Курсовая работа: Сектантство в Курской области
Курсовая работа: Сектантство в Курской области
Курсовая работа
по предмету "История религий"
на тему "Сектантство в Курской области"
План
1. Введение
2. Возникновение и распространение
сектантства в Курской губернии
3. Начало XX века. Рост и укрепление сектантского
учения в народных массах
4. Отношение советской власти к
сектантам и современное положение сект в Курской области
5. Заключение
1. Введение
То,
что русский народ не равнодушен к духовным
вопросам,
достаточно доказывается тем, что у нас
ежегодно
возникают новые секты.
Владимир
Соловьев
Большое
распространение в России в наше время получило сектантство. В годы "перестройки"
множество сект хлынуло в нашу страну из-за границы; стали появляться и так
называемые "доморощенные" секты. Перед нами встает вопрос: почему же
русский народ при существовании Православной веры уходит в секты? Может быть,
ответ кроется в истории появления на Руси сектантства? В этой работе будет
рассматриваться история сект в Курском крае в контексте возникновения и развития
сектантства по всей России. За исторические этапы развития религиозных сект
взяты моменты отношения государственной власти к раскольникам и сектантам.
Начиная
разговор о возникновении сектантства в Курской губернии, следует вначале
упомянуть о возникновении его на Руси.
В
сознание русского народа понятие сектантства стало проникать во время
старообрядческого раскола, хотя уже в XIV веке были попытки мыслить иначе, чем учила Церковь (стригольники), или в
XV-XVI вв. (жидовствующие и ересь Башкина и Косого). Сильно
распространившаяся в конце XVII
столетия секта хлыстов возникла даже немного ранее раскола - в первой половине
ХVII века в Костромской, Владимирской и
Нижегородской губернии. Есть мнение, что эта секта "пришла в Россию вместе
с христианством, или чуть позднее, но из-за малых ее размеров и незначительного
числа ее общин, а так же из-за последовательных мер тайной дисциплины ей
удалось скрываться от Церкви и правительства настолько, что о ней не было
никаких сообщений ни в официальных документах, ни в светской литературе, объем
которой вообще был мал в допетровское время. Только когда возник
внутрицерковный спор о старых и новых богослужебных книгах, хлысты отважились…
выйти из глубокого подполья… открыто со своей пропагандой" 2. За
хлыстами возникают скопцы, духоборы и др. Под влиянием западных сект в лице
приезжих иностранцев на юг России, образуются штундисты, штундобаптисты,
пашковцы. И хотя вначале государственная власть относилась к раскольникам и
сектантам очень строго, к 70-80 годам XIX столетия положение дел изменилось. Либеральные настроения в правящих
кругах России сделали свое дело. Секты встали в рамки закона, и даже стали
иметь больше привилегий, чем официальная Церковь. В соответствии с Правилами
регистрации сектантских общин, утвержденными 17 октября 1906 года, сектанты "получили
право на ничем неограниченную свободу общественных богомолений, или
общественных молитвенных собраний, в каком бы вредном для Православной Церкви
направлении они не совершались, только бы не учиняли "неправомерных"
или преступных с чисто-государственной точки зрения деяний" 3.
Таким образом, государство, в сущности, перестало покровительствовать
Православной Церкви. В двадцатые годы ХХ столетия, когда вся антирелигиозная
деятельность была направлена против Православия, секты оказываются в
привилегированном положении (в сравнении, опять таки с Православием). С конца
20-х годов Советская власть активизирует свою деятельность и против других
религиозных культов. Под гонения подпадает почти все, что связано с религией. И
лишь в конце 80-х - начале 90-х в России, наряду с Православной церковью,
разрешение на религиозную проповедь получают и секты.
Таким
образом, несмотря на гонения и неприятие со стороны властей, сектантство в
России с начала XX века имело
такую же судьбу, как и Православная церковь. Рассмотрим теперь историю
возникновения сект в Курской губернии.
2.
