В
1830 году был получен окончательный вывод, подводящий итог многовековым
сомнениям и исследованиям вопроса - первого из трех основных (фундаментальных)
вопросов россиеведения:
1)
каковы отношения классов (множеств) Россия (R), Европа (E) и Азия (A),
2)
существует ли специфика (особенность) России,
3)
если она существует, то какова ее суть?
Вывод
ошеломляет до сих пор: R ? E = 0 (пересечение классов Россия и Европа есть
пустое множество). Пушкин, предвидя ошеломление, настаивает на своей формуле,
вразумляя современников и потомков на русском языке: "Поймите же, Россия
никогда ничего не имела общего с остальною Европою; история ее требует другой
мысли, другой формулы".
К
выводу, что имеющиеся в европейской науке общие для европейских стран методы
моделирования ("мысли", "формулы" и т.д.) не адекватны
России, поскольку она обладает не выявленной пока особенностью (спецификой,
самобытностью, "особенной статью"...) пришел и один из сильнейших
русских геополитиков дипломат Тютчев (Умом Россию не понять). Хотя в России уже
был математик (Лобачевский), физик и геохимик (Ленц), группа географов (главной
науки того времени) мирового уровня, в целом российская наука не была еще
готова заниматься сложными системами, и ее функцию в культурологических и
социологических исследованиях исполняла (более чем успешно) русская литература.
Делая при этом попутно выдающиеся открытия, например, - пушкинский язык
очаровательных множеств (Пушкин как математик рассмотрен Гоголем), опередивший
на 130 лет открытие менее глубокого языка размытых (нечетких, диффузных)
множеств, сделанное американцем Заде и признанное существенным достижением в
математике.
Ни
у Пушкина, ни у Тютчева нет напрашивающегося из их вывода утверждения R? A, на
котором настаивал и настаивает Запад с той же твердостью и даже в тех же
выражениях, что и у Пушкина, адекватно отражающих и напряженность споров, и
трудность восприятия получающихся выводов, и призыв к думающим людям подумать и
понять ("Поймите же..."):
"Поймите
меня правильно: всякий русский - милейший человек, покуда не напьется. Как
азиат он очарователен. И лишь когда настаивает, чтобы к русским относились не
как к самым западным из восточных народов, а, напротив, как к самому восточному
из западных, превращается в этническое недоразумение, с которым, право, нелегко
иметь дело" (Редьярд Киплинг, "Бывший")
Общеизвестен
ученый, который никак не мог бы покрыть свое великое имя позором неспособности
решать такие школьно-примитивные логические задачи, имея на руках все
достаточные посылки - это Д.И.М леев. Он же и ответил в 1905 г. на третий
простой фундаментальный вопрос - коренная особенность России состоит в том, что
это пограничная симбиотическая евразийская цивилизация: "Страна-то, ведь,
наша особая стоящая между молотом Европы и наковальней Азии". "В
России народов разного происхождения, даже различных рас, скопилось немалое
количество. Оно так и должно быть вследствие того срединного положения, которое
Россия занимает меж Западной Европой и Азией, как раз на пути великого
переселения народов, определившего всю современную судьбу Европы... и самое
появление в великой европейской равнине славянской отрасли индоевропейцев.
Послужив главным путем великого переселения народов, Россия содержит осевшие на
местах их остатки. К Африке Россия не касается непосредственно, и черная раса
не бродила по нашим степям..." "Мы, русские, взятые в целом,
благодаря бога, кичливости чужды".
В
общем, дальше книгу можно было бы не писать: вся основа высказана почти сто лет
назад. Если бы не глупость, умело эксплуатируемая негодяями. Если бы не закон
Пушкина-Маркса - закон переворотов (перестроек, реформаций, революций).
Марксова, общая теорема: "Теперь мы знаем, какую роль в революциях играет
глупость, умело эксплуатируемая негодяями". Пушкинская, специальная
теорема: "Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и
беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и
не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка
полушка, да и своя шейка копейка".
