рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие, сущность, функции и принципы права

Понятие, сущность, функции и принципы права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НА ТЕМУ:

«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА»

Выполнила:

студентка Ершова О.В.

группа ЗЮ-II

Проверила:

Селиваненко В.О.

КАЗАНЬ-2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Развитие концепций права 4

ГЛАВА II. Современная концепция права 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.

Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации

человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой

организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для

того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму

взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и

общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения –

нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно

существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения

является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно

определенная нормативная организация всего социума и упорядочение

применения силы отличает официальную социальную власть от господства

физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной

власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде

государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются

свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть

рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды

появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и

государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов –

субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и

государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого

по своей сути способа существования свободных людей. Под государством

понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает

жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в

обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие

несвободных людей (объектов права и государства) не является их

обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы

привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не

исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и

назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

ГЛАВА I. Развитие концепций права

История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания

права: юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex"

– закон) отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма

официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ,

постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное

(существующее, действующее) право. Для легизма в целом характерно

пренебрежение правами человека и гражданина.

Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право)

характерно, прежде всего, различие права как социального явления, которое

объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью,

принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и

государстве. В рамках юридического правопонимания существуют два подхода:

естественно-правовой и современный либертарно-юридический.

Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное

человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное,

предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования

человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным

критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и

государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям

права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального

"естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву,

которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно

соответствует "естественному".

В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом

понимается не естественное право в его различных формах, а бытие и

нормативное выражение принципа формального равенства, который понимается

как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех

субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят

также формальный характер). Правовые средства (законы, нормативные акты) и

государство являются позитивным выражением права.

Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки

тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки,

формы устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена

формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила

и установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к

сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным

воплощением естественного (т.е. божественного) порядка справедливости.

Например, у древних греков выражение такого порядка воплощено в богине

справедливости Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право).

Исследования представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в

русле поисков объективных основ полиса.

Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение

космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их

истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать

божественному порядку. К концепции Гераклита восходят те естественно-

правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума,

подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде

встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению

к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий

справедливости. В дальнейшем многие философы четко противопоставляют

искусственному закону полиса право по природе как разумное начало. Причем

некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права,

по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное

право состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам

обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и

рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные потребности,

неравенство же проистекает из человеческих законов.

Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные,

идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия

закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о

нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает

"надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и

количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух

видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю,

естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не

зависит от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель

трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как норму

естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей

основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины

характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на

древнегреческие учения. Поскольку первоначально право понималось как

божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, –

собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство

добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально

данное, а потому правильное. У всех выдающихся римских юристов: Цицерона,

Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-

правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое

являлось частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права

носило не просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон

понимался как "общая клятва республики", общий обет государства.

В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции,

а римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в

результате синтеза римского и местного, обычного права появляется

концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея

правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может быть

отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью.

У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).

В ее представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и

позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при

этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы

внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его

системной логики.

Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в

XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало,

выводимое из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для

признания норм закона (позитивного права).

С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление,

представители которого сосредотачивают внимание на согласовании норм

римского права с новыми историческими условиями. Право для них – прежде

всего позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной

справедливости.

Подобный подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что

"правовая сила закона состоит только в том, что он является приказом

суверена"[1]. Под законом он понимал все действующее, позитивное право.

Такое понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители

различных направлений юридического позитивизма.

Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную

природу человека как социального существа, которому "присуще стремление к

... руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".[2]

Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а

волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий,

выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и

безопасности для всего человечества". Но в естественном состоянии нет

достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо

общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении

государства, причем "великой и главной целью объединения людей в

государство и передачи себя под власть правительства"[3] является

обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность.

Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие

законы. Он представлял их как связь различных факторов (религиозных,

национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые

влияют на законодательство. Правовой смысл "духа законов" по-разному

проявляется в различных формах права (церковном, государственном,

гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и

структуры общего учения о праве с учетом как их единства, так и различий

между ними.

Огромное влияние на развитие теории права оказало учение Иммануила

Канта. Он разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о

позитивном праве. "Чистое", философское, рациональное право – это система

априорных максим (велений, долженствований), вытекающих из требований

разума. Эти максимы выступают как категорические императивы, т.е.

требования должного. Правовой императив гласит: "Поступай внешне так,

чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой

каждого, сообразной со всеобщим законом".[4]

На базе философского учения Канта о праве и государстве, немецкий

юрист Г. Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое

учение о позитивном праве с его исторического трактовкой. Он считал, что

юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии права, и

истории права. В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи,

Г.Ф. Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права. Они

обосновывали первичность исторически трактуемого права по отношению к праву

позитивному. Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-

правовых концепциях. Вместо разумного права представители этого

направления считали "народный дух", т.е. правовые представления каждого

народа в конкретное время основным правообразующим фактором. Историчность

права означает живую связь права с жизнью народа, с развитием его культуры,

языка, нравов. Отсюда исходит консерватизм исторической концепции. Так,

Савиньи отмечал, что право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа,

вначале создается его нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией,

не произволом законодателя, а незаметно действующими внутренними силами

народной жизни.

Георг Гегель считал, что только философия права является подлинной

наукой о праве. Право, по Гегелю, – это действительность свободы,

"наличное бытие свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с

помощью правильного мышления, философского познания права. Он считал, что

"Законы природы абсолютны и имеют силу так, как они есть ... . Чтобы

знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти

законы верны; ложными могут быть лишь наши представления о них", для чего,

– "В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно,

рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от

позитивной юриспруденции…"[5]. Такой подход обусловлен представлениями

Гегеля о тождестве бытия и мышления.

В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал в школе

аналитической юриспруденции. Видное место в ней занимает "чистое учение о

праве" Г. Кельзена. Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку о

позитивном праве, об официальных установлениях государства, без

использования методов других наук – психологии, социологии, этики,

политической теории. В отличие от них, опирающихся на причинно-

следственное объяснение действительности, правоведение по Кельзену – это

нормативная наука с нормативными, т.е. формально-логическими методами,

опирающимися на долженствование, т.е. по сути законоведение. Согласно его

нормативизму "всякое государство и есть правовое государство". "С точки

зрения последовательного правового позитивизма право, как и государство не

может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого

поведения … ."[6]. При этом он отвергает понятие правового государства,

"которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности",

поскольку это, – "предрассудок, основанный на теории естественного

права"[7]. Под правопорядком он понимает позитивное право с любым

произвольным содержанием. Такой нормативизм является юридическим

оформлением авторитаризма и деспотизма.

Нормативизм Кельзена оказал большое влияние на модернизацию

позитивистского направления в XX в. в неопозитивистском учении Г. Харта о

праве. Система норм, его составляющая, делится на первичные – правила

обязывания и вторичные – правила признания, изменения и решения.

"Познавательно-критическая теория права" О. Вайнбергера относит к главным

дисциплинам правовой науки философию права, догматику права, историю права,

социологию права, сравнительное право. Каждое из этих учений выполняло

свою функцию в рамках систематического разделения научно-юридического

труда, содействовало углублению юридических исследований и развитию

юридической науки.

Представители социологического направления (О. Конт, Г. Спенсер)

рассматривали общество как органически целое. Назначение права в их

позитивистской социологии, заключается в способствовании гармонизации и

прогрессу общества, утверждению в нем порядка.

Сторонники психологических концепций права – Т. Тард, Ф. Гиддинг,

Л. Петражицкий видели основы и истоки права и общества в психике людей.

Так, Тард причиной возникновения права (как и любого социального явления)

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.