рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа: Сущность Ваххабизма

Контрольная работа: Сущность Ваххабизма

Содержание

Введение

1 Сущность понятия “религия

2 Особенности становления и развития ислама

3 Становление и развитие ваххабизма

3.1 Возникновение ваххабизма

3.2 Идеология ваххабитов

3.3 Распространение ваххабизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время существует проблема, связанная с правильным пониманием и употреблением термина “ваххабизм”, зачастую происходит отождествление весьма далеких друг от друга явлений.

Сегодня для многих термины “ваххабизм” и терроризм являются синонимами.

Ваххабизм понимают в двух значениях:

·  как собственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм);

·  как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе.

Цель нашей работы: раскрыть сущность религиозного учения ваххабитов, выявить основные постулаты идеологии ваххабитов.

Чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

·  раскрыть понятие «религия»;

·  рассмотреть особенности становления и развития ислама как одной из религиозных верований;

·  проследить историю возникновения учения ваххабитов;

·  выявить основные принципы религиозного учения ваххабитов;

·  остановиться на распространении данного религиозного течения в мире.

Актуальность работы обусловлена тем, что практически все теракты, произошедшие в последние несколько лет, относят к деятельности ваххабитов.

Поэтому необходимо разобраться в особенностях религиозного учения ваххабитов, знать их догмы и постулаты.


1 Сущность понятия “религия”

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внутренней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений таких, как существование высшего идеала – Бога, способность общения человека с Богом.

Эта аксиома религиозного учения составляет самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово “религаре”, от которого происходит слово “религия”, означает “связывать, соединять”.

Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага – Богом.

Каждая религия предстает как система догматов, нравственных требований и определенных священнодействий.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек сказать, передать много не сможет. Феномен существования многообразия религий объясняется тем, что практически любая реальность или явление как мира внешнего, так и мира чувств различно воспринимается, понимается и объясняется разными людьми.

Выделяют религии естественные, они рассматривают человека как часть природы, и монотеистические (ветхозаветная, иудейская, христианство, ислам) – источником своего учения называют особое откровение Бога, записанное в Священных книгах.

Религии, получив распространение в обществе, вызывали к себе часто активное отношение со стороны государственной власти – признание и поддержку или, наоборот, осуждение и преследование.

Мировые религии в определенных условиях находились и находятся в тесной взаимосвязи с государством, с официальной религиозной идеологией. В средневековье во многих государствах существовала одна, господствующая религия, а другие, если они возникали или проникали в страну, преследовались.

В христианских государствах Европы католицизм на Западе, православие на Востоке были государственными вероисповеданиями, к ним обязательно принадлежали короли, князья, основная масса феодалов, крестьян, горожан.

В мусульманских странах такой государственной религией является ислам.

Выделяют следующие функции религии:

1.компенсирующая – религия выступает в роли все объясняющего покровителя и утешителя. В иллюзорно – мистической форме религия компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства.

2.интегрирующая – объединяя людей в рамках санкционированного его мировоззрения, сложившихся под влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки.

3.регулирующе – контролирующая – возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемониал, праздники, обряды, стереотипы поведения и т.д.

4.экзистенциальная – касается философского аспекта религиозной концепции, то есть стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире.

Исходя из понятия «религии», ее особенностей и функций попробуем рассмотреть подробнее сущность ислама как одного из вероисповеданий религии, а затем остановимся на идеологии ваххабизма.


2 Особенности становления и развития ислама

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианству и иудаизму.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.

Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином боге, с которым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка – крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположена святыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.

К новому пророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск. – предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 года Мухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее назван Мединой).

Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новой религии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.

Вера в единственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих и паломничество в Мекку к храму Кааба.

Позднее мусульманские богословы значительно детализировали систему запретов и предписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшим образом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеко не только вопросов культа морали или частной жизни, она включает также общественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферы существования мусульманского общества.

Тесная связь между светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом стала характерной чертой ислама.

Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей, охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.

В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек).

Из более 120 стран, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан).

В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией, в некоторых слово “исламский” включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни страны.

Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной, так и на неправительственной основе.

Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики

Ислам подразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Шиизм (от арабск. “шиа” - группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедают суннитский ислам.

Хариджисты выступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.

На современном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактора общественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально – культурной системы для своих приверженцев.

Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях.


3 Становление и развитие ваххабизма

На данном этапе не существует однозначного понимания термина “ваххабизм”, для многих это своего рода синоним слова “терроризм”.

Существует проблема, связанная с правильным употреблением данного термина. Дело в том, что не существует однозначного понимания того, что конкретно подразумевается под ваххабизмом, в результате нередко возникает определенная путаница, связанная с отождествлением весьма далеких друг от друга явлений.

Сегодня ваххабизм может пониматься в двух значениях: как собственно ваххабизм — учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и его аравийских последователей (аравийский ваххабизм) и как собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в определение возрожденческого направления в исламе [3, с. 44].

В первом случае речь идет о доктрине в рамках исламского правоверия, послужившей идеологической основой формирования государства Саудовская Аравия.

На протяжении довольно долгого периода существования в качестве государственной идеологии этого государства данное учение претерпело значительную эволюцию в сторону смягчения основных постулатов.

Поэтому говорить о том, что и в настоящее время ваххабизм является официально исповедуемой “религией” Саудовской Аравии, можно лишь с определенными оговорками.

При употреблении термина “ваххабизм” во втором значении обычно говорится о всевозможных экстремистских террористических организациях, ведущих активную деятельность в различных регионах Земного шара.

