Курсовая работа: Храмы Кубани
Курсовая работа: Храмы Кубани
Содержание
1.
Введение
2.
История
христианства на Кубани
3.
Михайло-Афонская
Закубанская общежительная мужская пустынь
4.
История
храма св. вмч. Георгия (г. Краснодар)
5.
Перечень
храмов и церквей г. Краснодара
6.
Заключение
7.
Список
используемых источников
1. Введение
История России неотделима от христианства.
Россия прошла с
православием более чем 1000-летний путь. Защитником "Веры и Отечества"
изначально называло себя казачество, и поэтому рядом с войсковым атаманом
всегда был и войсковой священник.
Возрождение духовных
традиций русского народа сегодня связывают, прежде всего, с возрождением
православной культуры. Уникально храмовое зодчество и история Екатеринодарских
храмов: Свято-Троицкого и Екатерининского соборов, церквей Свято-Ильинской и
святого великомученика и Победоносца Георгия, с первыми каменными постройками
города, церковью во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
и богодельней, часовней и закладным камнем на месте уничтоженного Белого
войскового собора Александра Невского, Поклонного Креста с именами Кирилла и
Мефодия.
Многие монастыри были
разрушены и разграблены в двадцатые годы прошлого века. В 1995 году по
благословлению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси на территории
Краснодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района был учреждён скит
(малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на земле
Черноморского казачьего войска.
Но некоторые храмы сохранились
и до наших дней, как, например, храм Святого Онуфрия в г. Анапа.
С 1802 по 1879 год
просуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь, а в 1872 г. в Екатеринодаре было закончено строительство белокаменного Александро-Невского собора. Туда
была перенесена богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовным
центром Кубанского казачьего войска и местом проведения самых торжественных
церемоний становится Александро-Невский Собор работы местных архитекторов,
братьев Черников. Но он был разрушен в 30-е гг. XX века.
В январе текущего года Городская дума Краснодара
утвердила муниципальную целевую программу на 2005 - 2007 годы
"Восстановление и реставрация православных храмов", в соответствии с
которой в течение трех лет будут осуществляться работы по ремонту храмов в
Краснодаре.
По предложению митрополита Исидора, в список объектов,
требующих реконструкции в текущем году включены: Свято-Вознесенский храм в пос.
Пашковском, храм Рождества Богородицы в станице Старокорсунской и
Свято-Никольский храм в поселке Гидростроителей.
Совместно с комитетом гордумы по вопросам местного
самоуправления, казачества, ветеранского движения, делам военнослужащих,
миграции, межнациональным и религиозным отношениям принято решение о включении
в список храма великомученика Иоанна-воина. Также будут направлены средства на
восстановление войскового собора благоверного князя Александра Невского.
2. История христианства на Кубани
Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной
Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних
времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения
были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея
Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей
Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди
горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон
Канонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г.
Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В
начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у
причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство
нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых
апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием,
Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих
цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком
уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на
территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры
нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
В первые века н. э. адыгские племена имели тесные
торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ
проходила трасса "Великого шелкового пути". В эпоху императора
Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более
усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к
этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на
Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юстиниане надолго сохранились в
адыгском фольклоре: "Греческий император Юстиниан, - говорит адыгский
просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев - Юстин или Юстук, был союзником
адыгского народа и даже называл себя адыгейским витязем. С помощью предков
адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан обратил милостивое
внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство.
Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению двух этих
народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для
подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном".
Византия прилагала большие усилия для распространения
христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и
абхазы имели свои епископские кафедры.
В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские
просветители братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне
византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял
кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и
Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В
память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст.
Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ
Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов
(касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно
от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Христианские священники – шогени ("шеуджен") и
епископы ("шехник"), упоминаемые во многих адыгских сказаниях,
принимали меры к распространению христианства греческого обряда. Предание
сохранило даже название места, где жил первый епископ, пришедший из Греции. Оно
находится недалеко от Нальчика и называется "Лесистый курган". До нас
дошли строки, прославлявшие священника, обитавшего на "Лесистом кургане":
Шехник наш защитник и воспитатель,
Шехник наш свет.
Он парит в воздухе, как земная птица,
Поднимается под облака
И видит творящих беззаконие.