Возникновение и распространение сектантства на Курской губернии
Возникновение
сект на курской земле (в то время Белгородская губерния и Белгородско-Обоянская
епархия РПЦ) относится к середине XVIII века. Одним из первых дошедших до нас документов, свидетельствующих о
наличии сект и раскола в Белгородско-Обоянской епархии, является отчет Курской
Духовной Консистории Ее Императорскому Величеству Елисавете Петровне под
названием "Ведомость учета документов о раскольниках, поступивших с 14
января 1750 по 15 июля 1757 года". Следует учесть, что тогда под понятие
раскольников подпадали многие мистические секты. И хотя в основном рапорты
курского духовенства заканчивались такими словами: "суеверий не оказалось"
и "раскольников нет", все же Духовной Консистории удалось выявить
наличие в Курске секты скопцов.
По указанному выше документу Курской Духовной Консистории, из
рапорта дворян Ивана Ильинского и Ивана Прибылого следует, что в Курске некий
Григорий Овечкин создал секту и возглавил местных скопцов 4.
Любопытно, что вскоре ему пришлось изгнать конкурента Ивана Пушкаренка,
прибывшего в Курск из Харьковской губернии по "совету слепого старца
Антонина" для аналогичной проповеди. В том же рапорте содержатся сведения
о деревне Реуте Курского уезда, полностью впавшей в скопческую ересь под
руководством Василия Тарасовского.
Курскому дворянину Константину Яновскому, занимавшемуся выявлением
скопцов в Курском уезде, удалось поймать бывшего монаха Авраамия, проживавшего
в лесу под городом.
В Обоянском уезде местные власти изловили однодворца Кондратия
Переверзева, уроженца деревни Бегичевой. Также скопцы были обнаружены в
Белгородском (однодворец Василий Черкасов) и Корочанском (Яков Ушаков
контролировал целую сеть скопческих общин) уездах. Среди пойманных оказались
также миссионеры Алфимка Трудник и отставной прапорщик Яков Чаянов, которые
колесили по всей губернии, совращая людей в скопческую секту.
Несмотря на карательные меры, приверженцы этого учения в нашем
крае не перевелись и в дальнейшем. География распространения мистического
сектантства включала около 50 населенных пунктов, охватывая такие крупные
уезды, как Курский, Обоянский, Суджанский, Тимский, Фатежский и Щигровский.
Впервые открытое неповиновение скопцов курским властям в виде
формального отделения от церкви было отмечено в 1892 году. Спустя два года они
отказались присягнуть новому императору Николаю II.
Епархиальный миссионер Дмитриевский с сожалением писал, что "в
скопческую веру переходят лица, известные в приходах за самых умных и передовых".
Бывший уполномоченный по
делам религиозных культов по Курской области В. Л. Юрковецкий в своей книге "Церковь
и государство. Эволюция взаимоотношений" называет скопничество "главной
формой мистического сектантства в Курской губернии" 5.
Помимо скопцов в Белгородско-Обоянской епархии была сильно
распространена секта духоборов. Появившись в Екатеринославской губернии в XVIII веке, эта
мистическо-рационалистическая секта быстро распространилась в Харьковской,
Екатеринославской, Тамбовской, Саратовской и других губерниях, а затем проникла
и в Сибирь.
В пределах Белгородской епархии духоборство появилось в середине XVIII столетия. Епархиальное
начальство на первых порах мало обращало на него внимания, вследствие, может
быть, его малой распространенности и известности. Во время управления епархией
Преосвященного Феоктиста (Мочульского), епископа Курского и Белгородского
(1787-1818), духоборство, довольно окрепши и распространившись, стало открыто
заявлять о себе, и потому не могло быть оставлено без внимания. "Преосвященный
Феоктист сам ревностно увещевал сектантов, и поручал это другим - способнейшим
из духовенства. Так, в ордере его первоприсутствующему Харьковского духовного
правления, Харьковского коллегиума префекту и богословия учителю Андрею
Прокоповичу - от 27 февраля 1798 года - предписывалось: "явившиеся в
Белгороде в духоборческом заблуждении, села Терноваго однодворцы Алексей
Головин и Степан Голищев увещеваемы были мною келейно, увещеваемы были и в
присутствии консисторском, но на увещания мои не склонились и более ко мне не
являются. Пишу я к его превосходительству Алексею Григорьевичу (губернатору)
для должнаго об них по законам разсмотрения. Заблуждение их тем более опасно,
что один из них Алексей Головин обучался в Харьковских классах математике и
другим наукам.<…> Ежели оные заблудшие к вам присланы будут, то вы
наставьте их на путь истины, и когда они от заблуждения обратятся к православию
и о своем заблуждении принесут достодолжное покаяние, то по исповеди удостойте
их причащения святым Христовым тайнам и, доложа о сем его превосходительству,
пришлите ко мне надлежащий рапорт"6.
