,

этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных

обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая

инфраструктура регулирования.[4]

Если говорить о системе нормативного регулирования как об

автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить

как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется

регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в

рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений,

коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых

посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей,

отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования

различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества

закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым

корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы

подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит

вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.

Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под

"юрисдикцией" правовых норм.[5]

Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования

не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая

надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в

конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая

приведенное выше определение системы нормативного регулирования,

следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью

системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два

вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее

общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное,

исходное значение.

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-

разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую

формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого

поведения членов общества.[6] В свою очередь профессор В.К. Бабаев

считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно

распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.[7]

Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых

различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.