Ребро его - не простая кость,
Но кость слоновая.
Воспитатель рассуждал о законе Божием…
И ангелы беседовали с мудрым старцем,
И благородный золотой крест сияет на его груди.
В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличался
набожностью, твердой верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом.
По свидетельствам писателей, лиц, посетивших земли адыгов, они называли себя
христианами, крестили детей по достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю в
церковь ходили лишь 60-летние старцы. Остальные же молодые и пожилые люди
становились у входа. Это было связано с тем, что черкесы жили грабежом и
считали недопустимым входить в храм, пока не оставят грабеж.
Ш. Ногмов так оценивает значение обращения адыгов в
христианство: "Под влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство,
проникшее в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и
просвещение. Христианская вера процветала на Кавказских горах, будучи
поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убывших епископов и
священников новыми. От них произошли многие дворянские роды".
Итак, согласно письменным и археологическим источником
уже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительно
усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим
начинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в
духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались
Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе
(Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора
встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс
христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия,
которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор
подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе
императора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканской
и Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.
Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется
влиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которой
началась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского
пролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на
Таманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе
русским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя Пресвятой
Богородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основанием
Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская
епархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской
обители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своей
жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у
аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе Константинопольского
Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник
находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в
XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланской
митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско -
Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на Северном
Кавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ - францисканец Иоанн.
Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об
этом периоде, Шильтбергер писал: "Земля черкесов населена христианами,
исповедующими греческую веру". Еще в 1396 г. митрополит Зихийско - Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на
Кавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждается
мусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократно
являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановить
в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в
Российском государстве помешали оказать помощь горским народам.
В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое
время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый
Астраханский епископ Феодосий имел титул "Астраханский и Терский" по
имени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главным
центром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование "Ставропольский". В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской
деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско - Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная
комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили -
Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе
Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и
73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются Кубань. Их духовное окормление поручается епископу
Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый
епископ Афанасий получил титул "Новочеркасского и Георгиевского". Все
православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской
епархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая
Кавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяется
Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев,
1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью и
подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия
стоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все
последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному
епископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископа
на "Кавказский и Екатеринодарский". К началу XX в. Кавказская епархия
насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии,
220 - в Кубанской области, 77 - в Терской области, 15 - в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на
Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископом
Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889
гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных
училищ епархии. Учитывая трудности в управлении обширной епархией, Святейший
Синод в 1907 г. открыл Ейское викариатство, назначив туда епископа Иоанна
(Левицкого). В 1911 г. открывается Александровское викариатство с назначением
епископа Михаила (Космодемьянского).
В 1919 г. уже во время гражданской войны в г. Ставрополе
проходит церковный собор, одним из решений которого было образование
Екатеринодарской епархии. В период революционных потрясений и в годы советской
власти Православная Церковь на Северном Кавказе находится в тяжелом положении.
Из 500 действовавших на Кубани храмов сохранилось около 40, остальные
православные общины ютились в зданиях малопригодных для богослужебных целей. В
80-е гг. XX столетия число православных приходов Кубани не превышало
восьмидесяти. С середины 80-х годов начинается постепенное, но уверенное
возрождение православной жизни на Северном Кавказе. За период с 1985 г. по 1994 г. число приходов Краснодарской епархии увеличилось почти втрое. Для контроля за деятельностью
приходов создаются новые благочиния. 28 марта 1991 г. создается Майкопское благочиние с центром в г. Майкопе. А в 1992 г. Адыгейская Автономная область была преобразована в Республику Адыгея. Майкоп получает статус
республиканской столицы. По представлению архиепископа Краснодарского и
Кубанского Исидора Священный Синод 26 февраля 1994 г. образовал новую Майкопско - Армавирскую епархию с центром в г. Майкопе. В состав
новообразованной епархии вошли Республика Адыгея и 13 районов Краснодарского
края. Управляющим Майкопско - Армавирской епархии был назначен архиепископ
Александр (Тимофеев, 1994-1995 гг.) с титулом "Майкопский и Армавирский".
