рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

Курсовая работа: Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


                                                                                                                  Кафедра зарубежной и русской литературы


Курсовая работа
Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского

«Дядюшкин сон»


Выполнила:

студентка  3 курса группы «»
филологического факультета

Научный руководитель:
ассистент

 


  Стерлитамак 2005


СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»........................................................ 5

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»................................... 5

§2. Повесть «Дядюшкин сон» в оценке литературоведов....................... 10

Глава 2. Средства изображения характера главных          героев в повести Достоевского «Дядюшкин сон»................................... 12

§1. Роль портрета и речевой характеристики женских     образов в повести «Дядюшкин сон».......................................................................................... 12

§2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским........................ 16

§3. Смысл названия повести Достоевского  «Дядюшкин сон»............. 19

Заключение................................................................................................. 20

Библиография............................................................................................ 21


Введение

Нет в русской литературе такого писателя-классика, который возбуждал бы своим творчеством столь различные, неред­ко даже противоположные суждения и оценки, как Достоевский.

Объясняется это, конечно, глубочайшими противоречиями миропонимания Достоевского и вытекающей отсюда слож­ностью и разносторонностью содержания и формы его произ­ведений. Но такая сложность и противоречивость не была просто личным, прирожденным свойством его мышления и та­ланта. Она была по-своему порождена напряженной обществен­ной борьбой, которая происходила в русском обществе в 1840 – 1870-е годы, во время формирования мышления и та­ланта писателя, и в которой он постепенно занял совершенно особенное и самостоятельное место. Для того, чтобы это понять необходимо проследить хотя бы коротко путь жизненного и твор­ческого развития писателя.

Если уж говорить о тех характерных сторонах гения Достоевского, в которых дей­ствительно отражается русская душа, русский национальный характер, то это как раз то, что можно назвать беспощадностью в стремлении дойти до самого предела, до конца в развязывании всех, самых сокровенных узлов мысли и чувства, в беспощадной искренности обнажения всего того, что враждебно справедливости и правде. Герой Достоевского мучается противоречием между присущим ему стремлением к правде, справедливо­сти, добру и тем, что окружающая его действительность вынуждает тво­рить зло. Пусть Достоевский ошибался, считая стремление к добру и стрем­ление к злу одинаково сильными и вечными, неизменными в душе человека; пусть он ошибался, стремясь перенести борьбу между добром и злом в метафизическую плоскость борьбы между богом и дьяволом, где поле битвы — сердца людей, в сферу изолированной, извечно равной самой себе человеческой души; это вело к своего рода «дурной бесконечности» замкнутого психологического самоанализа. Но все же голос    реальной дей­ствительности, реальных страданий человечества, стремление к предель­ной правдивости всегда звучали в его произведениях с неослабевавшей силой[1].

И в повести «Дядюшкин сон» присутствуют данные мотивы. Может показаться странным, что Достоевский, еще в раннем своем творчестве обративший внимание критики «мрачным, унылым, болезнен­ным тоном» (Н. А. Добролюбов) своих повестей, пережив дантов ад «Мертвого дома» и свое «освобождение» из него солдатом в затерянный где-то на задворках империи полк, заявляет вдруг читателям о своем возвращении в литературу после десятилетнего перерыва как писатель комический. Правда, способность автора «Бедных людей» к юмору как «преобладающая черта его таланта» была отмечена еще первым его цени­телем — В. Г. Белинским. Но даже если целиком согласиться с этой оценкой великого критика, нельзя не заметить все же явного вроде бы несоответствия между веселым смехом «Дядюшкиного сна», увлекающего читателя целым каскадом lazzis (шуток — импровизаций в духе итальян­ской комедии масок), и безрадостным, полунищенским существованием их создателя, сосланного на поселение после каторги в Семипалатинск.

Таким образом, определяется цель исследования – выявление причин написания сатирического произведения, раскрытие исторических условий, мировоззрения Достоевского, литературных источников; описание своеобразия конфликта, системы героев.

Актуальность же данной работы в том, что повесть «Дядюшкин сон» в основном в литературоведении обходят стороной, как произведение несвойственное писателю и малозначимое. В связи с этим важным представляется изучение места данного произведения в творчестве Достоевского и его роль.

