рефераты бесплатно

МЕНЮ


Формы государства

Формы государства

Белорусский Государственный Университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по общей теории государства и права

на тему:

Формы государства

работу выполнил студент 1-го курса юридического факультета заочного

(параллельного) отделения

Малиновский В.Ю.

Минск 1996г.

Оглавление

Введение 3

Общие понятия 3

Форма правления 3

Монархические формы правления 3

Республиканские формы правления 6

Форма государственного устройства 10

Унитарное государство 10

Федеративное государство 11

Конфедеративное государство 12

Форма государственного режима 13

Антидемократические режимы 13

Демократические же режимы 13

Заключение 14

Список использованной литературы 14

Введение

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического

периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и

государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой

государство. На характер государственности влияют также национальный

состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся

обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории,

ее географическое положение и другие факторы. Особенности

государственных образований общества у различных народов в различные

исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их

существенные общие черты, которые впоследствии могут стать

своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего

положения вещей в области государственного устройства, а также для

адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

Общие понятия

“Государство - это единая политическая организация общества,

которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее

население, располагает для этого специальным аппаратом управления,

издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”.[1]

Фома государства - сложное общественное явление, которое включает в

себя три взаимосвязанных элемента:

. форму правления;

. форму государственного устройства;

. форму государственного режима.

Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех

существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки,

что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

“Форма правления - принцип организации государственной власти”[2],

выражающийся в формировании структуры высших органов государственной

власти, определении порядка их образования и распределении компетенции

между ними.

В зависимости от того:

. как создаются высшие органы государства и каково их

строение;

. какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и

другими государственными органами;

. как строятся взаимоотношения между верховной государственной

властью и населением страны;

. в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина,

формы государственного правления подразделяются на:

. монархические;

. республиканские.

Монархические формы правления

“Монархия - это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется единолично и переходит, как

правило, по наследству”.[3]

Основными признаками классической монархической формы правления

являются:

. наличие единоличного пожизненного главы государства (царь,

король, император, шах);

. наследственный порядок преемственности верховной власти;

. юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия

становится основной формой государственного правления при феодализме и

сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического

правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы

государственного правления:

Древневосточная монархия

Организация государственной власти в странах Древнего Востока

(Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной

деспотией.

“Деспотия - (греч. despot(ia - неограниченная власть) форма

самодержавной неограниченной власти”[4], реализующаяся зачастую с

помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде

существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех

этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была

иногда ограничена элементами республиканского правления:

. в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и

контроль за ним со стороны народного собрания и совета

знати;

. в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже

отдельных государств, основанных на республиканской форме

правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение:

Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные

полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем

развитии два периода:

. принципат;

. доминат.

“Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма

рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские

учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку -

принцепсу (первому в списке сенаторов)”.[5]

“Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная

монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора

Диоклетиана (кон. 3 в.)”.[6]

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего

развития:

. раннефеодальная монархия;

. сословно-представительная монархия;

. абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления

вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной

части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское

государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

. раздробленность территории;

. слабость центральной власти;

. непрочность государственного устройства;

. наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались

отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от

феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной

власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско,

сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное

властвование на своей территории и защищались от нападения извне.

Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого

были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли

разновидности раннефеодального государства, носящие название

раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и

поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность

таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в

большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в

собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые

становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно

подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на

отдельные изолированные государства.

“Сословно-представительная монархия - это такая централизованная

форма государственного правления, при которой власть монарха

ограничена сословно-представительными органом (собранием)”.[7]

Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные

штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в

результате:

. преодоления феодальной раздробленности;

. развития товарно-денежных отношений;

. создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

. духовенства;

. дворянства;

. представителей третьего сословия (купцов, ремесленников,

средних землевладельцев),

представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

. законодательской деятельностью;

. контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго

централизованные:

. аппарат центральной исполнительной власти;

. разветвленный аппарат местной исполнительной власти;

. постоянная армия,

всецело подчиненные монарху.