Выше указанные представители духоборов действительно, по
распоряжению губернатора, были найдены и направлены для бесед к протоиерею
Прокоповичу, где, будучи увещаемы, дали обещание оставить свои заблуждения и
присоединиться к Православию 7.
Но деятельность Преосвященного Феоктиста не ограничивалась только
лишь личными увещаниями духоборцев. Он издает против них сочинение под
названием "Разсуждение о божественности христианского учения",
которое посвящает Императору Александру Павловичу. Называя Его Императорское
Величество "высочайшим христианского благочестия ревнителем, защитником и
покровителем Христовой Церкви" 8, владыка Феоктист так
объясняет происхождение сочинения: "Всепресветлейший Монарх,
всемилостивейший Государь! Во исполнение Монаршаго в Бозе почившия Августейшия
Государыни Императрицы Екатерины Вторыя в 1792 г. состоявшагося Высочайшаго
повеления, предлагаемы мною были изустные от слова Божия наставления некоторым
заблудшим в здешнем крае поселянам, кои, безрассудно присвоя себе
непосредственное вдохновение, и не веруя видимым в священном писании от начала
мира во спасение человеческое провозвещенным истинам, отрицали благодатныя
таинства и все церковныя и гражданския законоположения. Противу такого-то их
пагубнаго заблуждения пастырским почел я долгом написать краткое о
Божественности христианского учения разсуждение" 9.
Это сочинение весьма благосклонно было принято Государем, и
Преосвященный удостоился получить 5 мая 1801 года следующий рескрипт: "Преосвященный
Феоктист, епископ Курский и Белгородский! Сочинение Ваше о Божественности христианского
учения, плод трудов и ревности вашей, приемлю я с особою признательностию как
по содержанию его, толико душеполезному, так и по усердию его, с коим вы мне
его приносите. Примите благодарность мою и уверение, что я пребываю вам всегда
доброжелательный"10.
Доброжелательность Императора Александра I не замедлила сказаться
на епископе Феоктисте. Уже через четыре месяца его удостаивают сана
архиепископа. Сам же Александр I изменил свою политику против духоборов. В 1801 году в своем указе император
писал: "...Все меры строгости, истощенные над духоборцами в продолжение
тридцати лет до 1801 года, не только не истребили сей секты, но паче и паче
приумножили число ее последователей".
Правительство
приняло решение - переселить всех духоборов в одно место. Им отвели для
поселения степные места Мелитопольского уезда Таврической губернии на реке
Молочной, там они образовали первую духоборческую колонию - Богдановку. Вскоре
эта секта слилась с толстовством, и в начале XX века почти все духоборы испросивши разрешения
государственных властей, переселились в Канаду. Таким образом, секта духоборов
совершенно исчезла не только из пределов Курской губернии, но и почти из всей
России, в чем, без сомнения, есть заслуга и архиепископа Курского и
Белгородского Феоктиста.
В начале XIX века Курская губерния оказалась заражена еще
одним лжеучением - хлыстовством. В отчетах духовенства Курской Духовной Консистории
говорится о распространении секты хлыстов в шести пунктах Курской губернии, а
именно: в селе Нижнем Теребуже Щигровского уезда, в селе Истобном
Староосколъского уезда, в селе Спасском Обоянского уезда, в селе Хмелевом
Фатежского уезда, в селе Щелкове Корочанского уезда и в городе Новом Осколе 11.
