Курсовая работа: Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ
Курсовая работа: Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ
Воспитание
интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных
обучающих программ
Реферат по
специальности для поступления в аспирантуру
Нижневартовск,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I.
Теоретические основы проблемы воспитания «интереса к музыке» у детей старшего дошкольного
возраста
1.1 Понятие и структура «интереса к музыке» у старших дошкольников
1.2 Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших
дошкольников
Глава II.
Изучение возможностей применения компьютерных обучающих программ (КОП) с целью
развития интереса к музыке
2.1 Значение и анализ возможностей КОП в
формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Анализ компьютерных образовательных программ,
применяемых в настоящее время
2.3 Опыт использования КОП в дошкольных
образовательных учреждениях г. Нижневартовск
Заключение
Литература
Введение
В
последние годы в современном обществе наблюдается активное реформирование
системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных
учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются
оригинальные методические материалы. Резко повысился социальный престиж
интеллекта и научного знания. Развитие научно – технического прогресса давно
стали причиной обучения детей, прежде всего умениям читать, писать и считать, а
не делать и чувствовать. Эта тревога связана с представлением взрослых о
будущем их детей, считающих, что их детям предстоит жить в обществе, требующем
высокой квалификации. С этой тенденцией связано стремление, в первую очередь
дать детям конкретные знания, а не развивать в них способность чувствовать, не
ординарно мыслить, творить.
Такая
ориентация постепенно подменяет эстетическое развитие умственным воспитанием и
художественным образованием, компрометируя и ограничивая интегративные
возможности общего и эстетического развития ребенка. Обойти сенсорно –
чувственный опыт невозможно, но педагогическая установка на развитие мышления,
социальный престиж интеллекта и научного знания превратили его во вторичную
ценность. Радость восприятия мира во всем его умственным многообразии, непосредственность
реакции, эмоциональная открытость и доброжелательность в условиях современной
социально - культурной нормы продолжают рассматриваться как детскость или
глупость, которую надо преодолевать с возрастом.
Сегодня
принято говорить, что главный недостаток нашего воспитания с 30-х гг.-
бездуховность. Но это его парадоксальный результат, а не исходный принцип. Идеология
– это духовная, а не материальная категория. И приоритет идеологии – это
приоритет духовности. Это же и давняя традиция русской культуры (близкой по
модели европейской, старой, а не американской, новой культуре).
Обратившись
к истории, мы увидим, что в семьях аристократов уделялось огромное значение
эстетическому воспитанию детей. Светское образование подразумевало не только
овладение иностранными языками, грамотой, другими науками, но и предполагало
обучению игре на музыкальном инструменте, формирование знаний о композиторах,
художниках, разнообразных направлениях в живописи. Именно такое образование
способствовало развитию духовной и разносторонней личности.
Об
огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления
свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно –
технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через
столетия, и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Очень
немногие знают о том, что музыкальное и эстетическое воспитание малышей не
менее важно, чем изучение языков и арифметики. Занятия музыкой развивают
воображение, творческое мышление и память, делают ребенка более восприимчивым к
получению любых других знаний.
Анализ
раздела образовательных программ, определяющих содержание музыкального
воспитания дошкольников в детском саду, показал, что задача развития интереса к
музыке у детей в настоящее время приобретает особо значимый характер. Современная
ситуация в обществе, культуре, науке требует переориентации целей дошкольного образования
на освоение детьми общечеловеческой культуры. Во многих программах дошкольного
образования подчеркивается необходимость формирования ценностного отношения к
окружающему миру средствами музыкального искусства. В контексте переосмысления
некоторых аспектов социально – культурного развития общества и места в нем
личности возникает возможность и необходимость по – новому рассмотреть ряд
проблем, связанных с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, и в
частности, проблему интереса к музыке.
Система
музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса,
направленного на становление гармоничной личности и развитие творческой
индивидуальности и креативного мышления. Безусловно, она должна чутко
реагировать на все изменения происходящие в современном обществе, искать новые
методы и подходы в решении целей и задач музыкального развития детей переход к
личностно – ориентированной модели воспитания предполагает качественное
улучшение музыкального воспитания, обновления его содержания, методов, путей
достижения целей.
Одним
из таких путей является использование информационно – коммуникативных
технологий, дающий возможность решить назревающую проблему одностороннего
развития человечества и позволяющий совместить эстетическую нагрузку
музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые
дает нам современная вычислительная техника.
Говоря
об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду
также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе
максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не
всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя
кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный
взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно –
воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний.
Целью данной работы является изучение
возможностей использования компьютерных обучающих программ в процессе
воспитания интереса к музыке старших дошкольников.
