рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенное право

присадок, нанесению антикоррозийного покрытия перед

транспортировкой (п. 7.1 Положения ГТК России). Кроме того,

в соответствии с п. 7.2, 7.3 указанного Положения с разреше-

ния таможенного органа могут производиться следующие

операции по подготовке товаров к продаже и транспорти-

ровке: дробление партий; формирование отправок; сортировка;

упаковка; переупаковка; маркировка; погрузка; выгрузка;

перегрузка; простые операции, связанные с доукомплектов-

кой или приведением в рабочее состояние; перемещение то-

варов в пределах склада с целью рационального размеще-

ния; размещение товаров на демонстрационных стендах; тес-

тирование.

Владелец склада обязан вести учет товаров (в том числе

автоматизированный по отдельному требованию таможенно-

го органа) и не реже одного раза в три месяца представлять

в таможенный орган очередной отчет о хранящихся товарах

и сроках их хранения. При наличии достаточных оснований

таможенный орган вправе обязать владельца склада пред-

ставить внеочередной отчет. Такой отчет должен быть пред-

ставлен в течение трех дней со дня предъявления письмен-

ного требования начальника таможенного органа или его за-

местителя. Таможенный орган вправе производить инвента-

ризацию товаров, хранящихся на складе (ст. 49 ТК; п. 5.1, 9.2,

9.3 Положения ГТК России).

По истечении срока хранения товары, хранящиеся на

таможенном складе, в соответствии с требованиями, изло-

женными в разд. 11 "Выпуск товаров со склада" Положения

ГТК России, должны быть заявлены к иному таможенному

режиму. Таможенное оформление таких товаров производится

в соответствии с заявленным режимом. Товары с истекшим

сроком хранения, не заявленные к таможенному режиму,

помещаются на склад временного хранения, владельцем ко-

торого является таможенный орган. Допускается перемеще-

ние товаров с одного таможенного склада на другой без из-

менения таможенного режима в порядке доставки товаров

под таможенным контролем, однако срок их хранения ис-

числяется с даты первоначального помещения товаров на

таможенный склад.

При выдаче без разрешения таможенного органа или ут-

рате ввезенных на территорию Российской Федерации това-

ров владелец склада (либо, с согласия таможенного органа,

лицо, поместившее товары на хранение на таможенный склад

открытого типа) должен уплатить таможенные платежи, ко-

торые подлежали бы уплате при выпуске для свободного об-

ращения. Однако платежи не уплачиваются, если товары ока-

зались уничтоженными или безвозвратно утерянными вслед-

ствие аварии или действия непреодолимой силы, а также если

недостача произошла в силу естественного износа или убыли

при нормальных условиях хранения. Если таможенный склад

учреждается таможенным органом Российской Федерации,

ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо,

поместившее товары на хранение на таможенный склад (ст.

50 ТК; п. 8.2, 8.5 Положения ГТК России). Следует отметить,

что последнее положение противоречит содержанию иных норм

законодательства. Согласно ст. 49 ТК и п. 5.1 Положения ГТК

России владелец таможенного склада обязан исключить воз-

можность изъятия с таможенного склада товаров, находящихся

на хранении помимо таможенного контроля. Поэтому, являясь

учредителем таможенного склада, а следовательно, и его вла-

дельцем, таможенный орган обязан обеспечивать сохранность

помещенных на склад товаров и нести в полном объеме ответ-

ственность за их утрату, а не перекладывать ее на клиента -

пользователя склада.

Таможенный склад ликвидируется по истечении срока

действия лицензии, по желанию владельца склада, а также

при аннулировании или отзыве таможенным органом лицен-

зии на учреждение таможенного склада. С даты принятия

решения о ликвидации таможенный склад становится скла-

дом временного хранения с уплатой таможенных сборов за

хранение. При этом помещение новых партий товаров на склад

не допускается (ст. 51 ТК; п. 14.1, 14.3 Положения ГТК России).

Невывоз товаров со склада временного хранения в тече-

ние двух месяцев с даты принятия решения о ликвидации

таможенного склада влечет ответственность за нарушение

таможенных правил (п. 14.8 Положения ГТК России).