Когда
в воздухе начинает пахнуть русским бунтом и у "негодяев" начинает
ныть шейка, они начинают маскироваться под "глупость" (далее оба
термина используем как научные, безэтичные). Например, Джеффри Сакс: "Мы
положили больного (то есть Россию) на операционный стол, вскрыли ему грудную
клетку, но у него оказалась другая анатомия". Бурбулис в 1992 г не мог не
похвалиться, что больного они положили на операционный стол против его воли
(какая там статья УК, медики?).
Пограничная
евразийская геоподоснова России обусловливает фундаментальную
культурологическую особенность России ("другую анатомию", о которой
известно более ста лет): это естественное ("традиционное", в отличие
от искусственного западного - "гражданского") пограничное общество.
Первым об этом сказал, по видимому, Хомяков, а обсудил - Маркс: ("скорее
похоже на явление природы, чем на дело рук человеческих") с
соответственными антропологией и мировоззрением (картиной мира), из которых, в
свою очередь, вытекают образ жизни, тип хозяйствования ("экономики")
и надстроечные конструкции России.
Целые
научные направления, объединяемые общим названием "геодетерминизм",
исходят даже из представлений о предопределенности истории и судьбы страны и
народа их географией, даже геологией. Эти яды издавна, начиная с первых
достоверно известных геодетерминистов Платона и Аристотеля, периодически то
выходят на передний план (а то и доминируют, как у Монтескье и Бокля), то
профанируются, дискредитируются и уходят в подполье. Они были популярны в
начале века, благодаря работам австро-германской школы землеведения и
антропогеографии (Зюсса, Ратцеля, Риттера), а также парижского коммунара Реклю.
Их в определенной степени придерживались и три гения русской науки: Менделеев,
В.И.Вернадский и И.П.Павлов, что не может не вызывать интереса. В.И.Вернадский
задумывался, особенно в 1917-1919 годы, над геоподосновой вспышек народных
волнений и смут, примеряя к ним концепцию живого вещества, толчком к созданию
которой послужило наблюдение В.И.Вернадским вспышки и нашествия полчища
саранчи. И.П.Павлов в этом шел очень далеко и считал, что "вся жизнь от
простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный
ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды.
Придет время - пусть отдаленное - когда математический анализ, опираясь на
естественно-научный, охватит величественными формулами уравнений все эти
уравновешивания, включая в них, наконец, и самого себя".
А.Чижевский
писал об астрофизических периодически действующих факторах исторического
процесса (правда, не вполне убедительно, по естественнонаучным меркам) и
отмечал, что попытки идентифицировать периодичности культур предпринимались в
истории мир науки неоднократно, начиная с Дж.Вико (1726 г), продолжаясь у
Оттокара Лоренца (1886) и кончая О.Шпенглером (1920 г). Эти идеи, совмещенные с
библейскими откровениями, входили в склад мышления людей начала века и находили
отражение в художественной литературе. Сейчас мы эти "странные"
строчки пропускаем при чтении - что за мистика?! Например, у Михаила Булгакова
в "Белой гвардии" о "боевом 18-м годе".
Одними
из сильнейших в истории науки геодетерминистами были Питирим Сорокин и
Солоневич. Вот как, например, формулировалась Иваном Солоневичем геоподоснова
таких сложных и в значительной степени мистическо-духовных понятий, как
"свобода", "безопасность", "богатство",
"сила власти" и "сила государства", сравнительно - в России
и США:
"Американская
свобода, как и американское богатство, определяются американской географией -
наша свобода и наше богатство ограничены русской географией. Безопасность США
гарантирована океанами и проливами, а русская может быть гарантирована только
воинской повинностью - первой из "несвобод". Так наша география
диктует необходимость сильной власти, сильного государства - и от этого нам
никуда не уйти".
