Реферат: Славянская мифология
Реферат: Славянская мифология
РЕФЕРАТ: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Оглавление
1. Источники славянской мифологии
2. Ранний этап язычества у славян
3. Космогонические представления славян
4. Славянский пантеон
5. Языческий календарный цикл
Список источников и литературы
1. Источники славянской мифологии
Почти полностью отсутствуют свидетельства о
славянской религии, мифологии до VI в. сохранилось малое число,
относящееся к периоду с VI в. по XI в. Это вынуждает ученых,
восстанавливая верования славян, использовать материал, относящийся к XIX–XX
вв. Естественно, что касается деталей, то присутствует достаточно высокая доля
вероятности из имеющегося материала вычленения архаических, праславянских,
древне языческих верований.
Какие виды источников
можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие
верования?
·
Письменные
“О войне с готами” П.
Кесарийского
“Слова аб iдалах”, которое дошло до нас в копиях
XIV–XV вв. и является разъяснением одного из слов Григория
Назианзина (VI в.)
“Аповесць мiнулых гадоў”
“Деяния
гамбургских епископов” Адама Бременского (1074–75)
“Славянская хроника”
Гельмольда (1167–1168)
“Слова аб палку Iгаравым”
Некоторые данные можно
найти у хрониста начала 12 в. Козьмы Пражского
В сочинениях восточных
купцов и путешественников 10 в. ибн Фадлана, аль-Масурди
“Деяния датчан” Саксона
Грамматика – скандинавский источник второй половины 12 в.
Различные сочинения
раннехристианской эпохи полемического характера (проповеди, “слова” против
язычников, обличения)
В виде источника
выступают тексты народной словесности (сказки, пословицы, поговорки)
·
Особым источником
является язык, форма имен богов. Роль его велика, когда имя бога – это единственное,
что известно о нем.
·
Археологические
Они немногочисленны,
сохранилось только несколько пластических образов древних славянских божеств,
немногочисленные фрагменты культовых построек.
·
Этнографические,
они касаются в основном 19–20 в.в.
Из белорусских
исследователей – этнографов, которые занимались изучением мифологии Беларуси
необходимо отметить:
Адама Егоровича
Богдановича (1862–1940). Основная работа “Пережитки древнего миросозерцания у
белорусов”. Использованы материалы, собранные в Борисовском уезде.
Владимир Николаевич
Добровольский (1856–1920). Записал легенды и подания Смоленщины. “Отличия в
верованиях и обычаях белорусинов и великорусинов Смоленской губернии”.
Николай Яковлевич
Никифоровский (1845–1910). Занимался изучением Витебщины и белорусской народной
демонологии.
Чеслав Петкевич
(1856–1936) Белорусско- польский этнограф. Изучал Полесье. “Духоўная культура
Рэчыцкага Палесся”.
Сержпутовский Александр
Казимирович (1864–1940). Изучал верования Мозырьщины и Случчины. “Прымхi i забабоны беларусау-палешукоу”.
Адам Киркор (1818–1886).
“Рэшткi язычнiцкiх звычаяу на
Беларусi”, “Жывапiсная Расiя”.
В то же время необходимо
помнить, что славяне в язычницкий период не знали письменности. Практически
все, что нам известно о верованиях древних славян из исторических источников,
критически прошло через мировосприятие авторов этих источников, которые не были
язычниками и большей частью выступали против данных представлений. Поэтому
сведения о язычестве в исторических источниках, данных через призму противоположного
ему христианства (или язычества), далеки от объективности. Таким образом,
становится понятно, что в реконструкции языческой религии и мифологии много
приблизительного.
2. Ранний этап язычества
у славян
Славянское язычество в
ранней стадии повторяет иные мировые мифологические системы. Фетишизм, анимизм,
магия как архаические формы религиозных воззрений находят свое проявление и в
славянском мировосприятии, Мир представал как средоточие одушевленной природы.