В соответствии со ст. 48 ТК и п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Положе-

ния ГТК России:

лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана

на основании установленного порядка либо если она была

выдана на основании неполных или недостаточных сведе-

ний, имеющих существенное значение для принятия реше-

ния о ее выдаче;

лицензия отзывается, если владелец таможенного скла-

да не соблюдает требования ТК;

действие лицензии может быть приостановлено на срок

до трех месяцев при наличии достаточных оснований пола-

гать, что владелец склада злоупотребляет своими правами. В

этом случае помещение новых партий товаров на склад не

допускается на срок приостановления.

При аннулировании или отзыве лицензии сбор за ее

выдачу возврату не подлежит.

Согласно ст. 52 ТК, раскрывающей содержание таможен-

ного режима магазин беспошлинной торговли, - это тамо-

женный режим, при котором товары реализуются под та-

моженным контролем на таможенной территории Рос-

сийской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для

международного сообщения, и иных местах, определяемых

таможенными органами Российской Федерации) без взи-

мания таможенных пошлин налогов и без применения к

товарам мер экономической политики.

В магазинах беспошлинной торговли могут реализовы-

ваться любые товары, за исключением товаров, запрещен-

ных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из нее, запре-

щенных к реализации на территории Российской Федера-

ции, а также иных товаров, перечень которых может опре-

деляться ГТК России (ст. 53 ТК).

В соответствии со ст. 54 ТК магазины беспошлинной тор-

говли учреждаются российскими лицами при наличии ли-

цензии ГТК России, порядок ее выдачи определяется им же.

За выдачу лицензии на учреждение беспошлинной торговли

взимается сбор.

Владелец магазина беспошлинной торговли обязан со-

блюдать условия лицензии и выполнять требования тамо-

женных органов, вести учет поступающих и реализуемых

товаров, представлять таможенным органам отчетность в

порядке, определяемом ГТК России, а также исключать воз-

можность изъятия поступающих и реализуемых магазином

товаров помимо таможенного контроля (ст. 55 ТК).

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана

на основании установленного порядка заявителю либо она

была выдана на основе неполных или недостоверных сведе-

ний, имевших существенное значение для принятия реше-

ния о ее выдаче.

Лицензия отзывается, если владелец магазина не соблю-

дает требований ТК, либо если лицензия более не соответст-

вует экономической политике Российской Федерации.

При наличии достаточных оснований полагать, что вла-

делец магазина беспошлинной торговли злоупотребляет сво-

ими правами, действие лицензии может быть приостановле-

но на срок до трех месяцев.

Перечисленные основания аннулирования, отзыва и при-

остановки действия лицензии содержатся в ст. 54 ТК.

При ликвидации магазина беспошлинной торговли по

истечении срока действия лицензии, при аннулировании или

отзыве лицензии магазин беспошлинной торговли становит-

ся складом временного хранения, который функционирует в

соответствии с положениями ТК.

Переработка товаров на таможенной территории.

Переработка под таможенным контролем. Переработка вне

таможенной территории

Содержание режима переработка товаров на таможен-

ной территории раскрыто в ст. 58 ТК. Это таможенный ре-

им при котором иностранные товары используются в ус-

тановленном порядке для переработки на таможенной тер-

ритории Российской Федерации без применения мер эконо-

мической политики и с возвратом сумм ввозных таможен-

ных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с

таможенным режимом экспорта продуктов переработки за

пределы таможенной территории Российской федерации.

Согласно ст. 59 ТК операции по переработке включают:

изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгон-

ку под другие товары;

собственно переработку и обработку товаров;

ремонт товаров, включая их восстановление и приведе-

ние в порядок;

использование некоторых товаров, содействующих про-

изводству продуктов переработки или облегчают его, при-

чем эти товары могут быть полностью потреблены в процес-

се производства.

ГТК по согласованию с Минэкономики России может

вносить ограничения и устанавливать условия проведения

операций по переработке товаров, включая возможность и

порядок использования российских товаров. Так, в соответ-

ствии со ст. 62 ТК таможенные органы могут устанавливать

обязательное количество выхода продуктов переработки, об-

разующихся в результате переработки товаров.