Цель работы потребовала
решение следующих задач:
-изучить сущность понятия
«интерес к музыке», его структуру у детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать компьютерные
обучающие программы, используемые в ДОУ в настоящее время, с целью воспитания
интереса к музыке.
I. Теоретические основы проблемы
воспитания «интереса к музыке» у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие
и структура «интереса к музыке» у старших дошкольников
Изучение проблемы
интереса целесообразно начать с анализа различных определений, данных в научной
литературе. В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова фигурируют четыре
значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к
привлекательным или значительным явлениям. В других значениях интерес выступает
как занимательность, нужда, потребность или выгода. Словарь
"Психология" и «Российская педагогическая энциклопедия» трактуют
понятие "интерес" с точки зрения познавательной направленности
личности, как форму проявления познавательной потребности, предполагающей
осознание целей деятельности. Интерес выступает наиболее существенным стимулом
приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному и
глубокому отражению действительности.
Существование разных
точек зрения на содержание понятия "интерес" зависит от круга
изучаемых проблем и явлений. О самых разнообразных толкованиях интереса писали
М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Н.Г.Морозова. Они указывали, что понятие
"интерес" охватывает большое количество процессов, имеющих кроме
общих черт, много отличительных, специфических. Отмечено частое смешивание
трактовок интереса с любопытством, любознательностью, занимательностью. Такая
путаница в понятиях происходит, по мнению исследователей, из-за того, что при
изучении и объяснении такого многогранного качества как интерес делается акцент
на одной из его сторон, чаще познавательной.
В теории обучения интерес
рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И.Божович, А.В.Запорожец,
MU Т.С.Комарова, Н.Г.Морозова, В.А.Сухомлинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский,
Г.И.Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество
учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением
педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул
познавательной деятельности детей. Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн
писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения.
Интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы с одной
стороны и главной целью и задачей обучения с другой. В трудах Т.С.Комаровой
подчеркивается, что интерес способствует возникновению творческих проявлений
ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности.
Музыкальный интерес
представляет собой "осознанную потребность", то есть осознанное
отношение человека к музыкальной культуре. Это отношение становится чертой
личности, превращается в ценность для человека. Интересы лежат в основе
духовных ценностей человеческого сознания. "Интерес есть стремление к
определенной деятельности. По самой своей природе он динамичен, активен,
отсутствие деятельности и интерес - это полное противоречие", - писал П.Ф.
Каптерев.
1.2 Проблема
«интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников
Проблема воспитания
интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу
важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с
дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка
подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского,
А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина,
О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные
концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на
подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя
ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева,
Л.В.Школяр).
Интерес к музыке
дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы
формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания
интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания,
являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене,
Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и
другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов
музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое
отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях
(Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным
"компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на
"присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.
Видные педагоги,
музыканты, психологи и музыковеды —неоднократно указывали на то, что усвоение
знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть
направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали
педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки
определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками.
Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития
любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития
подрастающего поколения.
Интерес к музыке является
ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса
ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес —
обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения
музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Д.Б.Кабалевский
создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены
на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного
обогащения человека.
О.П. Радынова
рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания
дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к
формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания
интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных
ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному
искусству.
Важные идеи при анализе
понятия "музыкальный интерес" высказаны известным музыковедом А.Н.
Сохором. Анализируя понятие "музыкальный интерес", автор выявил
наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе
интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной
деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным
действиям и влияют на поведение индивида в целом. Исследования Е.Я. Бурлиной,
Н.Н. Гришанович, Н.Л. Зубачевской, Т.Д. Сусловой также отражают структуру
музыкального интереса. Авторы указывают на единство интеллектуальных,
эмоциональных и волевых процессов. Однако Е.Я. Бурлина пишет, что познание
носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает,
что основой музыкального интереса является познавательный элемент. В
исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального
интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный
характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному
произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого
мышления.
Исследования специалистов
в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного
подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы
старших дошкольников не были предметом специального научного исследования.
В работах, имеющих
непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема
воспитания интереса к музыке остается не достаточно разработанной: не раскрыто
содержание данного понятия, не определены педагогические условия его
воспитания, формы и методы педагогического руководства.
