рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Объективно-субъективное содержание религиозного фактора дает основание предполагать, что в реальной жизни существует определенная разница между тем, как понимается безопасность светского общества в религиозной догматике и действительным поведением церквей в конкретных жизненных ситуациях, когда обстоятельства заставляют их соприкасаться с проблемами безопасности общества.

Претензия каждой отдельно взятой религиозной организации на абсолютную истину порождает отношения абсолютного идеологического антагонизма. Ликвидировать его без отказа от идеологических позиций одной из сторон невозможно.

Невозможность достижения компромисса между религиозными организациями обусловливается причинами не только религиозно-идеологическими, но и религиозно-психологическими. На первый взгляд, кажется, что благоприятные условия для компромисса имеют религиозные организации одного и того же направления (см. таблицу). Однако на практике все обстоит сложнее. Идейного компромисса между ними тоже не получается. Общественно-историческая практика знает примеры, когда один доминирующий конфессиональный фактор со временем заменялся другим.

Глубинные причины кардинальной смены обществом своей религиозной ориентации, как правило, лежат вне собственно религиозной сферы жизни общества и связаны с политико-экономической его перестройкой. Именно по этой причине такая смена ориентации общества часто сопровождается насилием. Посредством его была обращена в христианство Русь, через насилие проложил себе дорогу в Западной Европе протестантизм, насилием в чистом виде были по своему содержанию так называемые крестовые походы католической церкви. Вместе с тем следует отметить, что смена религиозной ориентации в обществе может происходить и относительно мирным путем. Однако в любом случае изменения в жизни общества будут весьма существенными. Содержание религиозного фактора логично было бы также рассмотреть с точки зрения общего и особенного в нем. Общее определяется самой природой религии, ее сутью как общественного явления.

Особенное определяется всей совокупностью условий, в которых данный религиозный фактор действует. Мировой опыт показывает, что в первую очередь его специфику образуют: религиозные традиции страны; уровень религиозности населения (см. справку); социально-политическая ситуация в обществе, форма государственно-церковных отношений.

В то же время историческая и современная практика общественной жизни показывает, что характер воздействия религиозного фактора на социальное явление может быть как позитивным, так и негативным. В целом ряде случаев наблюдается противоречивое воздействие религиозного фактора. На одни стороны социального явления он воздействует позитивно, а на другие - негативно.

Соотношение позитивного и негативного воздействия должно исследоваться особенно тщательно чтобы не допустить переоценки или недооценки влияния религиозного фактора на военную безопасность государства. Ибо сила его воздействия обусловлена целым комплексом обстоятельств объективного и субъективного характера. Наиболее значимое из них - заинтересованность (или не заинтересованность) власти в усилении роли религии в жизни общества. Если власть заинтересована в том. чтобы религия усилила свое влияние, то она создает ей для этого определенные благоприятные условия, и наоборот. Например, сегодня в 28 странах мира (Иран. Ирак, Пакистан и др.) ислам является государственной религией.

Важным детерминантом религиозного фактора является и степень потребности со стороны населения в дополнительном источнике духовной и материальной помощи, которую народные массы надеются получить от Бога, веря в него. При наличии совокупности этих двух детерминантов усиление религиозного фактора может привести к клерикализации жизни общества. В случае если власть имеющимися в ее распоряжении средствами ограничивает возможности функционирования религии, а народные массы не испытывают потребности в ней, то общество, наоборот, секуляризируется, например, как это было в СССР. Формой существования религиозного фактора является функционирование религии.

Выполняя свои функции, религия по отношению к обществу в целом предстает как общественная подсистема. Историческая практика и современная общественная жизнь показывают, что роль этой подсистемы в том или ином обществе различна. В зависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации религия может занимать в нем и различное положение.

Первое положение характеризуется следующим:

религиозное сознание в значительной степени определяет содержание общественного, группового и индивидуального сознания;

религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности;

религиозные отношения "налагаются" на другие социальные связи;

религиозные институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.