Если
с геоподосновой сравнительной безопасности России и США люди еще могут
соглашаться, то с геоподосновой ограниченности нашего богатства они обычно не
согласны (возможно потому, что у старшего поколения в школе уроки географии
заменялись математикой и физикой, а у новейшего поколения - гомо- и
гетеросексуальным просвещением). Напомним, что наш биоклиматический потенциал
понижен в 2-3 раза и наш климат обусловливает в 1,5 - 2 раза повышенную
энергоемкость любых производств и самого жизнеобеспечения, что сразу же, вместе
с сухопутными и морскими пространственно-ледово-транспортными условиями, дает широкие
и вполне обоснованные возможности спекуляциям на нерентабельности (в ее
европонимании) наших производств и самой нашей жизни. Да, Россия лежит в так
называемой зоне "неблагоприятной для жизни", частично - в зоне
"невозможного земледелия", а частично - "рискованного
земледелия". Она сплющена между зоной вечной мерзлоты, занимающей половину
ее территории, и самыми северными в мире пустынями. И при этом половина болот
мира - у нас. Границы России почти точно намечены на школьных картах границами
плавучих льдов (исключение - безледные Кольский и Курилы, которых мир и не
признает русскими и при любой возможности пытается оккупировать). Ледовая
граница южного снежно-ледового окончания Северного Ледовитого океана (к
литораль), как у Аляски и Гренландии, - вот что такое Россия, только в отличие
от них, она не омывается теплыми течениями, и этим Россия больше похожа на
Антарктиду, вместе с которой она и является обладательницей полюсов холода.
Какова рентабельность производств и богатство человеческой жизни в Антарктиде?
Принцип хозяйствования и жизни в существенно неблагоприятных для нее зонах -
семейный, общинный и солидарный, т.е. противоположный "рыночному" :
производить не для прибыли, а для потребления и выживания , и жить по средствам
со всей защищенностью, но и со всеми неудобствами и несвободами,
"домостроевщиной" (т.е. экологично, Эйкос - дом), какие бывают в
семье и какие бесят безответственных инфантилов - тех, чья конституция и
энергетика, как запрограммировано за миллион лет эволюции вида, уже требуют
тяжелых физических нагрузок, лишение которых, вместе с гормональной
гиперактивностью и с самым стрессогенным фактором - скукой, вводит в страстное
состояние, сужает сознание и начисто поражает психику. В отличие от рынка,
внутри семьи понятие рентабельности, как и понятие свободы, не имеет смысла,
как на рынке не имеют смысла понятия совести и справедливости (наш человек,
проголосовав за рынок, продолжает апеллировать к ним - это расщепление
("шизо") сознания и души ("френо")), а общее там и там
понятие любви имеет совершенно разный смысл (рынок любви у нас развернулся
первым). На солидарном, семейно-общинном принципе построена вся российская
цивилизация, в отличие от запада .
И
что же? Русский опыт показал, что семейно-общинный принцип жизнеустройства может
делать не только рентабельной, но и "богатой" (в достатке) жизнь даже
в "почти Антарктиде". Так, устроившаяся среди льдов Белого моря на
приполярном архипелаге Соловецкая религиозно-хозяйственная общинная система
(включавшая монастырскую иноческую братию, скиты, пустыни и промысловые
пристанища) славилась в дореволюционной России, как пишет В.О.Ключевский,
богатством не только духовным, что общеизвестно, но и материальным. Правда, это
одна из тех особых точек Земли, как отмечает Скопин В.В., где в казалось бы
невозможных окружающих условиях и 4 тысячи лет назад процветала первобытная
община (неолитическая). Так кто ж заставляет обустраиваться в
"антиточках" (геопатогенных зонах)?
Геодетерминистские
взгляды на судьбу России достигли "пика" в 1920-е годы у евразийцев и
после них быстро ушли в подполье на полвека. Начавшееся в 1960-е годы их
возрождение не было связано с немецким возрождением в 1955 г (геофизик В.Фрич,
геолог И.Вальтер, медик И.Копп) концепции геопатогенных зон врачей Г.фон Поля и
Олдриха Юризека (чех) 1930-х гг). Оно шло в рамках лимологии (ушедшая в
подполье не только в СССР, а во всем западном мире возглавляемая В.Вернадским
наука о границах и пограничных явлениях, limes - граница), в 1970-е годы оно
было связано с этногеографическими концепциями Л.Н.Гумилева, продолжено
неоевразийцами в 1990-е годы и ими же совместно с геополитиками начата их
профанация.