Основными лозунгами исламского возрожденчества, к которому принадлежат подобные организации, являются: очищение религии от нововведений; возврат к первоначальному исламу времен пророка Мухаммада; строгое соблюдение морально-этических норм ислама, осуждающих роскошь, блуд, пьянство; пропаганда джихада против язычников, к которым относятся и мусульмане, отошедшие от принципов «чистого», первоначального ислама.

Основной целью своей деятельности возрожденческие движения называют установление власти, которая должна руководствоваться исламскими законами.

Иное правительство, по их убеждению, не имеет права на существование, поскольку политика и ислам не могут существовать отдельно.

Безусловно, нельзя отрицать, что между аравийским ваххабизмом и современным возрожденчеством существует определенная связь.

Учение аль-Ваххаба стояло у истоков движения за восстановление истинного ислама и на полном основании считается примером раннего возрожденчества.

Современные борцы за веру, как и ваххабиты XVIII в., выступают за «очищение» ислама, восстановление его первоначального смысла, за отказ от новых интерпретаций, искажающих истинное значение мусульманских принципов.

И в том, и в другом случае практическая деятельность ваххабитов отличается фанатизмом, нетерпимостью и часто непомерной жестокостью. Однако наряду с общими, лежащими на поверхности чертами существуют некоторые менее очевидные, на первый взгляд, нюансы, которые, тем не менее, необходимо принимать во внимание для адекватного понимания ситуации.

3.1 Возникновение ваххабизма

Основателем ваххабизма является выходец из племени тимим, обитавшего в Неджде (центральный район нынешнего Саудовского королевства), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792 гг.), изложивший свои взгляды в “Китаб аль-таухид (Книге единобожия)”. Ваххабизм является частью такого явления в суннитском исламе как салафия.

Салафия (от арабского глагола "салафа" - "быть изначальным") - фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке из трудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединской общины (622-630гг) пророка Мухаммада как "золотому веку" ислама.

Мединская община провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примером и целью коррекции абсолютно любого социума.

В период его жизни аравийское общество находилось в глубоком кризисе. Аравия являлась периферией Османской империи, где отсутствовала сильная государственная власть.

При этом само общество разъедали межплеменные конфликты. Несмотря на то, что большинство населения исповедовало ислам, в повседневную жизнь стали возвращаться доисламские языческие обычаи.

В таком историческом контексте шейх аль-Ваххаб выступил как вероучитель, призванный предотвратить дальнейшую порчу ислама, консолидировать племена на базе единой исламской идеологии, создав тем самым основу для борьбы с господством Османской империи.

Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей.

Однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида).

Поэтому, считал аль-Ваххаб, необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д.

В области догматики ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым ибн Таймии и ибн аль-Каййиму.

В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство.

Важное место отводилось идее о священной войне (джихаде) против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама (Ибн Абд аль-Ваххаб считал, что такие мусульмане - "многобожники" в большей степени, чем люди джахилии - аравийского язычества доисламского периода).

Для раннего ваххабизма был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.

Проповедь ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя.

С середины 40-х годов XVIII в. ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов.

К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке [8, с.67].

Таким образом, движение ваххабизма в значительной степени руководствовалось политическими целями, ему изначально были, присуши националистические идеи.

Основные принципы ваххабизма отличались от классической модели ислама жесткостью и бескомпромиссностью.

В центре ваххабитской доктрины лежал принцип строгого единобожия, даже основополагающий столп ислама — «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк Аллаха» был интерпретирован таким образом, что поклоняться нужно только Аллаху, но не Мухаммаду.

Следствием данного положения являлся запрет на посещение святых мест ислама — могил Мухаммада и его сподвижников.

Это объяснялось тем, что данная практика ведет к обожествлению пророка и соответственно является шагом к многобожию.

Аль-Ваххаб был непримиримо настроен в вопросах нововведений, выходящих за рамки Корана и сунны, эти источники считались высшей степенью знаний, а выход за их пределы — недопустимым грехом.

«Врата» для толкования Корана и сунны, по мнению ваххабитов, закрылись с тех пор, как оформилась ханбалистская школа мусульманской православной мысли.

Принцип «такфир» (неверие), занимающий особое место в ваххабитской идеологии, предполагал возможность объявления неверными мусульман, которые не разделяют ваххабитское видение религии.

Для ваххабитов такие лицемеры были во много раз хуже иудеев и христиан, поскольку в отличие от последних скрывали свое чужеродное лицо за благочестия.

Принимая во внимание опасность данных членов общества для мусульманской общины, считалось необходимым их разоблачить и казнить.

Обязанностью истинно верующих было провозглашено ведение джихада против язычников, к которым были отнесены и все мусульмане, не разделяющие ваххабистских установок.

Жесткая формулировка основных принципов доктрины и их жестокая реализация на практике сыграли в определенной мере положительную роль, поскольку смогли обеспечить единство общества, внеся тем самым свой вклад в формирование саудовского государства. Однако после того как задача по восстановлению ислама в Аравии и созданию государства была благополучно решена, идеология ваххабизма претерпела определенную эволюцию в сторону смягчения и впоследствии сблизилась с нормативным исламом.

Претензия Саудовской Аравии на лидирующую роль в мусульманском мире, втягивание страны в мировую экономику, необходимость выстраивать отношения с другими государствами определили перестановку приоритетов.

Таким образом, идеология Саудовской Аравии в настоящее время является значительно более мягким аналогом классического ваххабизма.

В официальных документах Королевства, в заявлениях высших должностных лиц — нигде не упоминается о ваххабизме как об официальной религиозной доктрине.

О ваххабистском движении говорится, как правило, в историческом контексте или при рассмотрении сугубо религиозной проблематики

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.