Наши предки поклонялись животным и птицам, звездам, озерам, рощам, деревьям,
огню, солнцу. Со временем возникает вера, что названные объекты наделены
демонической, сверхъестественной силой, под влиянием которой возможны различные
метаморфозы (превращение то в козла, то в собаку, неодушевленный предмет –
копну сена, деревяшку и т.д.) Этой силой, по убеждению древнего славянина, была
населена вся вселенная. Представлялась она, как опасная, хотя необязательно
всегда вела она к плохому или трагичному исходу. Ее можно было умилостивить или
отпугнуть путем соответствующих ритуалов. Со временем, вероятно, из этой
демонической среды начинают выделяться и божества, наделенные антропоморфным,
зооморфным и антропо-зооморфным обликом. Подобным образом происходило
формирование и античных мифологических систем (греческой, римской). Считается,
что к VI в. славяне имели некое подобие
Пантеона. А использование византийских источников позволяет некоторым
исследователям высказывать предположения о распространенности в славянской
среде монотеистической идеи.
В качестве подтверждения
чаще всего приводятся свидетельства Прокопия Кесарийского, который в “Войне с
готами” сообщает, что славяне веровали в единого бога-громовержца (скорее всего
в этом облике выступал Зевс). Параллельно с монотеистическими тенденциями существовали
и политеистические верования. Тот же П. Кесарийский писал, что древние славяне
“почитают нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им, и при помощи
этих жертв производят гадания”. Показательно, что и немецкий миссионер 12 в.,
автор “Славянской хроники” Гельмольд писал о недостаточно четком разделении
монотеистических и политеистических воззрений: “У славян имеется много видов
идолопоклонства, ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев
… среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и
радости, они признают и единого бога”.
Считается, что верования
славян раннего периода можно проиллюстрировать в погребальных обрядах. На
протяжении времени славяне меняли способы погребения: сначала они сжигали трупы,
потом хоронили, не используя этого метода, затем снова вернулись к кремации.
Сами славяне объясняли суть этого обряда стремлением быстрей оказаться в раю,
который по их представлениям находился вверху, куда направлялся дым
погребального костра.
Огонь и сам воспринимался
как земной представитель солнца и имел сакральный характер.
С древнейших времен
сохранилось у славян уважение к предкам, Роду. Но это могло возникнуть и после
этапа поклонения разным природным явлениям и силам. К культу предков относятся
разные проявления уважения к предкам, дедам. Например, белорусский обычай Дзяды
– дни поминовения умерших, отмечался в разное время (на Раданицу – в первую
послепасхальную неделю, на Тоицу, 26 октября). Представление о Роде связывалось
не только с предками, но и с идеей плодородия.
Считается, что от древних
времен в одном или нескольких славянских народах сохранилось немало
мифологических существ:
·
Домовик, леший,
обилуха – у русских
·
Водяние, доля,
пропасница-мара – у украинцев
·
Лесун, полевик,
болотюк, водяной, лугавой, хатник, подпечник, хлевник, севчик, ночницы – у
белорусов.
3. Космогонические
представления славян
Представления славян о
мироздании восходят к индоевропейским временам и не отличаются достаточно
четкой устойчивостью проявлений, Взгляд на вселенную у славян напрямую
связывался с землей, от нее определялись и с ней соотносились все другие
пространства. Землю славяне представляли плоской: либо плавающей в воде, либо
стоящей на четырех быках. Считалось, что у земли есть свой край, хотя дойти до
него практически невозможно, и оттуда нет возврата.
Земля у славян
отождествлялась с женским началом, рождающим и плодородящим. Восточные славяне
сохранили культ земли-матери в очень архаических проявлениях, к которым
относится запрещение бить землю палкой или чем-либо иным, плевать на землю,
тревожить землю до Благовещения, если начать пахать землю до этого праздника из
неё будет капать кровь. Нарушения запретов до этого праздника могло привести к
бездождию, засухе, другим бедам и напастям. Широко известно использование земли
в клятвах (клали в рот, на голову, ели).
Небо у славян
отождествлялось с мужским началом. Оно воспринималось как нечто напоминающее
натянутую над Землёй бычью шкуру, большую крышку, и т. д. На нём подвешивались
или вели свой путь солнце, луна и звёзды. Небес могло быть и несколько.