Особенностями второго (противоположного) положения являются:

религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. В нем доминируют другие идеологические системы;

религиозная деятельность в общей системе социальной деятельности незаметна;

религиозные отношения являются частным видом отношений и не влияют на другие виды отношений;

духовная и светская власть разделены с явным преимуществом в пользу второй.

Между этими двумя крайними положениями религии в обществе существует множество переходных положений, различающихся между собой преобладанием религиозного или светского содержания.

В реальной жизни религиозный фактор взаимодействует и переплетается с другими факторами общественной жизни. Историческая и общественная практика дает достаточно свидетельств того, что особенно тесно религиозный фактор связан с национальным фактором.

Опыт религиозного воспитания военнослужащих позволяет сделать вывод, что основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются:

появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве;

проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Рассмотрим их более подробно.

Противоречия на религиозной почве

Новая религиозная ситуация обусловила возникновение целой системы новых противоречий в жизни Вооруженных Сил. Одно из них - это противоречие между новой религиозной ситуацией в армии и отсутствием в содержании воспитательной работы с личным составом корректив, учитывающих эту новую ситуацию.

Исследование религиозной обстановки в военной организации страны показывает, что новая религиозная ситуация принесла с собой в воинские коллективы Вооруженных Сил целый комплекс новых отношений, вызвавших в свою очередь появление ряда социально-политических проблем, к появлению которых современная армия оказалась не готова. К числу таких проблем, например, относятся:

проблема взаимоотношении между неверующими и верующими военнослужащими, число и самоуважение которых значительно выросло;

проблема взаимоотношений между командиром воинского подразделения и религиозными группами в этом подразделении:

проблема взаимоотношений между различными религиозными группами внутри воинских коллективов.

Не будет преувеличением сказать, что отношения войскового товарищества и дружба, обеспечивающие сплочение коллективов являются одним из важнейших условий выполнения воинскими коллективами обязанностей, которые им отведены в сложном военном механизме. Не случайно сплочению воинских коллективов формированию в них отношений подлинного товарищества взаимной поддержки и выручки уделяли большое внимание военачальники всех времен и народов.

Религиозные различия при определенных условиях действительно могут стать поводом для возникновения разобщенности и даже конфронтации групп верующих, верующие военнослужащие в этом смысле не являются исключением. Вместе с тем, по наблюдениям военных социологов, по мере увеличения количества верующих в воинских коллективах стали проявляться элементы симпатий - антипатий по признаку конфессиональной принадлежности военнослужащих. Так, например, 20% верующих заявляют, что для них не безразличны религиозные принадлежности сослуживцев. Отмечается проявление неприязни к другим религиям. Практически все традиционные конфессии негативно настроены по отношению к новым религиозным образованиям. Представители различных сект с антипатией относятся к традиционным конфессиям, в том числе к православию.

Существенным противоречием, которое порождено новой религиозной ситуацией в Вооруженных Силах, является противоречие между новыми требованиями, которые эта религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к знаниям офицеров в сфере религии и отсутствием таковых у большинства офицеров на сегодняшний день.

Большинство из них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа, уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы. Таким образом, устранение религиозной безграмотности офицеров можно назвать важным условием успешного управления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач.

Другим, не менее серьезным противоречием, стало противоречие между быстро развивающимся процессом взаимоотношений вооруженной организации общества и религиозными организациями страны, с одной стороны, и неразработанностью их правовой базы с другой.

Известно, что на сегодняшний день в нашей стране весь сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего семью пунктами двух законов нашего государства (п. 1 - 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", п. 5 ст. 4 и п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации "О свободе совести и религиозных объединениях"). Для сравнения - перечень законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы обеспечения прав верующих военнослужащих в современной Германии, составляет целую книгу объемом в 169 страниц.