Переработка товаров должна производиться в сроки,

устанавливаемые таможенным органом в порядке, опреде-

ляемом ГТК России. Длительность сроков основывается на

экономически оправданной продолжительности процесса

переработки товаров и распоряжения продуктами их пере-

работки (ст. 64 ТК).

Переработку товаров на таможенной территории могут

производить только российские лица при наличии лицензий,

выдаваемых таможенными органами России в порядке, оп-

еделяемом ГТК России (ст. 60 ТК). Лицензия выдается при

условии, что:

ввезенные товары могут быть идентифицированы в про-

дуктах переработки, за исключением случаев, определяемых ТК;

переработка способствует вывозу продуктов переработ-

ки, либо использованию производственных мощностей в Рос-

сийской Федерации;

выполнены иные требования по обеспечению соблюде-

ния законодательства Российской Федерации о таможенном

деле, которые могут устанавливаться ТК.

Лицензия на переработку товаров на таможенной тер-

ритории может быть аннулирована, если она была выдана на

основе неполных или недостоверных сведений, имевших су-

щественное значение для принятия решения о ее выдаче либо

если она не могла быть выдана на основании установленного

порядка.

Лицензия также может быть отозвана, если ее владелец

не соблюдает вышеизложенных требований, либо если ли-

цензия более не соответствует экономической политике Рос-

сийской Федерации.

Таможенный режим переработка товаров под таможен-

ным контролем предполагает, что иностранные товары ис-

пользуются в установленном порядке на таможенной тер-

ритории Российской федерации без взимании таможен-

ных пошлин и налогов а также без применения к товарам

мер экономической политики для переработки под тамо-

женным контролем с последующим выпуском для свобод-

ного обращения или помещении продуктов переработки

под иной таможенный режим (ст. 65 ТК).

Перечень допускаемых операций по переработке, требова-

ния к лицу, получающему лицензию на данный таможенный

режим, поводы к аннулированию и отзыву лицензий, а также

сроки и возможные ограничения переработки аналогичны из-

ложенным применительно к таможенному режиму переработ-

ки товаров на таможенной территории (ст. 59 - 62 ТК).

Согласно ст. 67 ТК переработка товаров под таможен-

ным контролем не может использоваться для уклонения от

соблюдения мер экономической политики и правил опреде-

ления страны происхождения товаров.

ГТК России может устанавливать случаи, когда исполь-

зование таможенного режима переработки товаров под та-

моженным контролем не допускается (ч. 2 ст. 67 ТК).

Содержание таможенного режима переработка товаров

вне таможенной территории раскрывается в ст. 87 ТК. Это

режим, при котором российские товары вывозятся без при-

менения к ним мер экономической политики и использу-

ются вне таможенной территории Российской Федерации

с целью их переработки и последующего выпуска про-

дуктов переработки в свободное обращение на таможен-

ной территории Российской Федерации с полным или час-

тичным освобождением от таможенных пошлин и нало-

гов, а также без применения к товарам мер экономичес-

кой политики.

Согласно ст. 88 ТК при переработке товаров вне тамо-

женной территории могут применяться все операции, при-

меняемые при переработке товаров на таможенной террито-

рии (они конкретизированы в ст. 59 ТК).

Представляется, что с правовой точки зрения редакция

ст. 88 ТК является неконкретной, т. к. распространяет дейст-

вие российского национального законодательства на терри-

тории, не находящиеся под юрисдикцией Российской Феде-

рации. Очевидно, что лица, производящие переработку рос-

сийских товаров вне таможенной территории Российской

Федерации, при выборе конкретных операций должны так-

же руководствоваться (прежде всего с точки зрения их до-

пустимости) положениями таможенного законодательства того

государства, на территории которого будет осуществляться

переработка.

Таможенный режим переработки вне таможенной тер-

ритории представляется российским лицам по лицензии та-

моженного органа России.