Существовало представление о семи небесах. Эти небеса могли растворяться либо в
исключительных случаях или же в особые дни (ночи), также во время сильной
грозы.
Солнце понималось как
источник жизни на земле. По отношению к нему используется и по настоящее время
такие эпитеты,
Как “красное”, “жаркое”, “ясное”, его
называют “ликом Божьим”, “оком Божьим”. Каждые сутки солнце окунается в море
или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть. В предельные дни
солнце брачуется с землёй. Годовому циклу солнца подчинён год славянского
земледельца. Зависит он от фаз второго светила, которое в народном фольклоре
именуется Братом (сестрой) солнца-месяца (луны). С луной у славян связаны
специальные магические действия, чаще она оказывается объектом чёрной магии, но
имеются поверия об обращении к луне при занятиях врачебной магией (заговоры от
зубной боли). Луна рассматривается как место, где обитают умершие. Новолунье у
славян отмечалось возжиганием костров или печением особого пирога, девичьими
гаданиями о будущем, свадьбами, началом новых работ – сева, посадки деревьев,
строительства Дома и т.д. Эти поверья сохранили свою значимость идо настоящего
времени.
Помимо данного восприятия
солнца и луны, которые некоторые исследователи определят как антропоморфные
(имея в виду, что солнце и луна сравнивались с обликом человека), имеются
указания и на восприятия названных сил в зооморфном обличье. Солнце
представлялось буйволом, волом, теленком, петухом, месяц – коровой, козлом,
бараном.
4.
Славянский пантеон
Мифологических
персонажей высшего уровня славяне называли словом bog, сформировавшимся под иранским влиянием. Слову bog, вероятно предшествовало слово divъ (Див), родственное обозначение бога
у других индоевропейских народов (балтийских, древнеиндийском).
Постепенно
с появлением государственности в мифологии славян возникает подобие Олимпа.
Основным
источником, откуда мы можем почерпнуть сведения о наиболее значительных
славянских божествах является “Аповесць мінулых гадоў”. В летописи описываются
события, которые касаются 980 г. и сообщается о религиозной реформе:
''Нача княжети Володнмер в Кыеве один. И постави
кумиры на холме въне двора, теремьного: Перуна древяна – а главу яго съребряну,
а ус злат и Хърса Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь''.
Несмотря
на поклонение славян солнцу, дневное светило не выступало у них ъ качестве
основного божества. На первый план выдвигается почитание огня небесного
(молнии), который выступает воплощением небесной силы, вызывающей преклонение и
страх и выступает в трех основных проявлениях-ипостасях: грохоте, огненной
вспышке и ударе. В белорусском языке эти ипостаси выражаются тремя словами: гром,
маланка и перун. В русском языке грозовая стихия обозначается двумя словами: гром
и молния.
Как
свидетельствует летопись, у восточных славян верховным богом стал бог грома и
молнии Перун.
У балтов
громовержец называется – Perkuoas
В
греческой мифологии эту роль исполняет Зевс, в римской – Юпитер, германской – Тор,
индийской – Мудра, как видно, имя бога у разных индоевропейцев различное, по
нельзя исключать и такую возможность, что “настоящее” индоевропейское имя
главного божества было запрещено для произношения (табуировано) и до нас дошли
различные его замены. С подобными фактами приходится встречаться достаточно
часто: в иудаизме и христианстве запрещалось произносить имя бога Яхве. В
римской мифологии в архаический период скрывалось настоящее имя божества и его
пол. Но в то же время данное утверждение характеризуется большой долей
вероятности, если распространять его на всю индоевропейскую мифологию.
По
поводу внешнего вида Перуна можно отметить, что изображали его как высокого
статного мужчину с черными волосами и длинною седою бородой. Считалось, что ой
огненной колеснице разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и оттуда
карает неугодных и нечестивых. Вероятно, Перуна был посвящен четверг.