Подсчитывая общее количество сектантов и раскольников в Курской
губернии, Духовная Консистория указывала следующие цифры: "В Курской
епархии в 1843 году было раскольников мужеского пола 6023, женского 6496, а в
1853 году было мужеского пола 6181, женского 6759 душ. Обоего пола было в 1843
году 12519, а в 1853 году 12940"12. Уже в 1854 году общая
численность раскольников и сектантов возрастает до 14 тысяч 13.
При таком количестве людей, вовлеченных в раскол и мистические
секты, возникает вопрос, каким же образом реагировало на распространение
лжеучений курское епархиальное начальство? Существовали ли какие-нибудь
противосектантские братства, имелись ли в епархии миссионеры, велось ли
преподавание раскола в духовных учебных заведениях? Как показывают дошедшие до
нас документы того времени, никакой противосектантской работы не велось. Вот
как описывает состояние епархии в конце XIX века исследователь
раскола и сектантства того времени: "Курская епархия не может считаться
свободной от раскола. В 1854 году, по документам, хранящимся в архиве
Семинарского правления, раскольников в Курской епархии считалось до 14 тысяч;
но, принимая во внимание, сказанное нами о числе раскольников и зная, что в
Курской епархии есть города, население которых состоит более, чем на половину
из раскольников, и целые большие слободы, нужно согласиться, что раскольников
много более 14 тысяч. Обращений к Церкви из раскола в Курской епархии особенно
значительных не было, но были и совращения. В настоящее время раскол в Курской
епархии начинает усиливаться, сколько это можно видеть из донесения Его
Преосвященства Преосвященнейшего Сергия в Священный Синод. Деятелей, специально
знакомых с этим делом в епархии очень мало; в последнее же время поступали на
священнические места лица очень мало знакомые или совсем не знакомые с
расколом, потому что преподавание раскола прекращено. Библиотек, откуда можно
было почерпнуть основательные сведения о расколе и средствах вести правильную
борьбу с ним, не существует. Рассуждений на съездах духовенства общих и
окружных о средствах к ослаблению раскола ни однажды не было. Братств, обществ,
комиссий противораскольнических не существует…" 14.
Таким образом, Курская епархия не могла достойно противостоять сектам.
Раскольники и сектанты приобретали все более и более новых членов.
сектантство курский
губерния штундотолстовец баптист
3.
Начало XX века. Рост и укрепление сектантского
учения в народных массах
К
началу XX века ситуация в Курской губернии
сильно меняется. Со стороны епархиального управления ведется усиленная
противосектантская политика. Создается Знаменское миссионерское
просветительское братство при Знаменском монастыре, для мирян и духовенства
организовываются миссионерские курсы, в епархии учреждается должность
разъездного миссионера, проводятся открытые диспуты с сектантами. Целью
миссионерских братств являлось: во-первых, возбуждение в прихожанах ревности к
православной вере; во-вторых, ознакомление членов братства (общества) с
истинами православия; и, в-третьих, изучение сектантских лжеучений, с целью
обнаружения в них искажения Божественного Откровения. Миссионерские общества
организовывались из грамотных, преданных Церкви и всеми уважаемых мирян, при
чем велся строгий отбор членов со стороны духовенства, чтобы не
дискредитировать все дело просвещения. Под руководством священнослужителя члены
общества несколько раз в неделю устраивали собрания, на которых изучали
Священное Писание, читали противосектантские листки, брошюры, книги,
ознакомлялись с сектантским вероучением, всесторонне обсуждали его, уясняли в
своем сознании истины христианской веры, учась, таким образом, вести беседы с
сектантами 15. Противосектантские епархиальные миссии
финансировались не только епархиальной казной, но и тарелочными и кружечными
сборами со всех храмов епархии. Так, например, все тарелочные сборы в 1-ю
неделю Великого поста в Курской епархии направлялись в пользу Православного
Миссионерского Общества и местного Миссионерского просветительского братства 16.
Это позволяло епархии не только содержать епархиального миссионера, но и
закупать, издавать и распространять различную противосектантскую литературу.
