рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политический режим как сущностная характеристика государства

всего наделена особой социально-политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или

коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не

допускается ни какой конкуренции политических субъектов. Монополия на

власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не

вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с

политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно

остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных

пределах также допускается независимость личности. Короче говоря,

государство дифференцированно от общества, в ограниченных рамках

функционируют институты гражданского общества.

В мировом сообществе в 20-ом веке имели место различные виды

авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в

странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать

монократический (характерен для некоторых стран Африки и отдельных

государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные,

клерикальные и расистские режимы.

Авторитарный режим утверждается в условиях кризисной ситуации или на

основе не развитой политической и социальной структуры общества. Они могут

решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.

Механизм утверждения авторитарных режимов включает в себя как

незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических

институтов и правителей, так и формально-демократические процедуры. Главные

типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и

персональная легитимность. Непременная духовная база авторитаризма –

господствующая идеология. В качестве которой могут выступать революционная,

реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто

используют некоторые демократические институты – выборы, плебисциты и т. п.

– для предания себе респектабельности в глазах мирового сообщества и

собственных граждан, уклонение от международных санкций. Так, например,

неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или

полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России,

Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов

является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям)

конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их

официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить

себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на

стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация биллютеней или

результатов голосования и т.п.

В период после второй мировой войны и, особенно, в последние

десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит переходный

характер и ориентируется, хотя бы формально, на переход к демократии.

Реформаторские возможности авторитаризма.

В конце 80-х начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический

интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных

политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки

многих из них, в том числе России, быстро ввести демократию без наличия для

нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой

многочисленные разрушительные последствия. Авторитаризм иногда определяется

как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с

экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с

идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет

как слабые, так и сильные стороны. «К числу слабых относится полная

зависимость политики от позиции главы государства или группы высших

руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения

политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции

политического выражения общественных интересов». [9]

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои

достоинства, которые особо ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная

власть обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность

и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение

определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных

общественных реформ.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый»

авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые

демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного

реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский

режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм.

Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов сильной власти и

ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача на пути

конструктивного реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их

реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип

политической системы – демократия.

Тоталитаризм.

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Не следует

рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное

понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное

значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с

нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и

общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые

предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на

советскую и родственные ей модели государств.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с

авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто

практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им

также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием

однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть

различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при

авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению

к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть

претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором

исчезают, обезличиваются социально групповые, классовые, этнические,

профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное

отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы

гражданское общество - государство, народ - политическая власть.

Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих

социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности

организации тоталитарной системы государственной власти: глобальная

централизация публичной власти во главе с диктатором; господство

репрессивных аппаратов; упразднение представительных органов власти;

монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно

политический организаций не посредственно в систему государственной власти

и превращение последних в своеобразные приводные ремни» (средство)

тоталитарной диктатуры. Легитимация власти основывается на прямом насилии,

государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю,

политическому лидеру (харйзме) Правдам свобода личности фактически

отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная

база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих

исследователей марксистской и других ориентации, тоталитарные режимы

возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по

отношению к господствующей ранее олигархии. Так, Л. Троцкий отмечал, что

фашистское движение в Италии было стихийным движением широких масс. С.

Бауэр подчеркивал мелкобуржуазную природу фашизма. Некоторые другие

исследователи видели в фашизме попытку «придать реакции и консерватизму

народный и плебейский характер»[10]. Следовательно, тоталитарная власть -

это своеобразная диктатура большинства, хотя в конечном счете она выражает

интересы кучки эксплуататоров народа. Соответственно властные структуры

формируются из кругов, чуждых по своему происхождению, умонастроениям и

целям старой касты аристократического, военного и буржуазного руководства,

а также экономической элиты.

Следующий, существеннейший признак тоталитарного режима лежит в сфере

идеологии. По своей при роде этот режим чужд идеологическому плюрализму и

базируется на единой, человеконенавистнической идеологической системе,

возведенной в ранг государственной идеи. Только в ее рамках допускается

постановка вопроса о духовном самовыражений личности, которая в

действительности превращается в средство для обеспечения могущества

диктаторского государства. Коллективная, идентичность, упраздняющая

индивидуальность как воплощение потребностей, интересов и способностей

личности, ее инициативы и ответственности перед собой и обществом, - один

из принципов тоталитаризма.

Наконец, было бы ошибкой не отметить явно выраженную агрессивность

тоталитарных, режимов по отношению к другим государствам мирового

сообщества, проявляющуюся в стремлении к насильственному порабощению их

народов.

При тоталитарном режиме других подсистем фактически не существует.

Политическая система поглотила и духовную, и социальную, и даже экономико-

хозяйственную подсистемы. Автономно существующего гражданского общества

при тоталитаризме нет, общество почти полностью подчинено и поглощено

тоталитарным государством. (Точнее говоря, и общество и государство

поглощены монопольно правящей партией.) Все сферы жизни общества

фактически слиты. Важнейшей характеристикой тоталитаризма является

ориентация на тотальное единство всех без исключения сфер социальной

жизни. Тоталитаризм стремится к слиянию частного и публичного, семьи,

общества и государства, вождя, партии и масс. И государство, и гражданское

общество поглощаются правящей партией, духовная культура (литература,

искусство, философия, этика и даже наука) — тоталитарной идеологией и т.д.