“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой

верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю,

королю, императору)”.[8]

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных

отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

. отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;

. ликвидация или полный упадок представительных учреждений;

. юридически не ограниченная власть монарха;

. наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции,

разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а

чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия

оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на

местах.

Конституционная монархия

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой

власть монарха значительно ограничена представительным органом, что

определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в

праве.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период

становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего

значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия,

Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

. парламентской;

. дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

. правительство формируется из представителей партии или

партий, победивших на выборах в парламент;

. лидер партии, обладающей большинством депутатских мест,

становится главой государства;

. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть

монарха, являясь символической, фактически отсутствует;

. законодательные акты принимаются парламентом;

. правительство ответственно только перед парламентом.

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью

государственной власти, имеет следующие признаки:

. правительство формируется монархом не зависимо от партийного

состава в парламенте;

. правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы

буржуазии и других слоев населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с

1871 по 1918 гг.

Республиканские формы правления

“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело)

это такая форма правления, при которой верховная государственная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

определенный срок”.[9]

Общими признаками республиканской формы правления являются:

. существование единоличного и коллегиального глав

государства;

. выборность на определенный срок главы государства и других

верховных органов государственной власти;

. осуществление власти не по собственному праву, а по воле

народа;

. юридическая ответственность главы государства;

. обязательность решений верховной государственной власти для

всех других государственных органов;

. преимущественная защита интересов граждан государства;

. взаимная ответственность личности и государства.

Выделяются следующие разновидности республиканской формы

государственного правления:

Афинская демократическая республика (V-IVвв. до н.э.)

Основными органами Афинского государства являлись:

. народное собрание;

. Совет пятисот;

. гелиэя.

Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была

обширной:

. принятие законов;

. избрание и проверка деятельности должностных лиц;

. решение вопросов войны и мира;

. издание постановлений частного характера.

Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в

функции которого входило:

. обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного

собрания;

. решение проблем управления (финансы, флот, торговля,

дипломатические отношения);

Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо

дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:

. право отвергать законопроекты, принятые народным собранием;

. контрольные функции.

Таким образом, властные полномочия народного собрания направлялись

Советом пятисот и контролировались гелиэей, что указывает на наличие

уже тогда определенной системы сдержек и противовесов. В структуре

Афинской республики просматриваются также элементы будущего разделения

властей. Кроме того, следует отметить ряд демократических принципов, на

которых там строилось республиканское правление:

. выборность;

. срочность полномочий;

. коллегиальность;

. подотчетность;

. возмездность за исполнение государственных функций.

Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н.э.)

Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть

населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их

аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты

сформировался в результате преобразования военной демократии в

государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной

организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:

. монархи;

. народное собрание;

. совет старейшин.

Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и

непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:

. являлись военачальниками;

. осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для

всей общины;

. ведали делами культа.

Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло

меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно

занималось:

. принятием законов;

. избранием должностных лиц;

. решением вопросов войны и мира, союза с другим государством;

. определением порядка наследования должности царя.

Совет старейшин обладал следующими полномочиями:

. рассмотрение вопросов, выносившихся на обсуждение народного

собрания;

. мог воспрепятствовать решению народного собрания, покинув

его;

. участие в переговорах с другими государствами;

. рассмотрение уголовных дел и государственных преступлений.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.)

Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:

. народные собрания;

. сенат;

. магистратура.

В компетенцию народных собраний в основном входило:

. принятие законов;

. избрание должностных лиц (консулов, преторов, цензоров);

. объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к

смертной казни.

Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов

сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный

характер, обширными полномочиями:

. контроль законодательной деятельности народных собраний,

выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в

последствии в предварительном рассмотрении (с правом

отклонения) законопроектов;

. контроль избрания народными собраниями должностных лиц

(вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);

. право распоряжаться казной, устанавливать налоги и

необходимые финансовые расходы;

. утверждение договоров о мире и союзе;

. назначеине командующих войсками;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.