Перуну
были подчинены духи горцуки, которые обитают в горах и вызывают ветры и
непогоду.
С Перунов
связаны такие атрибуты как гора, дуб, колесница, конь, огонь, оружие, камни.
Наличие у Перуна оружия дает основание французскому исследователю Дюмезилю
считать его военным богом. В пользу этого утверждения говорит также тот факт,
что Перун считается защитником княжеской дружины и князя.
Перун
также выступает как борец со Змеем, одним с главных героев древнейшего
индоевропейского мифа о противоборстве бога Грозы со Змеем.
Одним из
доказательств, что Перун является верховным божеством в славянском пантеоне,
является тот факт, что в момент клятвы, текст которой приводит П. Кесарийский,
славяне вспоминали это божество: “...кляшася оружиемъ своимъ и Перуномь, богъмь
своимь и Волосъомь скотиемь богьмь”. А в соглашении князя Игоря, заключенном с
Византией в 944 г., клялись только Перуном.
Христианским
прототипом Перуна становится Илья. Дружинники-христиане приносили клятву в
церкви св. Ильи. Обе зти фигуры считались опекунами грозы и дождя. А как
свидетельствует, Семенов, в Кричеве, в том месте, где поклонялись Перуну,
поздней была построена церковь в честь Св. Ильи.
Вторым в
списке богов стоит Хорс. Его имя упоминается в “Хождении Богородицы по мукам”,
“Слове о полку Игореве”, в ряде сочинений церковной литературы. Имя Хорс
объяснятся с иранского, как обожествленного солнцем. Присутствие этого бога во
Владимеровом пантеоне объясняется наличием иранского населения в Киеве. Обычно
Хорс понимается как мифологический образ солнца.
В “Слове
о полку Игореве” Хорс упоминается в связи с князем Всеславом Чародеем. Это дает
основание А. Робинсону высказать мысль, что Хорс является богом Полоцкой земли.
Данное заключение не совсем правдоподобно.
Б.
Рыбаков связывает Хорса с понятием колеса или чего-то иного круглого: “хоро”,
“хоровод”. Поэтому скорее всего Хорс был богом Солнца как светила, которое
делает свой суточный объезд вокруг земли, и в этом было его отличие от иных
солярных божеств пантеона.
В
Беларуси никаких свидетельств веры в Хорса не выявлено.
Возможно
Хорс доблирует следуюшее солярное божество в списке – Дажьбог. Это божество
упоминается во вставке в визант. “Хронику” Иоанна Малалы, отраженной в
Ипатьевской летописи под 1144 г., “Слове о полку Игореве”. Дажьбог считался
сыном Сварога.
В “Слове
о полку Игореве” восточные славяне называются тут Дажьбоговьми внуками. Это
дает основание считать Дажьбог родоначальником или опекуном восточных славян
(или хотя бы князей). Кроме этого лингвисты отмечают еще одну функцию Дажьбог –
распределителя богатства.
Основанием
является этимология имени – Дажьбог ''бог-даятель''.
Адам
Киркор высказывает мысль, что Дажьбог выступает как сын Перуна и его жены Громовницы.
Семантику
праздника Каляды исследователь объясняет как отражение борьбы подземного царя Карачуна
или распорядителя морозов Зюзи с самим Перуном. Перед приближением зимнего
солнцестояния подземный царь предчувствует, что должен родиться Божыч, и
поэтому хочет уничтожить ребенка. Для этого Зюзя превращается в медведя,
собирает стаю волков (метелиц) и вместе с ними гоняется за женой Перуна. Громовница
прячется от них и рождает Дажьбога (Живописная Россия).
Сохранились
сведения н про Дажьбоговы камни. Один такой находится в Логойском р-не. На нем
есть отполированные тарелковидные поверхности, которые, по всей вероятности,
делались по ассоциации с формой солнца в честь Дажьбога. По сегодняшний день к
этому камню во время праздников (особенно на Пасху) приносят подношения –
монеты, цветы. По существующему поверью, это помогает при разных несчастьях.
