рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенные преференции

обновляется по сравнению с Таможенным кодексом РФ. Так в 1994 году в

составе таможенных платежей присутствовал специальный налог, который был

отменен с 1996 г. С 1995 г. действует такой вид таможенных платежей, как

таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.

Взимание основных таможенных платежей осуществляется в соответствии с

Таможенным Кодексом и законами Российской Федерации. Так, например, по НДС

действует Закон Российской Федерации « О налоге на добавленную стоимость»

(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991,

№ 52, ст. 1871; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 18,

ст. 1591), по взиманию акцизов действует Федеральный закон от 14.02.98 №

29-ФЗ « Об акцизах».

В Таможенном Кодексе предусмотрены меры обеспечения уплаты таможенных

платежей (ст. 122). Уплата таможенных платежей может обеспечиваться

залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо

внесение на депозит причитающихся сумм.

В ст. 123 ТК определены виды валюты, в которой уплачиваются как в

валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются

Центральным банком РФ, за исключением случая, когда платеж может быть

уплачен только в иностранной валюте.

Страна происхождения

Еще одним инструментом регулирования внешней торговли является

определение страны происхождения товаров.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления

тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную

территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.

Согласно ст. 25 Закона РФ « О таможенном тарифе» полномочиями по

установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется

Правительство РФ. В этой же статье сформулировано требование, в

соответствии с которым принципы определения страны происхождения товара

должны основываться на существующей международной практике.

Определение страны происхождения товаров в сравнение с другими

аспектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было

подвергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были

урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три

основных критерия для определения страны происхождения: критерий

переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен

перечень товаров , в отношении которых страной происхождения будет

считаться то государство, в котором товар полностью произведен.

Согласно Российскому законодательству ( Закон РФ «О таможенном

тарифе», ст. 26,27,28) страной происхождения товаров считается страна, в

которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной

переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной

стране:

1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее

территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах,

если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.

2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории.

3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.

4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных.

5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского

промыслов.

6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом

океане судами данной страны либо судами, арендованными

(зафрахтованными) ею.

7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и

иных операций, осуществляемых в данной стране.

8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на

космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции,

указанных в пунктах 1-8.

Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение

товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются:

1. Изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД СНГ на уровне любого

из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товаров.

2. Правило выполнения производственных или технологических операций,

достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим

из той страны, где эти операции имели место. Например операции, которые

не отвечают критериям достаточной переработки:

** операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или

транспортировки( раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);

** операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке

(дробление партии, формирование отправок, переупаковка);

**простые сборочные операции;

**смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции

характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

** комбинация из двух или более операций, поименованных выше.

3. И третье правило—правило адвалорной доли – изменение стоимости

товара, когда процентная доля стоимости используемых материалов или

добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены

поставляемого товара.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения является

сертификат происхождения.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или

сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске

товара через таможенную границу РФ.

Ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из

стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет

режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны

отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления

тарифных преференций.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные

органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о

происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных

документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный

товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий

предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом

данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования.

Сертификат происхождения должен включать в себя:

* письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет

соответствующему сертификату качества;

* письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза,

выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения

соответствуют действительности.

Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и

страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые

сведения о товаре, на который он выдан:

а) наименование и адрес экспортера

б) наименование и адрес импортера

в) наименование (описание) товара

г) средства транспортировки и маршрут следования

д) количество мест, характер упаковки, маркировку.

е) вес брутто и нетто

Сертификат представляется таможенным органам РФ в напечатанном виде,

без исправлений, на русском или английском, французском или испанском

языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода

сертификата на русский язык.

Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и

другими документами, представляемыми при

таможенном оформлении.

При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат.

В удостоверении происхождения небольших партий товара на 01.06.96

(стоимостью до 5000 долларов США) предоставления сертификата не требуется.

Страна происхождения в данном случае указывается экспортером на счете-

фактуре или других прилагаемых к товару документах, которые предъявляются

таможенным органам.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 07.08.95 № 484 и приказа ГТК РФ от

14.04.98 № 208 в настоящее время на ряд товаров требуется подтверждение

достоверности сертификатов происхождения товаров на предварительном этапе.

Режим наиболее благоприятствуемой нации

Еще одним инструментом торговой политики является режим наибольшего

благоприятствования нации. Собственно в таможенном тарифе указаны

предельные ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-

политических отношениях, с которыми Россия применяет режим РНБ.

Режим наиболее благоприятствуемой нации – правовой принцип, который

устанавливается в договорном порядке в торговом отношениях между двумя

странами. По этому принципу каждая из договаривающейся стороне такие же

благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Принцип

благоприятствования является гарантией того, что и третьи страны не получат

большей льготы в виде более значительного снижения общей ставки.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические

отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна

происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных

пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы

(преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по

сравнению с базовой.

Для реализации данного инструмента торговой политики существует

специальный документ "Сертификат происхождения товара", который однозначно

должен подтверждать страну происхождения. Таможенные органы Российской

Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении

товара.

Таможенная стоимость товара

Еще одним элементом таможенно-тарифного регулирования является

таможенная стоимость товаров. В Законе РФ «О таможенном тарифе» таможенная

стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

1) обложение товара пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применение нетарифных мер регулирования (квотирования,

лицензирования), включая осуществление валютного контроля

внешнеэкономических сделок.

Определение стоимости импортного товара с целью расчета таможенных

пошлин – одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое

время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно

отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной

экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного

товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило

процессы унификации правовых норм.

Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения

в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и

норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в

Соглашении по применению ст. VII «Оценка товаров для таможенных целей»

Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Таким образом, формирование российских законодательных норм о

таможенной стоимости на основе международных принципов является важным

условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в

мирохозяйственные связи.

Таможенная стоимость—эта стоимость товара, которая используется в

целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для

исчисления таможенных платежей ( пошлин, акцизов, НДС и сборов за

таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы

налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также

и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики,

проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления

валютного контроля при проведении экспотно-импортных операций, контроль за

соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие

механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению

задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных

условий для хозяйствующих субъектов.

ВЫВОД: Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать

целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению

безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-

тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных

отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных

условиях.

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий)

появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный

режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых

стран или групп стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана с

историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика

преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться

экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней

торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных

таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий,

обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись

одним из основных источников обогащения.

Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на

большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика

таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для

метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции”

относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и

метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою “тарифную

индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые

другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных,

экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему

таможенных преференций в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году.

В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых

стран и территорий.

Ряд колоний ( В их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в

таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами

французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась

практически беспошлинно.

Некоторые другие французские колонии имели отличный от метрополии

внешний тариф. Большинство из них предоставляли Франции таможенные

преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно или

по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность

колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений

должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило

третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к

товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего

таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция в дополнение к дополнение к таможенным

преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из

третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию,

устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в

дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал

развиваться таможенно-преференциальный режим.

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции»

относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и

метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою»тарифную

индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые

другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных,

экспортных пошлин.

2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ

В начале 50х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не

колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных

преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими

странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947

году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии,

Латинской Америке выступили в рамках Конференции ООН по торговли и развитию

с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового

типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед

освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и

которая создала бы для промышленной продукции данных стран льготные

условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны

были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их

на промышленно развитые государства.

По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:

1. Невзаимными, т.е. исключить ответные уступки развивающихся

стран индустриально развитым странам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.