рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Языческие верования восточных славян и украинского народа

Контрольная работа: Языческие верования восточных славян и украинского народа

Министерство образования и науки Украины

Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры

Кафедра философии и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по религиоведению

на тему:

Языческие верования восточных славян и украинского народа

Выполнила: студентка группы II-I Д

Остапенко Наталья Михайловна

Проверила: доцент кафедры

философии и политологии

Плаксина Оксана Ивановна

Днепропетровск - 2010


Содержание

1. Основные этапы развития языческих верований восточных славян и украинского народа

2. Языческие боги восточных славян и украинского народа

3. Языческое богослужение. Жречество. Капища

4. Языческие праздники славян

5. Мир в представлении древних славян

6. Особые обряды

7. Традиции и обычаи


При изучении верований, традиций и обрядов восточных славян и украинского народа значительное время отводится на изучение этой темы в дохристианский период. Тема вызывает определенные затруднения в силу ее малоизученности, что в свою очередь обусловлено малым количеством дошедших до нас письменных источников.

В то же время, тема очень важна, т.к. без понимания особенностей древнейшего пласта культуры невозможно разобраться в особенностях духовного развития нашего народа в последующие. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.


1.  Основные этапы развития языческих верований восточных славян и украинского народа

Язычество принадлежит к архаическому типу культуры и является одной из наименее изученных страниц нашей истории. Письменных источников, повествующих о тех временах, практически не сохранилось. Поэтому основным материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры, заклинания, детские игры, сказки, древняя мифология, эпос и др.

Термин «язычество» возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином христианские служители церкви обозначали самые разнородные религиозные проявления: мифы античного мира, представления первобытных племен, дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманскую религию татар.

В современном отечественном религиоведении принято выделять следующие этапы развития исторических форм религии:

1. Доклассовое общество: тотемизм, магия и мантика, фетишизм, культ природы, анимизм.

2. Классовое общество:

а) политеизм – многобожие;

б) монотеизм – единобожие.

Таким образом, языческие верования характерны для доклассового и раннеклассового общества.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до перехода к так называемым «религиям спасения». Потребность человека стремиться к идеалу, искать «спасения» от своего несовершенства вызвала настоящую духовную революцию, что и привело в результате к возникновению великих религий и философских учений.

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга, что чрезвычайно осложняет реконструкцию языческих верований.

В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны языческим культам, существовавшим и у других народов на определенных фазах их общественного развития.

Древнейший пласт – это одухотворение всей природы (земли, воды, огня, почитание растений, животных, каких-либо предметов), проявлявшееся в виде анимизма и фетишизма. В русских народных верованиях до позднейшего времени обнаруживались следы культа «матери-земли», которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Широкое распространение имел обычай клятвы землей, целования земли. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Фетишистский культ камней в почти неизменном виде влился в христианские культы, в частности, в культ «святых мест», «святых» реликвий.

Столь же древними объектами поклонения выступали вода и огонь. Им приписывали предохраняющее, очищающее, оплодотворяющее действие. Вода играла важную роль в знахарском лечении. Разновидностью ее почитания был культ водных источников: ручьев, ключей, колодцев, озер и др. С распространением христианства они «освящались» церковными легендами и преданиями и в практике православия стали фигурировать как «святые».

Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. Материалом для них служили непривычной формы камни, ветки и др. Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком (идол, статуя, кумир), а мог отображать только отдельную часть божества.

Постепенно фетиши-фрагменты приобрели вид и функции амулетов, оберегов, талисманов, которые служили для охраны человека от козней злых духов.

Не менее древней формой религиозных верований у славян являлся и тотемизм – вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное являлось тотемом данной группы людей. Тотем – символ, обозначение единства данной группы. Назначение тотема – оказывать помощь всем, кто находится с ним в родственных отношениях.

Известно, что днепровские славяне почитали дуб, а также поклонялись диким кабанам – вепрям. Народная культура знает тотемизм в основном в форме пережитков, ритуальных запретов. Отголоски тотемизма сохранились в русском обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, а также в сказках, особенно животных. Многие традиционные образы – символы зверей и птиц несут на себе следы тотемизма. Народное творчество не только хранит устные образы тотемов, но и «овеществляет» их в облике коньков и петушков на крыше, утиц–солонок, оленей на полотенцах и рубашках и др. Тотемический образ сокола очень древнего происхождения; к незапамятным временам восходит представление о солнце как о соколе. В русской загадке-поговорке солнце именуется «ясным соколом», а темная ночь – «волком».

Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду, племени проявлялась в особенностях одежды, головного убора, прически, украшений и пр. Например, русский женский головной убор «кика» по форме напоминает птицу, а его имя происходит от названия лебединого крика – кика.