Анализ этих семи пунктов показывает, что они содержат настолько общие и неясные положения, что никоим образом не могут служить руководством при решении органами военного управления практических задач по реализации прав верующих военнослужащих. Для воинской организации, специфической чертой которой является строгая регламентация всех сторон ее жизни и деятельности, целесообразно было бы четко определить в подзаконных актах, например в Уставе внутренней службы ВС РФ, как обязанности командиров по реализации прав верующих военнослужащих, так и сам порядок их реализации. В этой ситуации хотелось бы напомнить, что когда-то (со времен Петра I до февраля 1917 года) все это в уставах русской армии имелось.

Это обстоятельство является прямой причиной того, что сегодня степень реализации прав верующих военнослужащих в воинской части, подразделении порой прямо зависит от религиозных или атеистических настроений конкретного командира, от его личных религиозных симпатий или антипатий. Например, командир может запретить встречу личного состава на территории части с представителями той или иной религиозной организации даже в свободное от службы время. Но может и, наоборот, "организовать" личный состав для таких встреч во время, отведенное распорядком дня для боевой подготовки. С другой стороны, верующий военнослужащий сегодня не знает в какой форме (устной или письменной), к кому (к какому должностному лицу), как часто (еженедельно или только по большим религиозным праздникам) он может обратиться по вопросу удовлетворения своих религиозных потребностей, и никто не может ему об этом сказать. Представляется, что такое положение дел не должно сохраняться в государстве, считающем принцип свободы совести одним из принципов своей жизни.

Зачастую руководители слепо копируют все действия, в том числе и глубоко ошибочные, которые в отношении религии совершают высокопоставленные чиновники нашего государства. Одна из таких ошибок - явное невнимание к вопросам взаимодействия с такими традиционными для России религиями. как. например, старообрядчество. ислам и буддизм. Это невнимание не только замечается этими организациями, но и вызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию. В частности, Председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России, он же председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин в своей книге "Ислам: вера, милосердие, терпимость" пишет: "Нас всерьез беспокоит то, что некоторые руководители Министерства обороны своими односторонними и непродуманными действиями расшатывают армию, ведут ее к расколу по национальному и религиозному признакам, противопоставлению православия всем другим религиям. Ведь только РПЦ имеет договор с Министерством обороны России о сотрудничестве. Появились первые православные храмы и священники в армии... Такая линия Министерства обороны России вызывает недоумение и множество вопросов у граждан. Разве армия наша состоит только из православных?". Ту же мысль официальный представитель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России высказал 14 января 1997 г. в Государственной Думе на парламентских слушаниях по вопросу "Концепция государственной национальной политики и Вооруженные Силы Российской Федерации". Подобные взгляды выражают и протестантские организации России, в том числе евангельские христиане-баптисты.

Для примера давайте рассмотрим, как организована религиозная деятельность среди военнослужащих других стран. Например, в обязанности корабельного священника ВМС Германии входит проведение регулярных занятий по вопросам религиозной морали и нравственности. Если на корабле имеются военнослужащие католического и евангелического вероисповеданий, то эти занятия, как правило, проводятся раздельно. В исключительных случаях, во время учебных походов в море и при наличии только одного священника-католика или евангелиста - могут проводиться совместные занятия, но лишь после согласования с представителями обеих конфессий.

Религиозный пацифизм

На сегодняшний день в России идеи религиозного пацифизма исповедуют несколько религиозных организаций: Свидетели Иеговы, Меннониты. Религиозная ассоциация "Духовное единство" (Церковь Льва Толстого). Религиозное объединение духоборцев России, Союз общин христиан-молокан, Сцасов-ский толк беспоповского направления русской старообрядческой православной церкви. Идеи религиозного пацифизма широко распространены среди членов Союза Евангельских христиан-баптистов России. Именно его члены составляют основную часть религиозных пацифистов. В яркой форме идеология религиозного пацифизма Евангельских христиан-баптистов была выражена при проведении "круглого стола" по теме "Христианин и армия", организованном этим союзом в 1999 г.