Отбрасывая
нелепые и сомнительные элементы геодетерминистских построений (особенно в
"геополитике"), мы находим немало вполне обоснованных и логичных
причинных связей между географическими и геологическими условиями
(геоподосновой) формирования страны (народа) и историческим процессом при всем
различии его понимания. В разные времена и в разных обществах исторический
процесс рассматривают по-разному. В теократических государствах его практически
сводят к истории религии, в монархиях и военно-феодальных обществах - к истории
царей и войн, в "пролетарском" государстве - к истории восстаний,
развития производительных сил, классовой борьбы и смены формаций и т.д. Но есть
общий знаменатель этих различных проявлений исторического процесса - культура.
Уже в 1920-е годы, когда концепции экологии Э.Геккеля (1866) еще не получили
широкого распространения, а понятие экосистема (Тэнсли, 1930) еще не появилось,
евразийцы поняли и сформулировали экологический принцип истории, культуры и
безопасности, в основе которого лежат разнообразие (ныне более или менее
осознанное благодаря экологическому просвещению), сукцессия (последовательная
естественная смена естественных культур) и "неумолимая" цикличность
(обусловленная в конечном счете универсальностью вращательных движений в
космосе).
Начало
этому взгляду (как и всей русской науке) положил Ломоносов: "Начинаются
народы, когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение
другому". А вот как этот принцип сформулировал выдающийся лингвист и
культуролог евразиец князь Н.Трубецкой:
"История
человечества есть история смены различных типов культур... Последовательность
зарождения, расцвета и упадка культур всюду может быть установлена. Это отнюдь
еще не значит, как это многие ошибочно делают, что можно приравнять культуру к
организму. Значит это только, что существует ряд циклических процессов,
объемлющих культурно-исторические процессы, с одной стороны, и органические - с
другой. Есть некая неумолимость в самом ходе циклических процессов... Жизнь
органическая и жизнь человечества (в плане культурно-историческом) продолжается
всегда лишь в творчестве нового организма или другого культурно-исторического типа,
отличного от уже существующих. Поэтому установление единой культуры и
отсутствие разнообразия и возможности зарождения новых культур явилось бы
смертью для человечества... При таких условиях мировой масштаб европейской
цивилизации составляет величайшую опасность для всего человечества. Надо твердо
и о определенно помнить, что все попытки обновления и спасения ни к чему не
приведут, доколе не будет осознано, что Европа не есть человечество и что
европейская цивилизация не абсолютна".
Евроцивилизация
уже уничтожила своеобразные, адекватные своей географической и этнокультурной
окружающей среде цивилизации и культуры народов половины мира: двух из четырех
остальных населенных континентов - Америки и Австралии, хотя их разделяли
труднопреодолимые океаны. Однако она пока не смогла преодолеть пятый,
снежно-ледовитый океан, заслонивший древние цивилизации Азии, как 800 лет назад
не смогли преодолеть его, наоборот, азиатские покорители вселенной, также
стремившиеся установить единый, свой новый мировой порядок. Этот
ледовито-снежный океан, называемый Россией, имеет странное свойство: чем больше
на него наседают полчища покорителей вселенной, придавливая землю, тем больше
он в конце концов разливается весной и затопляет их земли. Невольно он
исполняет особую биосферно-ноосферную функцию гаранта социо-культурного
разнообразия мира - основы его устойчивости и существования.
В
культурологии Россия и относится к сравнительно редкому классу - к так
называемым пограничным культурам и цивилизациям. Пограничные культуры
(российская или иберо-латиноамериканская, например) занимают особое место во
всемирно-историческом процессе. Этим названием обозначаются "целостные
общности, исторически сформировавшиеся на рубежах, стыках между христианским,
исламским, буддистским и языческим мирами и включающие в себя (в различных
комбинациях) многие их элементы". Пограничные культуры - как правило
полиэтнические общности, которые естественноисторически сформировались и прошли
отбор на протяжении столетий или тысячи лет в результате мирных и кровавых
взаимодействий, сосуществования, союза, соединения или даже синтеза как
близкородственных, так и разнородных культур. В культурологии все такие
объединения, все пограничные культуры и цивилизации называют симбиозом то
неточность. Синтетические культуры, например, русская - высшая целостность,
исходные элементы которой не только не вычленимы в ней, но и просматриваются с
трудом. В симбиозных же культурах, например, российской или советской, симбиоты
очевидны и в принципе не только могут быть вычленены, но и могут раздельно
просуществовать то или иное, правда сравнительно небольшое, реальное время.
