рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие и сущность права

гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс,

например, предусматривает ответственность за такие преступления против

собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой,

вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания

приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в

собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество,

за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может

им принадлежать (ч.1 ст.213 ). С введением в действие нового Гражданского

кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г.,

ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной

собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным

институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права

частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего

имущества иначе, как по решению суда. Это , в частности, означает, что

государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и

даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда

вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против

него закона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию

имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права

частной собственности. При чрезвычайных условиях ( стихийные бедствия,

эпидемии и др. ) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция )

по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), возможна конфискация в

административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае предусмотрено

право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права

собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд

в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд

может быть произведено только при условии предварительного и равноценного

возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и

реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.

Частная собственность может перейти в разряд государственной, а

государственная - в разряд частной (приватизация ), но только а

соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или

рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право

наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества

собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию.

Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в

отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость,

особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или

малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм

собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и

одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не

противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом

имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством

каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов

хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в

защите права социалистической собственности, в особенности государственной,

собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех

субъектов ( носителей ) этого права защищаются абсолютно одинаково, на

основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на

землю (ст.35 ). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство

Российской Федерации, а также их объединениям.

Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это

особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и

землях, являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое

положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ

Президента о федеральных фондах природных ресурсов[8], который должен быть

затем принят в виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся

собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться

ими, использовать их, передавать в собственность , пользование и аренду

другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные

ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени

граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан

природный ресурс.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности

на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели (

Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать

всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно

требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в

развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на

землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и

всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах

не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной,

действующая Конституция допускает возможность частной, государственной,

муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные

ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать

преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на

землю. Но это привело сельское хозяйство к отставанию и сделало

землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать

себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громадные

участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной

экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление

политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе

землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в

России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , несмотря на прямое

указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной

собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты

должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и

законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два

конституционных ограничения права частной собственности на землю, при

соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта

свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться,

что условия и порядок пользования землей определяются на основе

федерального закона ( ч.3 ст.35 ).

Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие

нового Земельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и

распоряжение землей регулируются многими актами временного значения. Так,

Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля

за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы от 16

декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под угрозой

штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт

аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных

отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.[9]

представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,

сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в

качестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ,

товариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков,

используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа

исполнительной власти субъекта Федерации.

Наряду с указанными, действует много других нормативных актов,

регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных

граждан, так и их объединений, в отношении земли как в сельской местности,

так и в городах.

Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и

свобод ( ст.37 Конституции РФ ) включает:

. свободу труда;

. право на труд и на защиту от безработицы;

. право на забастовку;

. право на отдых;

Итак:

Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в

большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются

на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не

имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека

от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и

интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников.

При административно-командной экономике они были на словах полноправными,

но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к

излишествам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и

трудовой дисциплины. Как результат - низкая оплата труда, уравниловка,

незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости"

и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень,

организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов,

широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он

стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться

интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская

власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна

творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически

общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том,

чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к

крупным социальным потрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому

недовольству ). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и

социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные

формы регулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и

соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты ).

Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23

Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной

мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,

не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за

так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д.

Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.

Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с

нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода

труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии

предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет

принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о

гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только

откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и

любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых

условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение

обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного

положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией

Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о

труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете

принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем

желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на

работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный

работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а

именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а

вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской

Федерации 24 декабря 1992 г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. ). Действуют также Основы

законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа

1993 г., и ряд других нормативных актов.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (

коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое

законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). В

регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на

двухсторонней основе (между работодателями и работниками ) и трехсторонней

основе ( т.е. еще и с участием государственных органов ) важную роль играет

Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. ( с

изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября

1995 г. ).

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной

занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в

трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить

гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется

возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых

общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным

переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости

населения а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.[10] с изменениями и

дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г. Для реализации целей

Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во

всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и

коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы

работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их

экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании

работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет

забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии

с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических,

социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в

соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде

отраслей хозяйства ( транспорт, общественное обслуживание и др. ). Однако

этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по

смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности

государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только

суд.

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде

чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры,

предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных

трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также

комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для

недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует

установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный

отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (

должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24

рабочих дней ).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего

времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом

условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов

устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без

уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные

Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят

и более высокие стандарты.

Заключение.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная

грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать

всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано

обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако

для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не

сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными

противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав,

поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой

статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей

юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной

экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках

государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно

оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск

о реализации такого права только на основе его конституционного

закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует

конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц

каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные

и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько

стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США,

например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые

права являются пожеланиями, а не обязанностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах

человека. Если положения Пакта о гражданских правах подлежат применению

немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и

культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах

имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное

осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно,

реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей

государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в

механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и

политическими правами - Комитет по правам человека обладает большими

возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем

Комитет по второй группе прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли

действительно большого прогресса при формировании истинно демократического

государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с

западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за

столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории,

но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из

мирового сообщества.

Список литературы

1. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва,

Издательство " Международные отношения ", 1994 г.

2. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая

литература ", 1993 г.

3. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций. Под

редакцией академика О.Е. Кутафина. Москва, 1993 г.

4. Емельянов С.А. Право: Определение понятия. - М., 1992.

5. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1992.

6. Лифшиц А.С. Краткий курс по энциклопедии права. По произведениям

проф. Л.И. Петражицкого. - СПб., 1908.

7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. -

М., 1996.

8. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское

государство и право. 1990. № 2.

9. Ведякин В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. - Самара,

1992

10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 100.

-----------------------

[1] Цит. по: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С.

100.

[2] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 100.

[3] Следует отметить, что обе эти тенденции зародились еще в первой стране

классического права - в Древнем Риме.

[4] См.: Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское

государство и право. 1990. № 2. С. 24.

[5] Цит. по: Мушинский В.О. Указ. соч., с. 24.

[6] ВВС. 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; САПП. 1991. №6. Ст. 92.

[7] ВВС. 1991. №16. Ст. 499.

[8] САПП. 1993. №51. Ст. 4932.

[9] САПП. 1993. №44. Ст. 4191.

[10] ВВС. 1991. №18. Ст. 565; №34. Ст. 1974.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.