Указанная лицензия в соответствии со ст. 90 ТК выдает-

ся при следующих условиях:

когда таможенный орган считает возможным установить,

что продукты переработки образовались в результате пере-

работки вывезенных товаров;

если переработка товаров вне таможенной территории не

наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.

Порядок выдачи лицензий определяется ГТК России.

Лицензия аннулируется, если она была выдана на основе

неполных или недостоверных сведений, имеющих существен-

ное значение для принятия решения о ее выдаче, либо если

она не могла быть выдана на основе установленного порядка.

Лицензия отзывается, если она более не соответствует

экономической политике Российской Федерации, либо если

ее владелец не соблюдает положений ТК, относящихся к

данному таможенному режиму.

В частности, согласно ст. 96 ТК лицо, получившее ли-

цензию на переработку товаров вне таможенной территории

и не возвратившее товары либо не осуществившее ввоз про-

дуктов их переработки в установленные сроки, несет ответ-

ственность перед таможенными органами России. Ответст-

венность не наступает при уничтожении или безвозвратной

утрате товаров, либо продуктов переработки вследствие ава-

рии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу

естественного износа или убыли при нормальных условиях

транспортировки и хранения, а также в случае выбытия из

владения вследствие неправомерных, по законодательству

Российской Федерации, действий органов или должностных

лиц иностранного государства. Каждый из перечисленных

фактов должен быть подтвержден консульскими учрежде-

ниями Российской Федерации за границей.

Таможенный режим переработки товаров вне таможен-

ной территории не может применяться: а) к товарам, кото-

рые до вывоза были выпущены в свободное обращение с пол-

ным освобождением от ввозных таможенных пошлин, нало-

гов, до окончания пользования таким освобождением; б) если

вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных

таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо по-

лучения выплат, предоставляемых при вывозе; в) в иных

случаях, определяемых ГТК по согласованию с Минэконо-

мики и Минфином России (ст. 89 ТК).

Переработка товаров вне таможенной территории про-

изводится в сроки, устанавливаемые таможенным органом

России. Эти сроки должны основываться на экономически

оправданной продолжительности процесса переработки то-

варов (ст. 91 ТК). Кроме того, в соответствии со ст. 92 ТК

таможенные органы могут устанавливать обязательное ко-

личество выхода продуктов переработки, образующихся в

результате переработки товаров. В порядке, определяемом

ГТК России, допускается также замена продуктов перера-

ботки иностранными товарами (ст. 95 ТК).

При вывозе товаров на переработку применение тамо-

женных пошлин и налогов имеет определенную специфику.

Согласно ст. 93 ТК товары, вывозимые на переработку, обла-

гаются вывозными пошлинами и налогами с последующим

возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для

свободного обращения на таможенной территории Россий-

ской Федерации при условии соблюдения положений, регла-

ментирующих таможенный режим переработки товаров вне

таможенной территории.

Полное или частичное освобождение продуктов перера-

ботки от ввозных таможенных пошлин и налогов предостав-

ляется в случае, если эти продукты заявляются для свобод-

ного обращения лицом, получившим лицензию на перера-

ботку товаров вне таможенной территории, либо его тамо-

женным брокером (ч. 1 ст. 94 ТК).

Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин и

налогов предоставляется, если таможенный орган Россий-

ской Федерации удостоверится в том, что целью переработ-

ки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый без-

возмездно в силу положений законодательств или договоров,

за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске

товаров для свободного обращения учитывалось наличие не-

достатка (ч. 2 ст. 94 ТК).

Наконец, в соответствии с ч. 3 ст. 94 ТК "частичное осво-

бождение от ввозных таможенных пошлин, налогов представ-

ляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при

осуществлении других операций по переработке. Суммы та-

моженных пошлин, налогов определяются исходя из ставок,

применимых к продуктам переработки, помноженных на сто-

имость ремонта или других операций по переработке".

Уничтожение товаров. Отказ от товара в пользу государства

Содержание таможенного режима уничтожение това-

ров раскрыто в ст. 102 ТК. Это режим, при котором ино-

странные товары уничтожаются под таможенным контро-

лем, включая приведение их в состояние, непригодное для

использования, без взимания таможенных пошлин и нало-

гов, а также без применения к товарам мер экономической

политики.