В исследованиях Г. М.Фридлендера, М. С. Альтмана, Л. П. Гроссмана, Н. П. Утехина, Н. Ф. Бельчикова, В. Н. Захарова и др. есть указания на «Дядюшкин сон», его творческую историю и значение, проблему жанра.

Материал, представленный в курсовой работе, обладает ценной практической значимостью. Во-первых, на лекциях и семинарах, посвященных изучению творчества Достоевского и особенно такого переломного в его жизни момента, как связь с кружком петрашевцев, каторга и поселение в Сибири; во-вторых, на спецсеминарах и уроках. Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее развитие и углубление темы может послужить для написания дипломной работы и других  научных исследований.


Глава 1. Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон»

§1. Творческая история повести «Дядюшкин сон»

Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идей­ные интересы и идеалы Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы. Это уже смутно сознавали лучшие люди из русской интеллигенции, особенно разночинской, демо­кратически мыслящей, такие, как Белинский, Петрашевский, их соратники и ученики[2].

Во второй половине 40-х годов Достоевский сближается с критиком «Отечественных записок» Валерианом Майковым, его братом – поэтом А. Н. Майковым и А. Н. Плещеевым. Через них он связывается с кружком М. В. Петрашевского. С начала 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» Петрашевского, на которых обсуждались острые вопросы современной политической жизни и теории утопического социализма. Участники кружка Петрашевского были людьми разных взглядов, но их объединяло отрицание самодержавно-крепостнического режима и увлечение утопическим социализмом. В кружке «петрашевцев» осо­бенно популярны были теории утопических социалистов — Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Однако «мирные» идеи Фурье и Сен-Симона, их мечтания об устройстве справедливого общества, основанного на равенстве его членов, которые будут добровольно нести трудо­вые обязанности, в условиях русской действительности приобретали антикрепостнический характер, и «петрашевцы» в своих полити­ческих чаяниях стали на путь революционной подпольной организации. Петрашевцы выдвигали широкую программу демократических преобразований, и прежде всего уничтожение крепостного права. Достоевский вместе со Спешневым и некоторыми другими петрашевцами пытались организовать нелегальную типографию для печатания пропагандистской литературы. 23 апреля 1849 года он, как и прочие посетители «пятниц», был арестован и почти восемь месяцев провел под следствием в каземате Петропавловской кре­пости. В особую вину ему ставилось чтение и распространение знаменитого письма Белинского к Гоголю. Суд признал Достоев­ского виновным «в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов», в «распространении преступного о рели­гии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышлен­ного сочинения поручика Григорьева»  и приговорил его к лише­нию «всех прав состояния» и к «смертной казни расстрелянием». Этот приговор был заменен Николаем I ссылкой на каторжные работы на 4 года с лишением дворянства и определением после каторги на военную службу рядовым. Эта царская «милость» была объявлена Достоевскому и другим осужденным, когда они уже приготовлены были к расстрелу. 24 декабря 1849 года До­стоевский вместе с партией арестантов, закованных в кандалы, был отправлен по этапу в Сибирь[3].

Так поплатился будущий великий писатель за свое участие в нелегальном политическом движении 40-х годов. Но это уча­стие оставило неизгладимый след на всем складе его умствен­ной жизни. Достоевский навсегда сохранил демократичность своих стремлений и идеалов, постоянное сочувствие к людям унижаемым и оскорбляемым. Он вынес вместе с тем из испыта­ний своей молодости не только неизменный, но все возрастаю­щий (по обстоятельствам дальнейшего развития России) жгучий интерес к важнейшим, кардинальнейшим проблемам устройства человеческой жизни, исключительную склонность к нравственным исканиям и, наконец, глубокую страстность своего художественного мышления. Однако все это сказалось в полную силу в мировоззрении и творчестве писателя лишь позднее — в пореформенные десятилетия[4].