Самый общий обзор положений, которые лежат в основе религиозного пацифизма, позволяет отметить существование, по крайней мере, трех обоснований этих идей.

Во-первых, необходимость строгого следования Священному Писанию. Исполнять заповедь "не убий" - это значит - не убивать ни при каких обстоятельствах.

Во-вторых, в каждом человеке живет Святой Дух, и поэтому убийство человека является по своей сути покушением на богоубийство.

В-третьих, верующим нет абсолютно никакого дела до чисто земных грешных дел, какими являются политика и война.

В связи с ростом числа членов религиозных организаций, которые разделяют идеи религиозного пацифизма. учащаются случаи отказа от службы в армии по религиозным убеждениям.


Учет особенностей деятельности религиозных организаций при проведении мероприятий воспитательной работы с личным составом ВС РФ

Опыт ГУВР ВС РФ по организации воспитательной работы в Вооруженных Силах России показывает, что для того чтобы отношения в воинских коллективах складывались бесконфликтно, сегодня, безусловно, необходимы существенные корректировки в воспитательной работе с личным составом. Прежде всего эти корректировки должны быть направлены на воспитание военнослужащих в духе уважительного отношения к людям, имеющим другой тип мировоззрения или иные религиозные убеждения. В этой ситуации хотелось бы напомнить, что согласно Конституции Российской Федерации Россия - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А Вооруженные Силы - часть государства. Следовательно, знание и учет религиозной обстановки в воинском коллективе должно стать одной из обязанностей его руководителей. В содержании воспитательной работы также требовалось бы учесть и то, что не все религиозные организации России, члены которых призываются сегодня в армию, одобряют участие своих членов в операциях с применением оружия.

Анализ вышеназванных проблем и противоречий позволяет предложить некоторые рекомендации теоретического и практического характера, которые будут способствовать повышению качества военной безопасности России в начале XXI века за счет участия в этом процессе религиозной составляющей.

Рекомендации теоретического характера связаны, во-первых, с обшей оценкой негативного воздействия религиозного фактора на национальную безопасность, которая обусловливает необходимость введения в научный оборот понятия "религиозная опасность", во-вторых. с выделением направлений специальных исследований в частных гуманитарных науках, нацеленных на изучение отдельных аспектов воздействия религиозного фактора на ту или иную сторону национальной безопасности.

1. Количество и содержание угроз национальной безопасности России со стороны религиозного фактора ставит вопрос о необходимости разработки содержания понятия "религиозная опасность". Так, например, ученые Военного университета понимают религиозную опасность как категорию, фиксирующую наличие в религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннего развития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества в соответствии с присущими ему закономерностями. По их мнению, природа этой опасности может крыться в обострении межрелигиозных противоречий;

 в усилении религиозного экстремизма;

в росте числа и активности социально опасных религиозных организаций; в широком распространении в стране оккультизма; во втягивании религиозных организаций в борьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т.д.

Помимо вышеперечисленных открытых угроз для безопасности страны религиозная сфера жизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе и определенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемы адаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамике современного общественного развития в России. Дело в том, что адаптация, которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынуждено проходить в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокого перелома в развитии нашего общества, может протекать только в двух направлениях (или в их комбинации).

Первое направление - через изменения в самой религиозной организации общества и приспособление ее к изменившемуся обществу.

Второе направление - через противодействие (скрытое или открытое) со стороны религиозной организации изменениям в обществе. Именно от того, в каком соотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависит потенциал скрытой, внутренней угрозы обществу со стороны религиозной сферы.

На сегодняшний день самая крупная религиозная организации России - Русская Православная Церковь - на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых ее рядовых священников, пока еще не становится. Открытого противодействия изменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере со стороны ее руководства, пока нет, но среди священников среднего и тем более низового звена настроения неприятия и противодействия многим изменениям, произошедшим и происходящим в России, распространены весьма широко. Подобная ситуация и настроения имеют место и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России и Вооруженных Силах.

