рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенные преференции

Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в

таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).

Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как,

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании,

Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и

гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная

система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-

х годов.

Всемирная торговая организация была образована по итогам так

называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров /1986-

1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования

ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.

Условиями полноценного включения России в общую систему является

вступление России в ВТО. Присоединение к ВТО – перспективная задача, но не

самоцель, а необходимое условие создания в России эффективной

конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно

возрастать и сходство российского внешнеторгового режима с требованиями

ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в российскую практику следует

рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения российской

экономики в мирохозяйственную систему.

Россия на протяжение последних лет провела большую работу по

приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям

ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом

направлении:

1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и

физического лица заключать экспортно-импортные сделки;

2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа,

сведение к минимуму других средств регулирования;

3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней

торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем

120 государствам, включая всех важнейших участников международной

торговли);

4. Признание принципа национального режима в отношении импортных

товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских

стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и

отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов);

5. Признание принципа национального режима в отношении прав

интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных

основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);

6. Отказ от субсидирования экспорта;

7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа,

основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном

на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного

оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной

стоимости контракта.

9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и

переговоров.

Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о

вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского

таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в

любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах

этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что,

впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять

эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно

требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не

должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт

одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением

тарифов на другой товар.

Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим

большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении РНБ в

торговле. С января наша страна является членом Всемирной таможенной

организации (Совет по таможенному сотрудничеству). Представитель Росс Л.А.

Лобзенко является заместителем Генерального секретаря Всемирной таможенной

организации.

Таможенный тариф во внешнеторговом регулирование

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является

таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к

экономическим регуляторам.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин,

которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте

из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших

инструментов государственного регулирования внешней торговли, который

позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов

производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к

экономическим регуляторам.

Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных

пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через

таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в

соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо

воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних

цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной

деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из

важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли,

который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от

иностранной конкуренции.

Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных

целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах

с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный

источник поступлений средств в государственный бюджет.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и

разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль

играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта

политика определяется комплексной стратегией создания для национальной

экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как

следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве

регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или

затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров,

воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность

внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру,

постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом

регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной

торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный

внешнеторговый регулятор.

Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он

максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны

пространства.

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как

нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли -

такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные

ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по

устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной

организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во

внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых

стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю

остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших

пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их

производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по

сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень

дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень

обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров.

При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени

специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что

таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного

стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей

промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как

использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов

переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в

зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую

стратегию экономического развития.

Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же

время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на

другие государства в целях содействия развитию экспорта.

Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как

правило, выполняет определенные функции.

Ф у н к ц и и

Схема 2. Функции таможенного тарифа

Дадим более подробную характеристику данных функций:

- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части

бюджета;

- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные

национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной

конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование

структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет

развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово - политическая (которая может рассматриваться также как

элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного

воздействия на экономическую политику других государств, играет

определенную роль в достижении баланса экономических интересов

между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом

торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка

товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные

экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской

Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г., которым

предусматриваются следующие меры:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую

Федерацию;

- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров,

валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре

производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного

воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за

счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и

сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации

в мировую экономику.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие

внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного

подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать

всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база

определения ставок)

Основные правовые положения, касающиеся определения таможенных ставок

даны в Законе « О таможенном тарифе» в статье 3.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в

зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской

Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением предусмотренных

законом.

Ставки таможенных пошлин определяются и устанавливаются Правительством

Российской Федерации. На сегодняшний момент, в сложившейся экономической

ситуацией таможенный тариф не является застывшей, незыблемой структурой.

Изменяются ставки пошлин, виды ставок пошлин, вводятся дополнительные и

особые пошлины. На переходном этапе развития экономики столь частые

изменения пошлин, наверное, оправдан.

Базовым приказом «О ставках ввозных таможенных пошлин» является пр.

ГТК РФ от 26.04.1996 № 258. В связи с присоединением Российской Федерации к

Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования

товаров, вступлением в действие новой редакции Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств и в

соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 202,

от 21.02.96 № 228, от 16.08.96 № 1194, от 26.08.96 № 1268, от 21.01.97 №

32, распоряжениями Президента Российской Федерации от 14.06.94 № 298-рп, от

07.12.94 № 621-рп и постановлениями Правительства Российской Федерации от

14.02.96 № 1479, от 26.12.96 № 1559. От 27.12.96 №1560.была введена новая

редакция ставок таможенных пошлин (приказ ГТК от 31.01.97 № 43).

Все частичные изменения видов ставок осуществляет Правительство

Российской Федерации, юридически оформляя в виде издания постановления.

Затем на основание и во исполнения вышеперечисленного документа издается

приказ ГТК «О внесение дополнений в приказ ГТК России от 26.04.96 № 258 ( в

редакции приказа ГТК России от 31.01.97 №43) за подписью Председателя

Комитета.

Предельные ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров,

ввозимых из стран, которым Россия в торгово-экономических отношениях

предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования – имеет правовой принцип,

который устанавливается в договорном порядке в торговых отношениях между

двумя странами. По этому принципу каждая из договаривающихся сторон

обязуется предоставить другой договаривающейся стороне такие же

благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Собственно в

таможенном тарифе указаны предельные ставки пошлин для товаров,

происходящих из стран, в торгово-политических отношениях, с которыми Россия

применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические

отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна

происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных

пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы

(преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по

сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для

решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с

разработкой и реализацией системы преференций Российской Федерации. Для

таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за

обоснованностью предоставления таких льгот.

Еще одним фактом подтверждающим влияние изменений, происходящих в

экономике нашей страны является введение экспортной пошлины на ряд товаров.

Данные изменения были введены постановлением Правительства Российской

Федерации №17 от 04.01.99 «Об утверждение ставок вывозных таможенных пошлин

на товары вывозимые с территории РФ».

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие

внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного

подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать

всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Правовые основы взимания таможенных пошлин

Основным правовым документом является Закон Российской Федерации «О

таможенном тарифе», который был введен в действие Постановлением Верховного

Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5005-1.

Вопросам взимания таможенных платежей посвящен раздел III Таможенного

Кодекса. Он состоит из 2-х глав (гл.19-20) и шестнадцати статей (ст.110-

125).

В главе 19 «Основные положения» перечислены виды таможенных платежей,

дается краткая характеристика важнейших из них. В частности, в ст. 110

предусмотрено: при перемещении через таможенную границу РФ и в других

случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1. таможенная пошлина;

2. налог на добавленную стоимость;

3. акцизы;

4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление

действия лицензий;

5. сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по

таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6. таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных

средств;

7. таможенные сборы за хранение товаров;

8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9. плата за информирование и консультирование;

10. плата за принятие предварительного решения;

11. плата за участие в таможенных аукционах.

Однако в таможенном кодексе невозможно заранее предусмотреть появление

новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.