Отсюда
- научное недоразумение: европеец (или наш "европеоид"), способный
видеть только исходные европейские элементы культуры, считает русскую и российскую
культуру и цивилизацию азиатской или в лучшем случае - "недоделанной"
европейской, а, например, существование русской науки или русской философии
вовсе не признает (как будто великий народ может существовать тысячу лет без
философии).
Во
внутренних российских делах это имеет тяжеловатые последствия: сидящий в
узловых точках системы управления "европеоид" старательно удобряет и
поливает исходные евроэлементы и выпалывает ростки тут же синтезирующейся
русской культуры - борется с сорняками. Все знают, какая это трудная борьба, а
он, по нашим меркам, филон, любитель мелких удовольствий. Поэтому
"сорняки" вдруг дают вспышку, взлет. Тогда их травят, даже засыпают
щебенкой, покрывают асфальтом и укатывают катком. Проходит время, и сквозь
асфальт и бетон снова прорываются ростки русской культуры, начинают пышно
цвести и вдруг дают космический взлет, потрясающий мир. Главный идеолог
современной борьбы с "сорняками" А.Яковлев сказал, что все это
бесполезно, большевики на штык прокопали - не помогло и сдались. Даже
искоренять бесполезно, дело в земле (все равно будет "быстрых разумом
Невтонов" - Менделеевых-Королевых российская земля рожать) - понимает
геоподоснову, хоть и академик, недаром из крестьян вышел (начисто). Он и
предложил (не без подсказки, конечно) окончательное решение русского вопроса:
нужен тектонический сдвиг. Сейчас нас сдвигают, русскую землю, а сдвинут Землю
(это показал в 1987 г., на уроках Чернобыля, А.В.Легасов в своей концепции
безопасности России "Дамоклов меч", показал и предупредил президентов
и мировое сообщество - так что омницид совершается вполне осознанно).
Симбиоз
это также понятие-аналог, применение которого оказалось очень плодотворным. Оно
пришло из биологии и экологии. Симбиоз, буквально, - сожительство, более
тесное, чем мужа с женой, это квазиорганизм. Симбиоз формируется там, тогда и
постольку, где, когда, поскольку суровые реальные жизненные условия дают этой
форме взаимопомощи и взаимозависимости жизни решающее преимущество перед
биологическим суверенитетом; и наоборот - наличие симбиоза говорит о суровости
условий на данном географическом пространстве в данный период, делающей
невозможным биологический суверенитет в исторически значимом промежутке
времени. При изменении условий и кардинальном смягчении среды симбиоз может
очень постепенно распасться сам собою.
Радикальные
реформаторы России, ссылаясь на своих американских боссов, которым не дают
покоя социо-культурное разнообразие мира и "многоземельность" России
(по Менделееву), уверяют нас, что сейчас произошло именно такое кардинальное,
не бывалое за всю десятитысячелетнюю историю существования цивилизаций,
смягчение условий, и не только климатических - во всем мире возобладали
альтруизм и любовь. Однако сами американские аналитики в документах для своего
правительства пишут, что с глобализацией экономики конкуренция между странами
усиливается и ужесточается, выиграют в ней немногие, самые сильные нации, а
"участь аутсайдеров ужасна". Из проекта Golden billion видно, какова
их участь: ликвидация.
Главное
отличие России (Иван Солоневич прав) от других пограничных цивилизаций,
например, той же латино-иберийской, в том, что она в отсутствие естественных
географических барьеров (морей, высокогорий, пустынь - на западе и на дальнем
востоке, а теперь, благодаря "реформаторам", вновь удаленной от
барьеров на всей своей гигантской южной границе) собственным народным телом
держит границу и обеспечивает сосуществование цивилизаций, пытающихся
столкнуться через ее территорию. Не совсем понятно, почему так исторически
получилось, но во всей ноосфере Россия оказалась единственной пограничной
цивилизацией - гарантом социокультурного многообразия на планете. За это на нее
политические мошенники всегда вешали ярлык "жандарма Европы", как
будто Франция или Германия могли прожить хоть день без жандарма или полицая. И
с очередным появлением в сумерках Европы мирового пахана уровня Наполеона или
Гитлера Европа испытывала облегчение лишь когда на ее улицах появлялся жандарм
Европы, мы. Нет в России семьи-рода, чьи сыновья не легли бы в землю Европы,
спасая ее "священные камни", по Достоевскому (в этом смысле не только
для всякого русского, но и для татарина-тюрка с калмыком-монголоидом священна
земля Европы, хранящая прах их дедов и прадедов). И тут же, облегчившись,
Европа немедленно о принималась за русофобскую клевету. Александр I даже, по
утверждению Ключевского, хотел вызвать на дуэль Талейрана и Меттерниха.