С 1850 по 1859 год Достоевский провел мучитель­ное десятилетие каторги и ссылки в Сибири. Около четырех лет он находился в Омской крепостной тюрьме, пребывание в которой описано им в «Записках из Мерт­вого дома». По словам писателя, он в эти годы «был похоронен живой и закрыт в гробу». Положение арестанта в Омском остроге, закованного в «ножные железа», подвергающегося оскорблениям и унижениям тюремного начальства и опасности расправы со сто­роны уголовных преступников, тягостно действовало на писателя. У него появилась тяжелая нервная болезнь — эпилепсия, припадки которой мучили его в дальнейшем всю жизнь. Однако эти суровые четыре года, проведенные в Омском остроге, не прошли для писателя бесследно. Здесь он встретился с людьми из народа, с солдатами, крепостными крестьянами, с которыми близко позна­комился в условиях каторжного быта.

На каторге произошел у писателя тот перелом мировоззрения, который в известной мере был подготовлен его колебаниями в 40-е годы. Достоевский с болезненной остротой почувствовал разрыв между отвлеченными гуманными идеалами утопического социализма и реальными нуждами народа. Однако выводы, которые он сделал из этих наблюдений, оказались отходом от революционных и подлинно демократических идеалов, привели писателя к оправданию религии, к пересмотру своих прежних взглядов.

По окончании каторжных работ Достоевский в начале 1854 года был зачислен в сибирский линейный  батальон, находившийся в Семипалатинске. При всех трудностях царской солдатчины освобождение из тюрьмы в корне меняло образ жизни, давало возможность читать и даже урывками писать[5].

Заветные замыслы Достоевского отличались и тогда той глубиной и трагизмом, которые не соответствовали требованиям официальных кругов к опальному сочинителю – доказать свою лояльность отказом от критики современной действительности и умением показать русскую жизнь в светлых и радостных тонах.

Достоевскому приходится «отложить в сторону» свои любимые идеи и взяться за разработку подходящих для печати и цензуры, безобидных и даже забавных сюжетов. В конце 50-х годов он создает две повести: «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Достоевский не любил этих вынужденно беспечных семипалатинских произведений. Но сибирские повести представляют интерес как создание типов, которые получат развитие в позднейшем творчестве Достоевского[6].    

Впервые «Дядюшкин сон» напечатан в мартовской книжке «Русского слова» за 1859г.

Время, когда была начата работа над повестью, можно определить лишь предположительно. Как известно из письма к А. Н. Майкову от 18 января 1856г., в это время Достоевский был занят комическим романом: «Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое».

Однако комический роман не был написан Достоевским, не сохранилось никаких рукописей к нему. Два года спустя после первого упоминания об этом замысле, в январе 1858 г. Достоевский писал из Семипалатинска брату Михаилу Михайловичу, что он оставляет «до времени» работу над большими произведениями. Вместо этого он собирается написать повесть или «небольшой роман, в величину «Бедных людей», т. е. будущее «Село Степанчиково». «Кроме того, — сообщает Достоевский, — в большом романе моем есть эпизод, вполне законченный, сам по себе хороший, но вредящий целому. Я хочу отрезать его от романа. Величиной он тоже с «Бедных людей», только комического содержания. Есть характеры свежие». Этот «эпизод» предназначался для журнала «Русское слово». Писатель обещал выслать в журнал часть своего произведения в апреле или целиком всю повесть в сентябре. Однако 13 декабря 1858 г. он снова писал M. M. Достоевскому: «Уведомлял я тебя в октябре, что 8-го ноября непременно вышлю тебе повесть. Но вот уже декабрь, а моя повесть не кончена. Многие причины помешали. И болезненное состояние, и нерасположение духа, и провинциальное отупение, а главное отвращение от самой повести. Не нравится мне она, и грустно мне, что принужден вновь являться в публику так не хорошо». Сетуя, что не имеет возможности работать над «большим романом», дорогим для него замыслом, Достоевский заключает: «И для денег я должен нарочно выдумывать повести. <...> Скверное ремесло бедного литератора. Повесть моя растянулась в шесть листов, и, кажется, скоро пошлю к тебе ее». В январе следующего года повесть была окончена и отправлена в Петербург, где и вышла из печати в мартовском номере «Русского слова»[7].