II. Изучение возможностей применения
компьютерных обучающих программ с целью развития интереса к музыке
2.1
Значение и анализ возможностей компьютерных обучающих программ в формировании
интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
С появлением примеров компьютерного обучения
к созданию компьютерных обучающих программ приобщились десятки тысяч педагогов - специалистов
в различных областях знания, чаще всего в
технических науках. В разрабатываемых ими программах, опираясь в основном на
интуицию и практический опыт, они воплощали
свои представления о преподавании конкретных дисциплин с помощью компьютеров. Педагоги-теоретики долгое время
оставались в стороне от этого нового
направления в обучении. В результате до сих пор отсутствует общепризнанная
психолого-педагогическая теория компьютерного обучения, компьютерные обучающие
программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям
современный персональный компьютер является
уникальной по своим возможностям обучающей
машиной. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется
как обучающее средство, позволяют
· активизировать
воспитательно-образовательный процесс;
·
повысить
наглядность в предъявлении материала;
· сместить
акценты от словесных представлений к практическим и наглядным действиям;
· повысить
интерес к музыкальным занятиям.
В последнее десятилетие действует очень
настоятельный социальный заказ в отношении всего, что связано с компьютерами
(в подготовке специалистов по компьютерам и их применению, в развитии компьютерных
технологий, в распространении компьютерной грамотности - умению
использовать компьютер для решения разнообразных прикладных задач в различных
сферах профессиональной деятельности).
Действию скрытого социального заказа мы
обязаны появлением большого числа «компьютерных» талантов и
дарований. Сфера деятельности, связанная с компьютером, непосредственная работа
на компьютере сама по себе обладает привлекательными
чертами, втягивает в себя людей.
И что наиболее важно - компьютерная
технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным
с информатикой. Новое в организации музыкальных занятий с участием компьютера,
само изменение характера и содержания материала, изменение методов и приемов, используемых
педагогом, способствуют повышению интереса к музыке.
В то же время, более тонкое использование
возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией детей во время
занятия. Здесь имеются в виду, в первую очередь, мотивирующие реплики обучающих
программ, т.е. фразы, в которых обучающая программа оценивает действия ребенка и
стимулирует дальнейшее обучение. Эти фразы могут иметь неформальный характер с
оттенком юмора и создавать теплую партнерскую эмоциональную атмосферу
при работе с компьютером. Важное значение имеют элементы игры в
компьютерном обучении, звуковые и зрительные эффекты (звучание музыкальных
мелодий, мигание и цвета на экране дисплея).
К сожалению, дети, проживающие
в небольших городах, не имеют возможности посещать оперные театры, музыкальные
театры для детей, консерватории и музеи. Использование КОП позволяют педагогам,
пусть и виртуально познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства:
дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных
инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.
Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Очевидно, что
педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора,
компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед
коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих
программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в
различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют
непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и
объектов в динамике.
Говоря о преимуществах,
которые дает нам использование КОП на музыкальных занятиях, мы должны напомнить
об огромной роли наглядных пространственных представлений в становлении
музыкального восприятия. Исследователи, прежде всего, подчеркивают их значение
в возникновении дифференцированного и целостного восприятия музыки, без
которого её художественное познание невозможно вообще. Без опоры на
пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей
практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия.
Огромную роль в организации этой опоры как раз и могут сыграть компьютерные
образовательные программы.
Применение КОП на
музыкальных занятиях в системе образования реально может стать базой для
формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и
гармонического развития личности в целом.
2.2 Анализ
музыкальных компьютерных обучающих программ, применяемых в настоящее время
В настоящее время в
музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные
издания. Однако важно определить назначение электронного издания
музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее,
игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная
игра).
Существует множество
программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на
следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы,
музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации,
группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.
Первая группа программ
знакома любому пользователю персонального компьютера – это Windows Media
Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки:
воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в
различных форматах.
Широкое применение
получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты»,
«Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный
класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия
классической музыки» возможно использование тематических экскурсий,
которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки
из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.
Энциклопедия
«Музыкальные инструменты». В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных
стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию
по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция,
Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и
развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря
комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ
(видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс
обучения становится более эффективным и интересным.
Программа «Шедевры
музыки». В ней
содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи
барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии
композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио
и видеофрагменты. Для проверки знаний можно использовать раздел Викторина. В
этом разделе дети должны не только определить музыкальное произведение, но и
указать композитора и его портрет.
Не менее интересна
программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как
музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит
для ребят только начинающих заниматься музыкой. Каждый ребенок любит играть. В
музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют
инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из
кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных
инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают
сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в
другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов.
Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически
изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез
представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям
интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно
попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть
понравившимся тембром.
Практический
курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в
многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной
мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и
не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит
слушать и понимать музыку.
Таким образом, можно
говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности
музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как
средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности.
Она побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному
набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют
развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это
направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых
знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми
программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с
компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств
Microsoft Power Point, позволяют прекрасно иллюстрировать занятие
произведениями живописи, музыки, развивают способности сравнивать,
сопоставлять.