2. В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на военную безопасность с опорой на результаты решения наиболее общих социально-политических проблем. Такими направлениями могут быть:

в области политологической (военно-политологической) науки - исследование изменений воздействия религиозного фактора на военную безопасность в зависимости от изменений в политической структуре российского общества и политической ситуации в приграничных странах:

в области правовой (военно-правовой) науки - исследование путей правовой защиты личности, общества и государства от социально опасных аспектов религиозной сферы жизни общества;

в области исторической (военно-исторической) науки - исследование генезиса и развития воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России в разные периоды ее истории;

в области социологической (военно-социологической) науки - исследование тенденций изменения роли религиозного фактора в системе национальной безопасности в зависимости от уровня религиозности населения той или иной страны:

в области психологической (военно-психологической) науки - исследование особенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознания воздействия религиозного фактора на военную безопасность с учетом особенностей отражения проблем безопасности в сознании верующих и в сознании неверующих.

Рекомендации практического характера связаны с предложением комплекса мер, направленных на ослабление негативного и усиление позитивного воздействия религиозного фактора на социально-политическую составляющую военной безопасности России.

1. На государственном уровне необходимо принять меры к ограничению деятельности на территории Российской Федерации социально опасных религиозных организаций.

2. Учитывая рост религиозной нетерпимости в современной России и то, что религиозная терпимость должна воспитываться с детства, можно рекомендовать улучшить воспитание школьников, будущих защитников Отечества, в духе уважения религиозных, верований других людей. Нынешние школьные программы эту задачу не выполняют. Представляется, что в школах должен быть введен курс религиоведения в количестве 20-30 часов.

3. Принимая во внимание большой потенциал религии в воспитании граждан России в духе высоких нравственных идеалов, государству необходимо принять меры для оказания поддержки программам религиозных организаций в этой области на государственных каналах радио и телевидения.

4. В связи с особой угрозой военной безопасности России, которую таят в себе межрелигиозные противоречия, активизирующие националистические, сепаратистские настроения, возникает необходимость подключения к разрешению этих религиозных противоречий института государства.

Современная мировая и отечественная историческая практика свидетельствует, что в арсенале государства достаточно способов решения этой задачи. К их числу прежде всего следует отнести: совершенствование механизма правового регулирования отношений между религиозными организациями; создание тех или иных организационных структур, предназначенных для урегулирования отношений между религиозными организациями; решительное пресечение деятельности (на основании закона) националистических и религиозных организаций, провоцирующих различные межрелигиозные противоречия.

5. Невнимание к религиозному фактору невыгодно отличало и отличает российскую политику от западноевропейской и американской.

Недооценка российскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики. Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную военную политику как внутри страны, так и на международной арене.

6. Необходимо разработать концептуальные документы, регулирующие взаимоотношения военной организации с религиозными организациями России. К исходным принципам этой политики можно отнести следующие.

Во-первых, политика военной организации в религиозной сфере должна быть самостоятельной, независимой от каких-либо обязательств по отношению к любой из церковных организаций России. Вооруженные Силы должны реализовывать прежде всего свои собственные интересы, а не интересы той или иной церкви. Они должны выступать своего рода "заказчиком" перед религиозными организациями на предмет удовлетворения потребностей верующих военнослужащих.

Во-вторых, политика Вооруженных Сил в области взаимоотношений с религией должна строиться таким образом, чтобы исключить втягивание армии в сферу межрелигиозной идеологической борьбы.

7. Принять меры к более полной реализации в Вооруженных Силах России принципа свободы совести, для чего необходимо: коренным образом усовершенствовать механизм реализации прав верующих военнослужащих как за счет переработки статьи 8 Закона РФ "О статусе военнослужащих" так и за счет внесения соответствующих дополнений в Общевоинские уставы ВС РФ;

улучшить религиоведческую подготовку офицеров за счет изучения специального курса по теме «Армия и религия» в системе общественно-государственной подготовки, улучшить изучение соответствующими органами военного управления религиозной ситуации в объединениях;

внести коррективы в методику и содержание воспитательной работы с военнослужащими с учетом изменения религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах.

