рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Основные христианские конфессии

Курсовая работа: Основные христианские конфессии

Содержание

Введение

Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основы вероучения

1.1 Православие и католичество

1.2 Католичество и протестантизм

1.3 Происхождение и сущность человека

Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Существование человечества на Земле по природе своей очень загадочно. Так же как найти основание многим явлениям, неподдающимся никакому рациональному объяснению. Наука утверждает, что вся Вселенная возникла в результате одного исходного взрыва. А о происхождении человека принято говорить в контексте всем известной теории Дарвина, состоящей в том, что человек произошел от обезьяны путем длительной эволюции, борьбы за существование, выживание сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. И, вероятно, вопрос о происхождении человека не был бы открытым, если не существование множества факторов, противоречащих данной теории.

"Как и в случае множества других научных гипотез, на замену нашей неспособности понять почему мы находимся на этой земле и что мы здесь делаем, приходит концепция Создателя, который захотел чтобы это было так" [8. С.24]. Речь идет о творце, о котором ничего неизвестно, но который является создателем Вселенной, создателем человека. Бог - творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. И это не еще одна из существующих научных гипотез, существование Бога сводится лишь к вере в него, и с давних пор никто не пытается, что либо опровергать.

"Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смыл жизни, причины несправедливости и страданий, надежда на продолжение существования после смерти остаются главными составляющими человеческого духа" [8. С.11]. Эти вопросы существуют вне времени, поисками ответов на них были заняты еще древнейшие философы - мыслители, но свою актуальность эта тема не потеряла и в настоящем времени, так как в более глубоком рассмотрении эти вопросы включают в себя и многие другие, касающиеся всей жизнедеятельности человека.

Каждый приспосабливается к жизни, вырабатывая свою философию, чаще всего так или иначе, связанную с основными учениями, известными человечеству. Однако, более чем каждый второй человек на земле признает веру в Бога.

Феномен религии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. Бесспорно, сфера этого влияния очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В самом общем рассмотрении таких мировых религий как христианство, ислам, индуизм, буддизм становится очевидным что, принципы этих религий влияют на все сферы жизнедеятельности человека: на манеру общения, выбор жизненных приоритетов и ценностей, бытовую сторону жизни.

В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнее труд и материальные блага. Современная экономическая ситуация в странах, в которых основным вероучением является христианство, очень различается друг от друга. Сильнейшая американская экономическая система, основанная на рыночной экономике, "крепко стоящая на ногах" Европа, и сильно отстающая, с "формирующимся рынком" экономика России. Три основных христианских конфессий: протестантизм, католичество и православие, но насколько сильно отличаются их показатели, а соответственно и уровень жизни людей. Проблему данной работы можно обозначить в качестве вопроса: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?"

Целью данной курсовой работы является рассмотрение разных систем взглядов в христианстве. А именно насколько эти взгляды отличаются друг от друга в таких конфессиях как протестантизм, православие и католичество. А так же рассмотрение основных положений и их отличий, а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую, культурную, нравственную.

В работе будут решены следующие задачи:

1.  Выявить различия и основные принципы в православной, католической и протестантской конфессиях.

2.  Выявить основные положения в вероучениях по отношению к человеку и его жизнедеятельности.

3.  Провести практическое исследование, направленное на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека.

В работе была использованная разнообразная литература: философская, религиозная, а так же электронные источники и периодические издания, полный перечень которых представлен в приложении. Социология религии Маркса Вебера, работа В.И. Гаражды по протестантизму, а так же "Религии человечества" М. Малерба и работы М. Элиаде - использовались наиболее часто, а так же неоднократно цитируются в представленной работе.

Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Первая глава данной работы посвящена решению первой и второй, поставленных задач, а именно: рассмотрение протестантской, православной и религиозной конфессий, их становления, основных принципов и различий, а так же влияние этих конфессий на характер труда людей и их отношение к нему, к приобретаемым материальным ценностям. Глава состоит из трех параграфов, два из которых посвящены двум из представленных конфессий в форме сравнения, а третий - рассмотрению вопроса о сущности человека, его жизнедеятельности и, безусловно, самом происхождении.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно современному отношению церкви к труду и вопросу о его материальной составляющей. Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Это исследование направленно на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.


Глава 1. Православие, католичество, протестантизм. Основы вероучения

"Самое удивительное в человеке - это сам факт его существования. Между тем сама по себе жизнь, даже в ее простейших растительных и животных формах - чудо, вызванное исключительным стечением обстоятельств" [8.С. 19].

Неспособность понять почему люди находятся на этой Земле и что они здесь делают при всем огромном количестве научных гипотез, компенсируется в существующей концепции Бога - Создателя. Бог творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. Таким образом можно сказать, что постоянные усилия человечества открыть себе дорогу к Богу - это и есть то, что выражается во всех религиях Мира. В каждой религии есть духовно-нравственное начало. Это начало присутствует уже в самой идеи Бога. Моральное начало особенно выражено в мировых религиях.

