рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Управление природоохранной деятельностью в регионе

Курсовая работа: Управление природоохранной деятельностью в регионе

Введение

Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе. В России же данные процессы усугубились проблемами, связанными со становлением в стране рыночной экономике. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие.

Принципы устойчивости развития включают, прежде всего, широкое применение экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей средой, которые позволяют создать динамическое равновесие между экономическим ростом и биосферой, обеспечивая их устойчивое и сбалансированное сосуществование.

Одной из самых актуальных тем для экономики нашей страны является проблема рационального и сбалансированного использования природоресурсного потенциала страны.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу. Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12–13%, газа -32%, угля -11%, железа – 26%, никеля – 36%, кобальта – 18%, свинца 10%, цинка – 15%. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал – в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

Процессы политического и социально-экономического реформирования, происходящие в Российской Федерации, порождают новые проблемы в области экономики природопользования. Неокрепшие рыночные отношения также создают серьезную угрозу для состояния окружающей природной среды и рационального природопользования. Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно.

В этих условиях эффективным фактором улучшения использования природных ресурсов, их сбережения и устранения опасности загрязнения является широкое внедрение системы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды. В первую очередь это касается введения платы за загрязнение окружающей природной среды, а также создания соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимания платежей. С одной стороны, путем слаженного механизма платежей за природопользование и правильного распределения этих платежей можно существенно повысить уровень доходов бюджета нашей страны, а с другой выделить средства на воспроизводство и охрану окружающей природной среды и таким образом сохранить природно-ресурсный потенциал. Для этих целей также служат рентные платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями.

Платность природопользования является одним из основных принципов природопользования и охраны ОС. Но данный принцип появился в экономике нашей страны не так давно и был осознан не сразу, т. к. наличие огромных естественных богатств, ее географическое положение, политико-экономические факторы вводили в заблуждение о бесконечности и неисчерпаемости недр, лесов, рек, озер и морей. В эпоху директивного управления и экстенсивного развития промышленности резко ухудшилось состояние окружающей среды, стала проявляться относительная скудность ресурсов, что привело в дальнейшем к необходимости прекращения бесплатного использования природных богатств и ресурсов и введения элемента платности использования природных ресурсов.

Одним из способов стабилизации и улучшения существующей экологической ситуации в сфере природопользования является совершенствование финансово-экономических методов управления природными ресурсами.

Исходя из всего вышесказанного, целью курсовой работы является анализ методов управления природопользованием на примере Ростовской области.

Этим обусловлены следующие задачи курсовой работы:

1. раскрыть основные теоретико-методологические аспекты и важнейшие механизмы управления устойчивым и сбалансированным природопользованием;

2. рассмотреть законодательно-правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов;

3. раскрыть структуру и полномочия органов местного самоуправления в управлении природоохранной деятельностью в Ростовской области.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Природоохранная деятельность как объект исследования

 

1.1 Понятие и сущность природоохранной деятельности

Под термином «устойчивое развитие» понимается «социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды».

Концепция устойчивого развития декларирует неразрывное единство экономического развития и сохранения окружающей среды. На систему устойчивого развития (УР) после конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. перешло все мировое сообщество, в том числе и Россия. Данная концепция предполагает сбалансированное (во всех отношениях) развитие, стержнем которого являются проблемы экологии.

Обычно под устойчивым развитием понимается «обеспечение стабильного экономического роста, не приводящего к существенным деградационным изменениям биосферы не только для нынешних, но и для будущих поколений; это такое поступательное развитие общества, при котором темпы экономического роста должны быть сбалансированы темпами восстановления качества окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов в рамках ассимиляционной функции биосферы».

В России Указом Президента РФ от 1.04.1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». На основе данной концепции в России была разработана стратегия устойчивого развития страны. В дальнейшем основные идеи устойчивого развития получили конкретизацию в «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.), которая была подготовлена ко Всемирному саммиту «Рио +10», проходившему в Йоханнесбурге в 2002 г. В ней нашли отражение следующие важнейшие принципы государственной экологической политики России:

*          устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

*          приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

*          упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

*          платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

*          улучшение состояния ОС за счет экологизации экономики путем ее структурной перестройки, внедрение и развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий;

*          совершенствование действующего законодательства, экономических механизмов регулирования природопользования и охраны ОС; обеспечение широкого распространения экологически ориентированных методов управления; разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и вовлечения рыночных структур в улучшение экологической ситуации;

*          увеличение роли государственного управления процессом перехода к УР путем разработки государственной стратегии краткосрочных и долгосрочных действий, усиление роли государства в финансово-экономическом стимулировании развития экологически чистого бизнеса, а также за счет совершенствования системы экомониторинга, ужесточения экологической нормативно-правовой базы, системы экологического контроля;

*          открытость экологической информации и другие.