Наиболее почитаемой птицей славян был лебедь. В местах проживания наших предков (на Полтавщине) археологи обнаружили датируемые VI–V вв. до н.э. зольники – остатки культовых кострищ, окаймленные вырезанными из земли и раскрашенными в белый цвет двухметровыми фигурами лебедей. Согласно древнерусским летописям и историческим легендам, сестра трех братьев – основателей Киева – звалась Лыбедь. Образ лебедя в русской и славянской мифологиях связан со светлым и радостным началом. Тотемические представления, связанные с лебедем, живут и по сей день в запретах убивать или употреблять эту птицу в пищу. Тотемные представления остались в русских традиционных обрядах. Например, в русской свадебной лирике главные действующие лица – жених и невеста – именуются: «утка да селезень», «сокол да лебедь».

Русские песни сохранили свидетельства и о древнейших растительных тотемах: «калинка-малинка», былинный Калин-царь, Калинов мост и др. В ряде случаев произошла трансформация тотемизма в культ предков в образе животных. Разновидностью культа предков в образе животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты – в лебедя, утку, лягушку. Интересны поверья восточных славян о людях–волках – волколаках.

Более поздний, но очень крупный пласт восточнославянской религии восходит к периоду земледельческо-скотоводческого хозяйства и характерен для развитого родового строя. Главными его компонентами были общинные аграрные культы и семейно-родовое почитание предков. Одной из форм культа предков было почитание Рода и рожениц. Возможно, Род был верховным божеством славян до Перуна.

След этой формы культа сохранился в известном образе Чура или Щура. Сохранившиеся в детских играх восклицания «Чур меня!», «Чур, это мое!» означали в древности заклинания, призывы предков на помощь. На культ предков указывает и сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года (Радуница, родительский день).

Исторически две роженицы предшествуют Роду. Это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия. Роженицу древние славяне часто изображали в виде лосих. До сих пор в мотивах русской вышивки можно видеть подобные изображения.

Близ Киева есть город Родень, крупнейший религиозный центр славян. Вплоть до крещения Руси туда не пускали иноземцев. Там совершали поклонение Роду наряду с другими богами.

Мир, окружавший древнего славянина, был «населен» невидимыми духами – душами предков и родичей, двойниками фетишизируемых предметов и явлений, объектами тотемистического культа. Уже не сам предмет является объектом почитания, а живущий в нем дух, демон, который оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий в мире и на судьбы людей.

Это новая стадия в язычестве – стадия полидемонизма. Демоны – это ранее двойники каких-то вещей и явлений реального мира или людей, ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ.

С течением времени духи начинают различаться:

а) по месту обитания различаются демоны сферы «вне дома» (лес, поле, болото и т.п.), сферы «дом», сферы «ниже земли» и «выше земли»;

б) по определенному периоду времени (полудница, полночь и др.)

Отличаются духи и отношением к человеку: злые и добрые.

В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы и русалки – это женские духи рек, озер, прудов, колодцев и т.д. Берегини хранили благополучие разных мест и видов природы, оберегая человека повсюду: дома, в лесу, на воде, в поле и т.д.

Русалки, по народным поверьям, весной выходят на берег, качаются на ветвях, поют песни, расчесывая свои длинные зеленые волосы, заманивают людей и стараются защекотать их до смерти. С русалками связаны представления о погибших в воде женщинах, девушках, о некрещеных умерших детях. Но русалки одновременно и духи растительности: деревьев, трав, цветов, хлебов. Они даруют им жизненную влагу, посылают дожди.

Водяной – косматый, с бородой по колено, злой и мстительный старик, живет на дне рек, озер, в омутах.

Царство лешего или лесовика – лес. Он обитает на деревьях или в дуплах, по ночам дико и страшно кричит.

На полях в высокой траве или колосьях живут полевики – козлообразные существа. Они могли быть мужского и женского пола.

Баба Яга – хранитель границы в мире мертвых. В древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. К примеру, инициация была смертью ребенка и рождением взрослого. Яга – существо, способное провести человека туда и обратно. Или только туда.

Домовых духов также было много: домовой, кутный бог, дед (прародитель, предок), спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни, бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений).

«Хозяин» жилища – домовой – невидимый покровитель семьи, дома, домашнего хозяйства. В зависимости от конкретного «местопребывания» его называли по-разному: дворовым, овинником, гуменником, банником. Он заботится о благополучии семьи, но при условии, если оберегаемые им люди трудолюбивы, бережливы, если они соблюдают обычаи предков и оказывают внимание и уважение Домовому. В противном случае он не даст покоя домашним, будет беспокоить их возней по ночам, мучить скот, особенно лошадей и кур, нашлет пагубу.