В новую епархию вошло 72 прихода. С июля 1995 г. Преосвященным Майкопским и Армавирским назначен епископ Филарет (Карагодин, 1995-2000 гг.). В 1996 г. состоялось важное событие в жизни епархии - Адыгею посетил Святейший Патриарх Московский и
Всея Руси Алексий II . За время существования Майкопско - Армавирской епархии
число приходов неуклонно росло. На декабрь 1998 г. Майкопско - Армавирская епархия насчитывала 111 приходов, которые были разделены на 7
благочиний.
Решением Святейшего Патриарха и Священного Синода
Русской Православной Церкви от 28 декабря 2000 г. Майкопско - Армавирская епархия была преобразована в Майкопскую и Адыгейскую. Преосвященному
новой епархии было определено носить титул "Майкопский и Адыгейский".
Управляющим новой епархии был назначен Его Преосвященство Преосвященнейший
Пантелеимон.
Его Преосвященство епископ Майкопский и Адыгейский
Пантелеимон (в миру Николай Васильевич Кутовой) родился 14 января 1955 г. в белорусском городе Могилеве, в глубоко верующей семье. В 1960 г. семья переезжает на постоянное место жительство в Новороссийск. Жизненный путь Владыки
Пантелеимона во многом определило посещение Свято-Успенского храма г.
Новороссийска, где он обретал первые уроки христианского благочестия.
Духовное образование Владыка Пантелеимон получил в
Санкт–Петербургской семинарии и академии. После окончания академии он начал
служение в Смоленской епархии. В светлую пасхальную ночь 1986 г. выпускник академии Николай Кутовой был рукоположен в сан священника Русской Православной
Церкви. В скором времени он был назначен в г. Вязьму благочинным и настоятелем Свято-Троицкого
собора, имеющего древнюю историю. С 1990 по 1991 г. Владыка Пантелеимон был настоятелем храма Всех скорбящих радость в г. Десногорске Смоленской
области. Этот православный храм был открыт по благословению митрополита Кирилла
на территории атомной электростанции. Это были первые шаги РПЦ по открытию
храмов на подобных объектах. В 1991 г. Владыка Пантелеимон был назначен
настоятелем Свято - Никольского храма в г. Калининграде. В мае 1993 г. в г. Смоленске он был рукоположен в сан епископа Балтийского. С 1993 г. по 2000 г. он находился в Калининградской области как викарий Смоленской епархии с титулом
епископ "Балтийский". Совместно с другими православными пастырями
Владыка Пантелеимон открывал храмы, просвещал народ, обустраивал церковные
школы, работал с педагогами и военнослужащими, встречался с иностранными
делегациями. В январе 2001 г. за труды по укреплению мира, дружбы и
добрососедства между народами Владыка Пантелеимон Президентом России был
удостоен высокой награды-Ордена "Дружбы", который был вручен главой
администрации Калининградской области адмиралом Егоровым.
В настоящий момент в состав Майкопско - Адыгейской
епархии, расположенной на территории Республики Адыгея, входят 38 приходов и 1
монастырь. В приходах епархии служат 40 священников и 2 дьякона.
3. Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская
пустынь
На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен
единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская
Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в
XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в
Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома,
возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему
Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой
тянулись к православным святыням. В некоторых станицах были построены маленькие
храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли
вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст.
Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед
Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность
православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений
на горе Физиабго и долине реки Фарс. Преосвященный Герман направил в Майкопский
уезд иеромонаха Рувима, схимонаха Виталия и послушника Илью, благословив их на
обследование местности для основания православной обители. Осенью того же года
схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Здесь схимонах
встретился с отцом Мартирием, поведав ему историю об основании монастыря в
Кавказских горах. Иеромонах Мартирий пожелал все свои духовные, физические силы
и материальные средства направить на основание обители. В 1877 г. иеромонах Мартирий приехал на Кавказ. Он познакомился с проблемами казачества и обратился к
Преосвященному Герману с прошением благословения доверить ему святое дело. Отец
Мартирий обещал приложить все усилия для создания монастыря и пригласить братию
со Святой горы Афон. В сопровождении делегации от казачества отец Мартирий
отправился в город Тифлис, где они обратились к Его Высочеству Великому князю
Михаилу Николаевичу, бывшему наместнику Кавказскому, с просьбой передать в
собственность православного монастыря триста десятин земли.
Страницы: 1, 2, 3
|