Более тщательного внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживает изучение социально-политических программ религиозных конфессий, а также отдельных направлении в них. Образование в России нескольких религиозно ориентированных политических партий требует от Российской армии определенной осторожности в контактах с теми или иными религиозными направлениями во избежание втягивания ее в политическую борьбу через призыв к защите веры. Политизации армии через религию должны быть поставлены определенные заслоны, которые пока отсутствуют. Значительно большего внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживает деятельность общественных движений верующих военнослужащих.

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Военная безопасность, как и многие другие виды безопасности, испытывает на себе противоречивое влияние религиозного фактора. Воздействие религиозного фактора на военную безопасность зависит не только от уровня религиозности населения страны, но и от религиозной ситуации в приграничных странах, поскольку она оказывает влияние на военно-политическую обстановку в том или ином регионе.

2. Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящее время незначительно, но оно может постепенно нарастать. Эта возможность обусловлена: активизацией религиозных экстремистских сил на Кавказе и в Средней Азии: продолжающимся процессом увеличения (хотя уже и не такими быстрыми темпами как ранее) числа верующих в нашем обществе и, соответственно, в Вооруженных Силах, что повышает роль религии как в светской, так и военной сферах жизни России; усилением политизации религиозных организаций России, выражающемся в стремлении религиозных организаций влиять на общую и военную политику Российского государства: нарастанием стремления государства и его военной организации сблизиться с наиболее авторитетными религиозными организациями страны с целью использования их авторитета в обществе для повышения своего собственного авторитета и обеспечения через интегрирующую и воспитательную функцию религии более высокой степени надежности управления обществом и армией: продолжающимся процессом поиска и выработки новых духовных ориентиров в обществе и армии и попытками выбора в качестве таковых религиозных ценностей.

3. Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации собственной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление своих взаимоотношений с Русской Православной Церковью, необходимо самым серьезным образом пересмотреть свою политику по отношению к другим религиям, прежде всего к исламу.

Практика сотрудничества с религиозными объединениями показывает целесообразность ее использования в интересах решения целого спектра задач воспитательной работы. Однако при этом следует исходить, прежде всего, из духовных запросов людей, их религиозной приверженности, исторически сложившихся традиций и реальной способности той или иной организации, общины, конкретного священнослужителя оказывать позитивное влияние на морально-психологическое состояние воинов. Такая совместная работа должна быть направлена на формирование патриотизма, чести и долга, готовность к преодолению тягот военной службы, к выполнению приказа, наконец, к самопожертвованию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нынешней духовно-нравственной атмосфере Вооруженных Сил Российской Федерации происходят значительные изменения. Становится явным рост религиозности военнослужащих. С одной стороны, это происходит в среде военнослужащих срочной службы под влиянием семейного воспитания. С другой стороны, в офицерской среде наблюдается поиск духовности личностью, стремление обрести устойчивую систему ценностей, получить психологическое и нравственной обоснование жизни и воинской службы.

Известный русский флотоводец и военный педагог адмирал С.О. Макаров в 1897 году писал: "Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе на нравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не выродились".

Естественный вопрос: а что же можно использовать из того огромного опыта в сфере общения и воспитания, накопленного церковью? Здесь таится большой пласт форм и методов, которые можно использовать или творчески переработать для нужд и потребностей информационной работы. Особого внимания требуют следующие элементы информационно-религиозной культуры, которые могут явиться общими и для офицеров, организующими и проводящими информационно-воспитательную работу с личным составом.

Во-первых, это огромная внутренняя убежденность в истинности, правильности того, что проповедуется. При этом всем хорошо известно, что ничто так не заражает слушателей верой в правоту говорящего, как его собственная искренность.