Таким образом, у восточных славян на протяжении многих веков складывался своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые, поэтому в ряде случаев до нас дошли полифункциональные образы (например, русалки). Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. У славянских демонов существовала определенная иерархия. Домовой имеет семью: жену (домаха, домовиха), детей. Леший также может иметь жену – лесную хозяйку (лешачиху, лешавицу). Русалки считались дочерьми водяного. Домовые ходят в гости друг к другу, иногда ссорятся и даже дерутся. Домовой водит знакомство, а иногда и воюет с банниками, овинниками, лесовиками, полевиками, а с водяными непримиримо враждует. В подчинении у лешего был боровой.

Главой всех рожаниц – духов рода, рождения и плодородия был Род.

Стадию «демонизма» прошло язычество и других народов. Наиболее известны представители «низшей мифологии» древних греков и римлян: нимфы, наяды, сатиры, герои и др.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу развития языческой религии – политеизму, т.е. вере в богов. Но появление новых форм и разновидностей язычества в то же время не мешали сохранению старых верований. К концу I тыс. н.э. у восточных славян имело место удивительное сосуществование всех слоев языческих верований.

В самом начале 12 века русский писатель, современник Владимира Мономаха, предложил следующую периодизацию славянского язычества, разделив его на 4 стадии:

1. Культ «упырей и берегинь», одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц».

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 века.

4. После принятия христианства в 988 году язычество длительное время продолжало существовать, отодвинувшись на Украину.

2. Языческие боги восточных славян и украинского народа

Верховное божество у славян (как и у прочих индоевропейцев) было

триединым. Оно так и звалось – Триглав, олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение – Жизнь – Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.

Каждое восточнославянское племя имело своего бога – покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – Творцу, богу небесного огня. Он изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Сын Сварога – Стрибог, повелитель ветра, а также покровитель кузнецов и ремесленников вообще. Позже был уподоблен христианскому богу – творцу Савоафу.

Другой сын Сварога – Даждьбог – бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Он был покровителем земледельцев.

Со временем всё большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Он был покровителем воинов. Перун не являлся сначала главой пантеона богов. Лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя – военачальника и его дружины культ Перуна стал укрепляться. После христианизации был уподоблен пророку Илье.

Несколько наособицу от Триглава стоял Велес или Волос. Он земной бог, не всегда был в ладах с небесной троицей. Он был богом мертвых, повелителем зверей, покровителем скотоводства, мудрости, волшебства, искусства и торговли. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом либо помесь человека с медведем. Культ Велеса – очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей были охота и собирательство. Позже он стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия.

Наиболее почитаемым женским божеством была Макошь (Мокошь), богиня судьбы и достатка, земли и плодородия. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам. Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом либо с турьим «рогом изобилия».

Семаргл – божество семян, ростков и корней растений. В более широком смысле – символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Представлялся в виде крылатой собаки.

Хорс – божество солнечного светила. Представлял собой некое неотделимое дополнение к образу Даждьбога – Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные хороводы и русское наречие «хорошо» - «солнечно».

Ярило – бог весны и веселья, покровитель весенних растений. Весной он похож на белокурого молодого человека, едущего на белой лошади босиком. По мере прохождения сезона он стареет и поздним летом умирает. Мати Сыра Земля – его жена.

Богиней любви, брака, благополучия была Лада. Она имела двух сыновей Леля и Полеля. Лель в древнерусской языческой мифологии считался божеством страсти, весны и молодости. По языческим поверьям, это божество побуждает природу к оплодотворению, а человека – к созданию семьи. От имени этого божества в русском языке сохранилось слово «лелеять» – нежить, любить. Полель считался божеством брака и супружества. Изображался он в простой белой рубахе и терновом венце. Он благословлял людей на семейную жизнь.

Особые обряды почитания богине Ладе, Лелю и Полелю устраивались весной и летом. С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения. Лад – супружеское согласие, основанное на любви, ладить – жить любовно, лады – помолвка, ладный – хороший. В Древней Руси любимых называли Лада.

Борьбу добрых и злых начали древнерусскими язычниками нередко представлять в существовании двух противоположных богов, составлявших в языческом сознании неразрывную пару, – Белобога и Чернобога. Белобог – бог добра. Богатство и хорошее состояние приписывались ему. Он же связывался со светом и днем. Чернобог – бог зла, приносит неудачи и несчастья. Темнота, ночь и смерть связывались с этим божеством.

В сознании древнерусских язычников добрые боги были главными действующими персонажами, неотвратимо побеждающими злых богов. Зло представлялось в ущербном виде, оно было неравноправно с добром. Появление зла имело эпизодический или сезонный характер. Кроме Чернобога древнерусские язычники знали таких злых богов, как Карачун, Марена и Позвизд.

Карачун (Корочун) – божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злое божество скотского падежа. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.