Организовался антирусский "наступательный союз" из 6 держав и были
назначены сроки военной кампании против своих спасителей, но тут,- отмечает
Ключевский,- "немезидой, карающей вероломство, явился сам Наполеон" :
среди венских балов и интриг в конце февраля 1815 г пришло известие о побеге
Наполеона из ссылки, и "обомлевшие интриганы судорожно схватились за
Россию, за Александ Как вся эта этнопсихологическая мелочевка лавочников и
наперсточников, европейская гордость мошенников своим "умением"
(которое они почитают за ум) нам знакома по нашему времени, с фултоновской речи
Черчилля в 1946 г, и как от этого уже тошнит не только вольных полян-степняков,
но и половину цивильных древлян русских, в целом - поклонников Запада, которым
"священные камни Европы" дороже жизни своих сыновей, даже и теперь -
единственных, как правило.
В
критические моменты истории России преемственность ее культурного развития
подвергалась угрозам разрыва, а то и обрывалась на время. Такое время, смутное
время, такой момент, момент истины, Россия переживает сейчас. Поэтому не чисто
научный, а острый практический интерес представляет знание об
этно-культурогенезе России и "особых точках" в нем - периодическом
наступлении смутного времени (как страстного состояния), историческом
формировании и сущности культурно - генетического "кода" и алгоритма
пограничной российской цивилизации (понятие "алгоритм России"
предложено в 1991 г сотрудником Аналитического Центра РАН проф. В.К.Егоровым,
но в состоявшейся дискуссии нам удалось уговорить его не применять этот термин,
касающийся сравнительно простых систем, к такой сложной живой системе как
Россия, однако оказалось, что он был прав - алгоритм России существует).
Это
знание должно помочь предвидеть будущие события и определить границы, которые
нельзя переходить в сложном современном процессе модернизации России, который
тоже есть взаимодействие различных культур и столкновение различных
цивилизаций, путь между Сциллой и Харибдой, между жизненной потребностью в
модернизации и одновременно - в сохранении исторической связи, культурного ядра
России, ее культурно-генетического "кода", разрушение которых открыто
объявили своей задачей новые "реформаторы" России.
Необходимо
и достаточно рассматривать российскую цивилизацию как естественноисторическое
природно-социо-культурное образование, живое межэтническое единство. Этническим
ядром России (а прежде - Московского государства) оказался высокоэнергичный
(пассионарный) русский этнос ("великая русская раса", по Марксу).
Истоки основных черт русской этнокультурной общности, которые определили вектор
российской истории, уходят в глубину тысячелетий, и затоптанные (в основном,
сознательно) следы их едва различимы, они более или менее просматриваются на р
е эр, а вполне видны к XIII-XIV векам. Этим временам и уделим особое
соответственное внимание для выводов и обобщений.
Восстановление
смыслов реальной истории - это герменевтика, интерпретация слов и действий.
Раскопка и выяснение скрытых за ними смыслов - почти археология. Современные
методы, как космическая съемка, позволяют и проникнуть глубоко, и увидеть
широко, и отснять мельчайшие детали, и дешифровать сумасшедшую многослойную
мозаику снимков. Но у нас речь не о социальной инженерии, а о теории, без
которой инженерия слепа и практичнее которой ничего нет. Древнейшие науки
отработали адекватные методологии, позволяющие не утонуть в море частных
фрактальных, бесконечно дробящихся подробностей, завораживающих и
мистифицирующих тем сильнее, чем они мельче. География дала ариаднову нить
методов масштабирования и генерализации, будем следовать также методологии
системного реализма "по примеру,- как сказал великий Уильям Рамзай,-
учителя нашего, Менделеева".