Наиболее важным направлением стратегии устойчивого развития должна являться подробная разработка методов, на основе которых можно было бы соединить темпы экономического роста с темпами воспроизводства природных ресурсов. Существует большое количество различных подходов к разработке таких методов, в таких странах как США, Франция, Великобритания, Германия.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития страны и отдельных ее регионов предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества. То есть, реализация политики устойчивого развития должна следовать в направлении от объекта природопользования (конкретного предприятия) к региону, государству, биосфере в рамках локальной, региональной и глобальной систем управления хозяйственной деятельностью.

Одной из важнейших задач федеральной политики РФ является обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов страны – экономических районов, республик в составе РФ, областей и краев, автономий, промышленных и аграрных агломераций, других территориальных образований – в едином экономическом пространстве.

Устойчивое социально-экономическое развитие регионов характеризуется его реальной возможностью обеспечить положительную динамику уровня и качества жизни населения, способностью, во-первых, удовлетворить общественные потребности, объективно закрепленные за регионом-субъектом РФ в результате территориального разделения труда; во-вторых, организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям.

Необходимым условием и важнейшей составной частью перехода России и ее регионов на путь устойчивого развития является процесс экологизации экономики, что обусловлено неблагоприятной экологической ситуацией на территории страны, доминированием ресурсо- и энергоемких технологий, сырьевой ориентацией экспорта и рядом других причин.

Для достижения целей экологизации экономики необходимо выполнение условия сбалансированности между темпами экономического развития и темпами восстановления качества окружающей среды. В сущности, этот процесс означает экологизацию всего социально-экономического уклада страны и нацелен на снижение природоемкости производства.

Составной частью перехода к экологизации экономики является экологизация использования природных ресурсов, опирающаяся на принципы устойчивого развития.

Природные ресурсы являются основой жизнедеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, и обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, а управление их использованием и охраной относится к числу государственных задач. Поэтому без стабильного и гармонизированного управления природопользованием сложно будет встать на путь устойчивого развития, то есть обеспечить такое потребление сырьевых ресурсов, которое не станет угрозой выживанию будущих поколений. Следовательно, природопользование представляет собой один из важнейших компонентов, входящих в систему экологизации экономики и общества в целом.

Природопользование – это взаимоотношение человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной деятельности; это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процесс общественного воспроизводства. Также под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных, что определяет содержание природопользования и его три основные функции: экономическую (ведущую), экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Управление природопользованием – организация рационального и сбалансированного взаимодействия хозяйственной деятельности человека с природной средой, с уровнем потребления природных ресурсов и уровнем способности самой природной среды восстанавливать свои качества (на уровне возобновляемых ресурсов); создание условий перехода на нетрадиционные и заменяемые невозобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей человека. Это совокупность мер по рациональному, сбалансированному и синергичному использованию природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, направленных на удовлетворение его потребностей в улучшении качества жизни, в результате которых уровень давления на окружающую природную среду компенсировался бы восстановлением ее качества.

Основными задачами в сфере обеспечения устойчивого природопользования являются: неистощительное использование возобновляемых и рациональное потребление невозобновляемых природных ресурсов; внедрение комплексного природопользования, включающего экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение разнообразия биологических ресурсов и их способности к саморегуляции и воспроизводству и т.д.

1.2 Управление природоохранной деятельностью

Процессы социально-экономического переустройства, происходящие в современной России, порождают новые проблемы в области экономики природопользования, в вопросах природоресурсного и природоохранного регулирования. К основным механизмам управления экологоориентированным природопользованием относят экономические, правовые, организационно-управленческие механизмы. В данных условиях, сопровождающихся необходимостью экологизации экономики, наиболее эффективно внедрение системы экономического регулирования природопользования.

Выделяют три, наиболее развитых механизма реализации эколого-экономической политики:

·     Государственное воздействие (то есть, прямое регулирование)

·     Рыночные механизмы (экономическое стимулирование)

·     Смешанные механизмы.

Кроме того, некоторыми авторами выделяются еще социально-психологические методы управления природопользованием.

Теория и практика последних лет подтверждает, что использовать только рыночные или только государственные механизмы нельзя, так как и те и другие механизмы имеют свои сильные и слабые стороны. Кроме того, есть ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Необходимо грамотное слияние этих двух различных сфер экономического регулирования.

В связи с этим наиболее приемлемы и эффективны смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Государственное регулирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды включает широкий спектр инструментов: ведение ограничений на природопользование (лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, лимиты изъятия природных ресурсов из экосистем), лицензирование, экологическое нормирование и экологический контроль, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, плату за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизацию, экологическую сертификацию продукции и т.д.

Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов:

1) Методы директивного регулирования – воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

2) Методы экономического регулирования совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации.

Другими словами, к директивным методам относят административно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами.

Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента:

1.         Экологическое законодательство.

2.         Лицензирование хозяйственной деятельности.

3.         Экологические стандарты и нормативы.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.