Например, чтобы вызвать дождь, должны были собраться 9 вдов и повернуть или
приподнять этот камень.
Про
идолы Стрибога вспоминается в “Повести временных лет”, “Слове о полку Игореве”.
Ветры называются Стрибоговыми внуками, которые стрелами веют с моря. На этом
основании возникает предположение, что Стрибог является богом ветра.
Некоторые
исследователи (Иванов, Топоров) соединяют Стрибога с именем Дажьбог и
распространяют на него функцию распределителя богатства и добра.
Существует
также реконструкция, приведенная Б. Рыбаковым, по которой Стрибог – это только
эпитет, а не основное имя главного божества.
В
белорусских письменных источниках Стрибог не вспоминается.
Следующим
божеством в списке указывается Симаргл. Его имя созвучно с вещей птицей
иранской мифологии Симурга. Так, Рыбаков считает, что в восточнославянской
мифологии Симаргл – божество низшего порядка, это священная крылатая собака,
которая охраняет зерно н посевы. Также исследователь считает, что позже
архаического Симаргла стали называть Переплутом. Культ Симаргла-Переплута был
тесно связан с русалками.
В
белорусских материалах следов культа Симаргла не выявлено. Есть основания
считать, что культ Симаргла был заимствован восточными славянами Среднего
Поднепровья от скнфо-сарматов. Не исключено также, что в конце 10 в. на
современных украинских землях остались островки ираноязычного населения,
которые верили в Симаргла
В списке
называется и одно женское божество, расположенное последним – Мокош.
Что касается основных
функций, то есть косвенные указания на связь ее с женским, а также сексуальным
началом. Также, вероятно, она была связана с вилами. Этнографические данные
свидетельствуют, что она соотносится со стрижкой овец, ткачеством.
Некоторые
исследователи (Иванов, Топоров) воспринимают Мокош, как жену Перуна. Но
одновременно выявляется мотив предательства жены Громовержца своему мужу с его
противником. В результате чего она получает наказание: лишается божественного и
семейного статуса, ссылается с неба на землю, в хтонические воды. В топонимике
это отражается в названии “Мокошево болото”,
По ряду
данных Мокош соотносится с сыростью (водой), темнотой. Если культ Перуна связан
с четвергом, то Мокоши с пятницей. После принятия христианства аналогом Мокоши
стала святая Параскева (с греч. ее имя переводится как пятница). С пятницей
связаны специфические и очень строгие запреты на определенные виды работ
(прядение, стирка), на еду и др. Пятница также рассматривается, как повитуха.
Рыбаков
видит в Мокоши как бы наследницу древней великой богини-матери.
Этимология
имени Мокош скорее всего дославянская, индоевропейская. В этом плане некоторые
исследователи считают Мокош близкой иранской богине воды и плодородия Анахите,
греческим мойрам.
Что на
Беларуси существовало почитание культа Мокоши свидетельствует, прежде всего,
широкое распространение культа ее христианского аналога – Параскевы-Пятницы.
Также в письменных источниках отмечается, что существовал обычай присягать
именем Бога, святой Марии и святой Пятницы (Авак, т. 19, c.LIX). Этой святой была посвящена одна из первых каменных
церквей в Вильне (сер. 14 в.). Про почитание Мокоши-Пятницы свидетельствует Ян
Лосиццкий (конец 16 в.). День Параскевы-Пятницы празднуется 15/28 по н. ст./
октября.
В
фольклорных текстах Мокоши соответствует Мария. Если помнить про это, то с
культом Мокоши можно соотнести ряд культов возвышенностей, которые носят
название типа “Марьина гора”. Святая (Марьина) горка располагается между
деревнями Гудовичи и Верхлес Червенского р-на. На пригорках и теперь лежит
камень с отпечатком следа ноги, который приписывают Божьей Матери. По преданиям
на Марьином пригорке в Пуховичском р-не было языческое святилище и лежал
культовый камень. Также город Марьина Горка считается одним из тех мест во всей
восточной части Беларуси, где чаще всего имеют место грозы.
Страницы: 1, 2
|