Данная работа посвящена рассмотрению трех христианских конфессий, что невозможно без рассмотрения самих принципов христианства.

Идея Бога в христианстве наиболее морально насыщена. "Вездесущий, всемогущий, всеведущий. Бог вместе с тем и всеблагой, и всемилостивый" [11. С.158]. В ипостаси Бога - отца Он выступает в роли защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога - сына Он приемлет на себя грехи людей и отдает себя в жертву за них. Лаконичная формула "Бог есть любовь" подчеркивает моральную суть христианства.

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, еврейского пророка из Назарета Галилейского, родившегося около начала нашей эры и распятого по приданию в тридцать три года. Его жизнь и деятельность описаны в Евангелиях. После смерти, он воскрес на третий день и еще сорок пребывал со своими учениками [22. С.281]. Иисус - вполне достоверный исторический персонаж, родившийся в Вифлееме в четвертом веке до нашей эры. "Именно он является центром всех христианских деноминаций. Для них Иисус одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом - Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле - выражение воли Господа" [8. С.87]. Христиане считают, что Иисус был Богом, непорочно зачатым Господом и выношенным Марией, т.е. Матерью Божьей. Его рождение уникально и сверхъестественно. Согласно христианскому вероучению, Господь пожелал приобрести человеческий образ через это уникальное рождение. Стоит заметить, что это объясняет христианский взгляд на начало человеческой жизни с момента зачатия. "Ничто не могла бы помешать Господу "вселиться" в "готового" человека, рожденного от матери и отца, однако в этом случае убедительность Божественного вмешательства - Богоявления, была бы не столь явной" [8. С.88]. Послание Господа очень простое по сути своей. "Бог есть любовь".

Христиане, пытаясь углубить это учение, порой расходились в трактовании своей веры. Порой эти различия становились причиной ожесточенных богословских споров. Таким образом было выработано официальное, ортодоксальное вероучение. Те, кто все же придерживался иной трактовки, покидал вместе со своими сторонниками церковь и таким образом образовывались диссидентские христианские церкви. Когда Западная и Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий по поводу папской власти, по сути, не имея доктринных расхождений, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.

В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Христианская религия самая большая в численном отношении в мире, представлена на всех континентах и существует в самых различных культурных средах. В течении почти двадцати веков своей бурной истории, христианство, по сути, никогда не отождествляло себя с какой-либо политической, культурной или социальной системой. Его распространение - прежде всего "результат страстного стремления истинных христиан донести слово Божье до других людей" [8. С.86].

Тремя наиболее значимыми течениями христианства являются: католичество, протестантизм и православие. Каждая из этих трех конфессий сильно отличаются друг от друга, своими идеями, принципами, системой устройства, и т.д. Именно поэтому первая глава представленной работы посвящена рассмотрению каждой из трех христианских конфессий, углубляясь в вопрос о происхождении и смысле человеческой жизни, а так же отношении к экономической составляющей жизни человека.

1.1 Православие и католичество

Православие отделяет от католичества прежде всего эмоциональное содержание. В остальном эти два проявления христианства имеют столько общего, что их расхождения выглядят незначительными.

Когда Западная и Восточная церкви отделились друг от друга из-за разногласий, образовались католическая (Западная) и православная (Восточная) церкви.

За длительное время накопилось достаточно много разногласий. Часть их кажется малосущественной. К примеру, ношение бороды является традиционным для священников восточной церкви, но не западной. Другое расхождение связано с календарем: православные придерживаются юлианского календаря, а на Западе, с 1582 года используется григорианский календарь, астрономически более точный. Разница между этими календарями в настоящее время составляет тринадцать дней, так что православное Рождество отмечается седьмого января. В то же время как католики празднуют его двадцать пятого декабря.

Некоторые заметные различия так же существуют в процедуре таинств:

1.  Православное крещение производится тройным погружением, а не просто нанесением на лоб нескольких капель воды, что символизирует крещение у католиков.

2.  Конфирмация у православных следует немедленно за крещением, в то время как католики проводят ее в конце религиозного образования детей.

3.  Причастие мирян производится двумя составляющими - хлебом и вином. Хлеб из дрожжевого теста, как и обычный хлеб, в отличии от используемых католиками просфор, которые приготавливаются без дрожжей. Маленькие дети могут причащаться с момента крещения - нет необходимости ждать до семи или десяти лет, как у католиков.

4.  Православная месса поется, но никогда не сопровождается музыкальными инструментами.

5.  На определенных условиях в православии возможно расторжение браков, то есть развод. Католическая церковь допускает лишь аннулирование браков, признанных недействительными.

Однако к разрыву привели не эти расхождения ритуалов, носящие по сути второстепенных характер, а два принципиальных вопроса - о "филиокве" и власти папы.