Деятельность противосектантской епархиальной миссии проходила под
личным архипастырским наблюдением и руководством Высокопреосвященнейшего
Питирима (Окнова), епископа Курского и Обоянского (с 1909 г. архиепископ). В
оживлении миссионерской деятельности принимали также активное участие викарные
епископы Белгородский Иоанникий (Ефремов) и Рыльский Иоасаф (Романов). Вся же
специально миссионерская деятельность в Курской епархии лежала на обязанности
одного епархиального противосектантского миссионера. Окружных и уездных
миссионеров и других специальных помощников миссионера в то время не было.
Одним
из поводов к возникновению миссионерских и противосектантских братств послужил
царский манифест о веротерпимости, принятый 17 апреля 1905 года, который
легализировал действие сект на территории Российского государства. После Высочайшего манифеста, сектанты более злобно стали
относиться к православному духовенству: чувствуя себя свободными, они везде
старались всячески чернить Православную Церковь, сочиняя всевозможные сплетни и
клеветы на духовенство, пропагандируя открыто на площадях, вокзалах железных
дорог и в вагонах, словесно и при помощи маленьких брошюр, и листков
сектантской литературы.
Помимо мистического сектантства в Курской губернии сильно
распространилось сектантство рационалистическое. Стали появляться общины
адвентистов седьмого дня, штундотолстовцев, русских баптистов, евангельских
христиан. Разрастаясь в среде бедного крестьянского населения, секты принимали
все более опасный характер по отношению к Православной Церкви. В мерах "воздействия
к укреплению православных чад святой Церкви от соблазна пропаганды сектантской"
мы читаем: "... 2) В каждом зараженном сектантством приходе, приходский
священник по возможности скорей должен устроить миссионерский приходской кружок
ревнителей православия с непременным участием всех членов притча, в который
допускаются учителя и учительницы церковно-приходских школ, а также и любители
миссионерского дела миряне... 5) В заражённых сектантством приходах по
возможности скорее бы учреждены были и открыты народные библиотеки (читальни)
под надзором приходского священника, а подбор книг в такие библиотеки-читальни
допускался бы только с одобрения особой комиссии Совета
Миссионерско-Просветительного Братства... 10) Желательно, чтобы на большом
Курском вокзале находился: постоянный разъездной книгоноша-миссионер, который
мог бы с большой пользой для дела вести конкуренцию и борьбу полемики против
библейского книгоноши сектанта Матвеенки" 17.
Курскому епархиальному противосектантскому миссионеру, которым в
1909 году был священник Василий Ильин, вменялось в обязанность проведение
публичных и частных бесед противосектантского полемического характера,
выступать с проповедями на богослужениях, организовывать и руководить
собраниями пастырско-миссионерских кружков, рассылать по епархии духовенству
миссионерские книги и различные пособия и т. п.
В "Отчете о состоянии сектантства и деятельности
противосектантской епархиальной миссии по Курской епархии" за 1908-1909
гг. мы видим итоги деятельности курской противосектантской миссии за данный
промежуток времени: "присоединено к Православной Церкви сектантов - по
Белгородскому уезду: в селе Старом Городище один баптист, в селе Муроме три
скопца; по Грайворонскому уезду - в селе Знаменском один баптист; по
Дмитриевского уезду: в селе Седине один баптист, в селе Печенном один
штундотолстовец; по Льговскому уезду: в селе Износковом один баптист; по
Ново-Осколъскому уезду: в селе Тростянце один скопец; по Рыльскому уезду: в
селе Кульбаках 2 штундотолстовца; в селе Кореневом 1 штундотолстовец; по
Обоянскому уезду: в селе Бобрышевом 3 баптиста, в селе Медвенка 2 баптиста, в
селе Ярыгино 1 скопец; по Пугивльскому уезду: в селе Казацком 2 баптиста, в
Поповой слободе 1 баптист; по Староосколъскому уезду: в селе Лебедях 1 баптист;
по Тимскому уезду: в селе Черновцах 5 скопцов; по Фатежскому уезду: в селе
Хмелевом 2 хлыстовки; а всего 13 баптистов, 4 штундотолстовца, 12 скопцов и
хлыстов, итого 29 человек 18".
Страницы: 1, 2, 3, 4
|