Уничтожение товаров допускается с разрешения тамо-

женного органа. Оно не предоставляется, если уничтожение

товаров может причинить существенный вред окружающей

природной среде (ч. 2 ст. 102 ТК). Кроме того, ГТК России

предоставлено право устанавливать иные случаи, когда унич-

тожение товаров не допускается.

Согласно ст. 104 ТК отходы, образовавшиеся в результа-

те уничтожения товаров, должны быть помещены под соот-

ветствующий таможенный режим, как иностранные товары,

находящиеся под таможенным контролем (ст. 104 ТК).

В соответствии со ст. 102 ТК уничтожение товаров про-

изводится заинтересованным лицом за собственный счет, и

государство не несет никаких расходов.

ТК содержит всего две статьи, регламентирующие та-

моженный режим отказ от товара в пользу государства.

Статья 105 ТК раскрывает его содержание: это режим, при

котором лицо отказывается от товара без взимания тамо-

женных пошлин, налогов, а также без применения мер эко-

номической политики.

Другая статья ТК (ст. 106) устанавливает, что отказ от

товара в пользу государства не влечет каких-либо расходов

для государства.

Часть 2 ст. 105 ТК устанавливает правило, согласно ко-

торому отказ от товара в пользу государства допускается с

разрешения таможенного органа Российской Федерации,

предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России. Этот

порядок детализирован в Положении о таможенном режиме

отказа в пользу государства, утвержденном приказом ГТК

России от 30 декабря 1993 г. № 559.

Согласно этому Положению (п. 2.4) таможенный режим

отказа в пользу государства может заявить лицо, переме-

щающее товары или транспортные средства, либо таможен-

ный брокер. Ответственность за правомерность заявления

таможенного режима отказа в пользу государства перед лю-

быми третьими лицами несет декларант.

Под данный таможенный режим могут помещаться:

ввозимые товары и транспортные средства, фактически

пересекшие таможенную границу Российской Федерации;

товары и транспортные средства, ввезенные на тамо-

женную территорию Российской Федерации и помещенные

под иной таможенный режим;

вывозимые товары и транспортные средства, в отноше-

нии которых подана таможенная декларация или совершено

иное действие, непосредственно направленное на реализа-

цию намерения лица их вывезти (п. 2.1. Положения о тамо-

женном режиме отказа в пользу государства).

В п. 2.2 Положения указываются предметы, которые не

могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу

государства. Это товары и транспортные средства, запрещен-

ные к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, а

также помещенные под режимы выпуска для свободного об-

ращения на территории Российской Федерации или реим-

порта. Кроме того, в приложении 1 содержится поименный

перечень товаров и транспортных средств, помещение кото-

рых под таможенный режим отказа в пользу государства

также не допускается. В него, в частности, включены воору-

жение, боеприпасы к нему, военная техника, взрывчатые

вещества, ракетно-космические комплексы, система связи и

управления военного назначения, боевые отравляющие ве-

щества, средства защиты от них, уран, другие делящиеся

материалы и изделия из них и т. д.

Таможенный орган может отказать в предоставлении

разрешения на помещение товаров и транспортных средств

под таможенный режим отказа в пользу государства в слу-

чаях, если:

помещение товаров и транспортных средств под ука-

занный режим может повлечь какие-либо расходы для го-

сударства;

стоимость товаров и транспортных средств не может

покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реа-

лизацией;

возможность реализации товаров и транспортных средств

таможенными органами ограниченна.

Положение, утвержденное приказом ГТК России от

30 декабря 1993 г. № 559, подробно регламентирует также

процедуру таможенного оформления товаров и транспорт-

ных средств, помещаемых под таможенный режим отказа в

пользу государства.

Список литературы.

Конституция РФ.

Таможенный Кодекс РФ.

Габричидзе Б.Н. Российское Таможенное право. Москва 1998

Бахрах Д.Н. Таможенное право России. Екатиренбург 1995

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.