Применяя компьютерные обучающие
программы на музыкальных занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с
искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его
в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для
раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.
2.3 Опыт
использования ОКП в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижневартовск
Коллектив
педагогов МБДОУ ДСКВ № 62 города Нижневартовск заинтересовал вопрос возможности
использования ОКП на музыкальных занятиях. С целью воспитания интереса к музыке
у детей старшего возраста были разработаны специальные презентационные циклы «Музыкальные
инструменты», «Осень в произведениях А.Вивальди», «Ритмические гномики» и др.
Однако эти занятия носили больше информационный характер, т.е. дети получали ту
или иную информацию.. Нам же хотелось, расширить возможности использования компьютера
и выйти за рамки простого транслирования информации.
Для
этого был разработан цикл занятий, в основу которых легла компьютерная
обучающая игра, разработанная ID COMPANY - «Мурзилка. Затерянная мелодия», предназначенная для детей
6 лет и старше. Выбор этот был не случаен: минимальные системные требования,
красочный дизайн, увлекательный сюжет, а главное интересные обучающие задания делало
возможным использования игры на занятиях.
Но, безусловно, использовать игру в том виде в каком она представлена
разработчиками не представлялось возможным, так как игра во – первых рассчитана
на одного игрока. Во – вторых - мы должны были учитывать требования к организации
музыкальных занятиях в ДОУ.
Внимательно изучив возможности игры, мы приняли решение адаптировать
её к условиям и возможностями ДОУ. Поскольку сюжет игры предполагало пошаговое выполнение
задания, мы разбили его на отдельные темы, т.е. одно задание – это тема одного
занятия. Детям транслировалось изображение на большой экран с помощью
мультимедийной установки, время работы с ОКП – 10-15 минут. Однако нам не
хотелось допускать отсутствия двигательной активности детей на занятии, и
подчинить все происходящее только компьютерной игре. Поэтому мы разработали
дополнительные музыкальные дидактические и подвижные игры, творческие задания,
двигательные разминки, которые соответствовало сюжету игры.
Наблюдения показали, что занятия с использованием ОКП проходили с большим оживлением и
неподдельным интересом со стороны детей. Опираясь на красочное увлекательное
действие, дети лучше усваивали тот или иной материал.
Анализируя
опыт по использованию ОКП на музыкальных занятиях, мы пришли к выводу: детям
интересно не только наблюдать за происходящим, но и важно самостоятельно
действовать т.е. манипулировать «мышкой». Учитывая это, творческая группа педагогов
ДОУ решила изменить принцип работы с ОКП: изменена форма организации занятия -
теперь занятия планируется проводить подгруппой и использовать устройство USB с несколькими выходами для
подключения «мыши».
На
наш взгляд это даст возможность всем детям участвовать в общей игре, и при этом
каждому самостоятельно выполнять игровые действия компьютерной программы, что
будет способствовать ещё большему развитию интереса к музыке.
Заключение
Применение компьютерных
обучающих программ в системе образования реально может стать базой для
формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и
гармонического развития личности в целом.
В настоящее время, материал,
относящийся к педагогической сфере компьютерно-музыкальной деятельности,
находится еще в немалой степени на стадии выявления и собирания. Обобщающие его
характеристики в исследовательской литературе даются преимущественно с точки
зрения общих достоинств применения компьютерно-технических средств в сфере
обучения и развития, и в большинстве случаев касается только практики использования
ИКТ в школе.
Анализ компьютерных
программ показал, что в настоящее время для детей дошкольного возраста
специализированных музыкальных образовательных программ с использованием ИКТ
практически нет.
Cоздание новых методических
информационных комплектов будет способствовать качественному изменению
педагогических методик, позволит улучшить результат развития и обучения и
добиться поставленной нами цели – повышению интереса к музыке.
Литература
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От
детского сада — к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО
"МОДЕК", 1998.
2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное
воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение,
1981.
3. Глушков,
В. М. Основы безбумажной информатики [Текст] /
В. М. Глушков. - Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников
[Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова,
А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. - М., 1998.
5. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская
программа музыкального развития дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. - М.:
МИГУ, 1997.
6. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного воспитания [Текст] / под ред. Л. А. Венгера / науч. – исслед. ин-т
дошкольного воспитания Аккад. пед. наук СССР.- М. : Педагогика, 1986.
7. Свириденко,
С. С. Современные информационные технологии [Текст] / С. С. Свириденко. - М.: Радио и связь, 1989.
8. Советов, Б. Я. Информационная
технология [Текст] / Б.
Я. Советов; М.: Высшая школа, 1992.
9. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических
способностей детей 3 – 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. – Екатеренбург:
Деловая книга, 2001.
|