В центре верований христианства, сформулированных на Никейском Соборе в триста двадцать пятом году, стоит единый Бог в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Все они в равной степени несут суть Бога. Что исключает существование какой-либо иерархии между ними. В главе XV Евангелия от Иоанна упоминается, что Святой Дух исходит от Отца. Карл Великий, занимаясь вещами, выходящими за пределы его компетенции, заставил принять новый латинский перевод, в котором Святой Дух исходит от Отца и Сына, что на латыни называлось "филиокве". Для православных здесь речь шла о существенном нарушении "равновесия" Троицы. Это изменение формы, по сути произвольное, было достаточно существенным, чтобы Восток стал считать западных христиан еретиками. Ситуация стала необратимой, когда Рим утвердил это новое толкование в середине XI века.

Второе принципиальное расхождение связано с властью папы. Его авторитет основан на том, что сам Иисус Христос назначил Петра старшим над апостолами. Прерогативы этого "старшего" и способ выбора его наследников не записаны ни в какой конституции. С точки зрения православных, папа должен был бы пользоваться лишь чисто протокольными привилегиями, в то время как Рим старался взять в свои руки эффективное управление всей церковью. Это различие во взглядах долгое время являлось отражением политического соперничества византийской Империи и ее западных аналогов, однако оно также является следствием двух разных концепций церкви.

"Для всех христиан церковь едина и универсальна: она есть Тело Христово" [8. С.132].

Однако православные считают, что поскольку церковь не ограничена ни во времени, ни в пространстве и является предложенной людям новой жизнью с Христом и во Христе, то организационная структура церкви представляет лишь относительный интерес. Католики же позиционируют папу - главу церкви как викария Христа.

С развитием христианского вероучения, православие стало означать строгое следование догматам и традициям христианской церкви.

Аналогичным образом нет никакой необходимости в формальном провозглашении новых догматов. В то же время как некоторые католические догматы, принятые после разрыва с православием вызывают особую критику со стороны православной церкви. К примеру догмат о непогрешимости папы, ибо он воспринимается как предоставление папе власти, которая может принадлежать лишь Церкви, то есть Христу. "Так же православные критикуют и отвергают догмат Непорочного Зачатия, несмотря на испытываемую ими горячую привязанность к Матери Божьей: согласно православию, этот догмат в действительности поднимает ее над людьми, так как избавляет ее от первородного греха, что однако, по мнению католиков, не снижает ее достоинств святости, так как она сохранила свою свободу выбора" [8. С.133]. Так же православие не принимает католических догматов о непорочном зачатии девы Марии, не признает существование чистилища.

В основе православного вероучения лежит Божественное откровение, которое условно разделяется на два основных источника: Священное Писание и Священное Предание. Писание - это книги Ветхого и Нового Заветов. Предание, с точки зрения христианства, - это Слово Божие, открывающееся в Церкви.

Основы христианского вероучения были сформулированы на Вселенских Соборах, созываемых императорами по просьбе церковных иерархов. Православная церковь признает семь соборов. Римско - католическая церковь не признает решений четвертого из них, но зато признает статус Вселенских еще за четырнадцатью соборами.

Христианство выделяет семь таинств, через которые верующие получают божественную благодать. Среди них: "крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящения" [20. С.22]. Целью таинств является преображение духа и плоти, "обожение" человека.

Христианство, как и большинство других религий, заботится не только о живых, но и о тех, кто подступает к порогу смерти или уже перешел его. "Смерть для христианина - лишь временное разлучение души и тела" [20. С.31]. Смерть, согласно христианским представлениям появилась в следствии первородного греха. Христианин верит, что после Страшного суда душа и тело вновь обретут друг друга и настанет новая жизнь, небесная.

По сравнению с католичеством, православие производит впечатление значительно более спокойного отношения как к своей внутренней структуре, так и к расширению своих рядов посредством миссионерской деятельности. Православная иерархия прежде всего занимается исполнением религиозных священнодействий и совершением таинств. Церковная иерархия состоит из диаконов, священников и епископов. Различаются они по степени данной благодати. Священники значительно охотнее посвящают себя литургии и молитве, чем деятельности в миру.

Жизнь Церкви проходит вне времени: религиозные службы, в особенности во время больших праздников, длинны и сложны и апеллируют скорее к чувству и воображению, чем к разуму. В своей литургической жизни православные уделяют особое внимание почитанию Божьей Матери, святым мощам, совершению семи таинств и поклонению иконам, играющим огромную роль в православном культе. Древнейшим христианским символом является крест.

Православные и католики разделяли в точности одни и те же верования в течении тысячелетия, и после своего разделения ни те, ни другие не считают, что им удалось добавить что-либо существенного к учению Иисуса Христа.

1.2 Католичество и протестантизм

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувства и создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практически не знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и цели антифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католической церкви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно было прежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическая церковь. "Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним из феодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы, ее высшим синтезом" [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейся ересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления "истинного христианства". Приверженцев стали называть протестантами. Реформация назревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.