Очень вероятно, что «Дядюшкин сон» и был эпизодом большого романа. Эту мысль высказал П. Н. Сакулин в статье «Второе начало» (там же, т. II, С. 534.). О первоначальном намерении Достоевского писать комедию свидетельствуют многие страницы «Дядюшкина сна», где описания очень напоминают ремарки в драматическом произведении: «Десять часов утра»; «В этом салоне порядочно выкрашены полы и недурны выписные обои. В мебели, довольно неуклюжей, преобладает красный цвет. Есть камин, над камином зеркало, перед зеркалом бронзовые часы с каким-то амуром весьма дурного вкуса. Между окнами, в простенках, два зеркала, с которых уже успели снять чехлы»; «Сама Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светлозеленом платье, которое к ней идет»; «Перед ней стоя рисуется молодой человек и что-то с одушевлением рассказывает» и т. д.

В начале 1859г. Достоевский отправил повесть в «Русское слово» и с волнением ждал от брата сообщений о впечатлении, которое она произведет в редакции: «Это для меня, друг мой, чрезвычайно важно…Любопытно знать, не выкинула ли чего цензура» («Письма», т. II, С. 596-597)[8].

«Дядюшкин сон», как и писавшееся одновременно с ним «Село Степанчиково», во многом связаны с литературной традицией. Позднее, в «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал о семипалатинском периоде своей жизни: «Помню, что выйдя в 1854 году, в Сибири, из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за пять лет литературу» (Дневник писателя. 1877 г. Ноябрь. Гл. I. § 2). Об этом же говорят и его письма 1850-х годов. Чтение И. С. Тургенева («Записки охотника», повести), А. Ф. Писемского, M. Е. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки») отразилось в литературной работе Достоевского. Однако уже в семипалатинский период творчества писатель не прошел мимо новых литературных открытий (изображение провинциальной, глубинной России). Возможно, одним из литературных источников «Дядюшкиного сна» оказалась и повесть Ф. M. Достоевского «Пятьдесят лет», опубликованная в 1850 г. в журнале «Отечественные записки». В. С. Нечаева показала близость сюжета, отдельных эпизодов и образов в обеих повестях[9].

Многие литературные заимствования чувствуются в его комическом романе «Дядюшкин сон» (1859). В основу положена развязка «Ревизора», «реприманд», пережитый город­ничихой. В «Дядюшкином сне» эта участь выпала на долю «первой дамы» города, всесильной Марьи Александровны Мо­скалевой. Уж не послужила ли прототипом Марья Алексеевна из «Горя от ума», недаром эти женские имена совпадают, а фамилия Москалева отсылает нас мысленно к фамусовской Москве, хотя действие происходит в заштатном городке Мордасове. Всегда все спрашивали в Мордасове: «Ну, как-то теперь поступит Марья Александровна...» (то есть прямо как у Грибоедова: «...что станет говорить княгиня Марья Алексевна»).

Герой романа князь К., старик, селадон, приехал в город и остановился в доме Москалевой. Это возвысило ее в глазах общества и породило у нее самой некоторые планы относительно князя и своей дочери. Зина любила музыку, у нее уже был поклонник из мелких чиновников. Много стоило матери угово­рить ее пуститься в затеянную авантюру, женить на себе старого князя. Провинциальные нравы, хроника событий несколько напоминают только что появившиеся тогда «Губернские очерки» Щедрина. Есть сходство и с пьесой Тургенева «Провинциалка». Внесены черты из собственной биографии: запоздалый роман с Исаевой. Достоевский искренне считал себя после каторги уже пожилым, ему было 37 лет. Следы старых манер видны отчет­ливо: любящий Зину Вася — бедный чиновник, «мечтатель», таких Достоевский уже выводил в «Слабом сердце» и «Белых ночах». К «Неточке Незвановой» отсылает сцена прощания умирающего Васи с Зиной.

Комизм состоит в том, что князь хлестаковствует и не догадывается, что затевается вокруг него. Он не годится для роли жениха. Ведь недаром же говорили, что у него глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах. Хвастовство князя тем, что он целый «водевиль написал», что он лорда Байрона «помнит» и с ним «был на дружеской ноге»,— все это отзывается прямыми заимствованиями из «Ревизора»[10].

Достоевский любил называть в своих произведениях те художественные создания, которые своим жанром или общей идеей могли служить ему для написания данной вещи. Так, упоминаются «Мемуары» Казановы, причем самим дядюшкой.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.