Важнейшим инструментом превращения общества в бесструктурную массу

атомизированных индивидов является террор, распыляющий не только все

социальные, но и референтные группы (т.е. те группы людей, нормы и

ценности которых выступают для индивида эталоном и в которых он может

найти защиту и поддержку; к ним относятся семья, религиозная община, нация

и др.). В результате разрушения горизонтальных связей между людьми каждый

человек остается один на один с партией-государством, которая является

теперь единственной референтной группой. Любые групповые образования

подлежат распылению, поскольку они потенциально ограничивают господство

единственной партии, ставят предел ее власти над обществом. "Тоталитарное

правление всегда превращает классы в массы", — отмечала Х. Арендт.

Политическое пространство (сфера действия политики, власти и ее

идеология) распространяется на все общество, под политический контроль

ставится любое проявление человеческой активности. Каких-либо границ

политического пространства при тоталитарном режиме практически нет, ибо не

существует пределов действия политики. "Безапелляционное командование

(правящей верхушки — Лат.) распространяется в одинаковой мере на

концентрационные лагеря, агрономию и музыку"[11], — писал Л. Троцкий о

сталинском тоталитаризме. Словно подтверждая его слова, один из ближайших

сотрудников Сталина Л. Каганович заявлял: "ЦК находил время руководить

вопросами не только международной политики, вопросами обороны,

хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими

вопросами, как учебники, как библиотеки, как художественная литература,

театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество

мыла и т.п."[12]. А нацистский теоретик В. Штапель так характеризовал

претензии "фюрерского государства": "Если раньше частная сфера мало-помалу

поглощала государство, то теперь государство без оглядки вторгается во все

частные отношения и ставит себе на службу все стороны жизни: экономику,

профессию, семью, союзы. Развитие экономики определяется государством.

Государство оказывает влияние на выбор профессии. Семья подчинена

государству в вопросе расовой гигиены. Союзы унифицируются государством.

Тотальное включение всех сторон жизни в государственную деятельность имеет

активизирующий смысл: оно служит наращиванию немецкой мощи".

Экономика тоже не является независимой, она подчиняется политическим

целям режима, что возможно благодаря слиянию в руках партийной элиты

политической и экономической власти. "Экономика (при тоталитаризме. —

Авт.) ... полностью подчинена политике", — отмечал уже Ф. Боркенау. Именно

полный контроль государства над экономикой, политическая мотивация

экономических решений делают возможными характерные для тоталитарных

режимов экономическую автаркию, гипертрофированное развитие военной и

тяжелой индустрии в ущерб легкой и т. д.

Таким образом, при тоталитаризме практически ничего "неполитического"

не существует. Приказы власти и идеология правящей партии проникают во все

клетки общественного организма, в экономику, культуру, общественную и

частную жизнь. Даже моральные ценности предписываются тоталитарным

государством. Любое принимаемое властями решение в той или иной сфере

является политическим и обосновывается идеологически (правда, обычно

обоснование лишь маскирует истинные причины принятия данного решения). Еще

Ленин, заложивший основы первого в истории тоталитарного государства,

требовал всеобъемлющего партийного контроля над жизнью общества: "Вся

юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на

том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному

принципу"[13], — заявил он в 1920 г. В том же году он писал: "Ни один

важный политический или организационный вопрос не решается ни одним

государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний

Цека партии"[14]. Однако при жизни Ленину не удалось; довести до конца

тотальный партийный контроль над всеми сферами жизни общества.

«Из той особенности тоталитарной диктатуры, что кроме политической

системы все остальные сферы жизни общества практически не существуют,

слиты, тотально едины, сцементированы проникновением единой идеологии и

управляются и контролируются из одного центра, вытекает и другая

особенность тоталитаризма — его принципиальная "необучаемость", вызванная

отсутствием обратной связи между решениями власти и реакцией

общества».[15] Принимая какие-либо решения или осуществляя те или иные

шага, власть только воздействует на общество; никаких сигналов в обратном

направлении — как реагирует общество на действия власти — не поступает.

Динамизм и способность к адаптации либеральной демократии, как уже

отмечалось, в немалой1степени связаны с тем, что в свободном обществе

политическая система не подминает и не подавляет другие системы,

составляющие вместе с ней в комплексе общество (т.е. экономико-

хозяйственную, социальную и духовную). Политическая система функционирует

в окружении других, независимых от нее сфер. Она не только воздействует на

них, но и получает ответные сигналы, сообщающие о реакции общества на

мероприятия власти (в виде требований, поддержки, критики и т. д., что

возможно благодаря существованию независимой прессы, независимого

общественного мнения, оппозиционных политических партий, различных

независимых ассоциаций и т. п. , кроме того, власть имущие, принимающие то

или иное решение, не могут не думать о том, окажут ли им избиратели

поддержку на следующих выборах).

Еще одной характерной особенностью политической системы тоталитаризма

является тот факт, что, хотя общество политизировано сверху донизу,

реальная политическая жизнь протекает лишь на самой вершине властной

пирамиды.

Отметив некоторые главные особенности политической системы

тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры и основных принципов,

на базе которых строятся как ее отдельные элементы, так и сама

политическая система в целом.

Прежде всего выясним, какую основную задачу выполняет политическая

система тоталитаризма. Если при конституционной демократии задача

политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы

различных общественных групп и разрешать конфликты между ними

цивилизованными и демократически ми методами, то при тоталитаризме

политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и

расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если

при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу,

то при тоталитаризме общество служит политической системе.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.