Во-вторых, полное, абсолютное знание предмета, о котором идет речь. А это позволяет говорить с еще большей убедительностью. Проповедь должна идти от сердца - одно из требований к выступлению деятеля церкви. Даже в абсурдном сне никто не смог бы представить такого, чтобы священник читал проповедь по бумаге, а архиерей - еще и по тексту, написанному помощниками. И потому не приходится удивляться огромной силе эмоционального воздействия проповеди.

В-третьих, простота и доступность материала, насыщенность яркими образами, неожиданными сравнениями, близкими по пониманию для слушателей метафорами; постоянное использование такой формы красноречия, как риторический вопрос.

В-четвертых, каждое выступление, любая проповедь обращены к добру. А высокая цель придает в этом случае ораторскому искусству невероятную силу убеждения.

В-пятых, тщательность подготовки. На это обстоятельство обращали внимание все известные риторы: внешняя безыскусность речи - это результат большого искусства.

В-шестых, внутренняя постоянная готовность к выступлению.

Священнослужителей (светских представителей религиозных организаций) желательно приглашать в часть (на корабль), в подразделение тогда, когда известна религиозная ситуация в целом в регионе (количество верующих, принадлежность к той или иной конфессии, место расположения части и др.). Тематика, по которой предлагается выступить священнослужителю должна носить прежде всего, информационный характер. Такие выступления желательно организовывать в канун крупных религиозных праздников, для приобщения военнослужащих и членов их семей к серьезному пласту культурного наследия.

В последнее время в России получили значительное распространение новые религиозные движения. По данным социологов примерно 10% населения, прежде всего из числа молодежи, студентов, школьников, научно-технической и творческой интеллигенции называют себя их приверженцами.

В основе различения этих религиозных объединений лежит связь с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к Западу, другие — к Востоку, третьи коренятся в российской почве. Есть и такие, которые представляют собой как бы объединение элементов различных культур и конфессий. Специфичны они и по своей идейной направленности, по характеру функционирования как духовных явлений. Примыкают к ним различные сатанистские общества, направленные на культивирование страстей и негативных наклонностей (в последнее десятилетие члены общин рекрутируются большей частью из молодежной среды - нередко на рок концертах и фестивалях). Неоценимую роль в раскрытии антигуманной направленности данных течений и помощи военнослужащим, пострадавшим от них в психологическом и нравственном плане могут принести специалисты, которыми и являются священнослужители.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)  Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г.

2)  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа 2004 г.).

3)  Приказ МО № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 марта 2004г.

4)  Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 2006.

5)  В.А. Кузнецов, А.М. Тютченко, А.Г. Караяни, А.А. Чертополох. Под общей редакцией генерал-майора Черкасова А. В. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). ВУ. М. 2007 год.

6)  А.А. Чертополох. Информационная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие. – М.:ВУ, 2007 г.

7)  Неваленый А.Н., Згуро В.Л., Белоус В.П. Воспитание подчиненных: организация и методика. Учебно-методическое пособие. Благовещенск, 2008 г.

8)  Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2003 №4 // Капитан 1 ранга С.А.МОЗГОВОЙ, кандидат исторических наук «РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

9)  Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2003 №4 // Подполковник С.А. МЕЛЬКОВ, доктор политических наук «КТО придет завтра в армию? (Облик российского мусульманина-призывника)».

10)  Военно-социологические исследования (сборник статей) М.:ВУ, 2004 №1(5) // Капитан 1 ранга В. И. ВЕРЕМЧУК, кандидат социологических наук, доцент «РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ».

11)  Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии. Российский военный сборник. М: ВУ: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», «Русский путь», 2006. Вып. 12

12)  Сборник докладов и тезисов выступлений участников «Вторых приморских образовательных чтений». Церковь и общество. Владивосток. 2005 г.

13)  Ориентир № 7.:М. 2001.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.