Курсовая работа: Выбор и расчет электродвигателя
Курсовая работа: Выбор и расчет электродвигателя
Введение
Для передачи вращающего
момента, от вала двигателя к валу рабочей машины, в приводах различных машин и
механизмов применяются редукторы.
Редуктором называют
механизм, состоящий из зубчатых или червячных
передач, выполненный в виде отдельного
агрегата и служащий для передачи вращающего момента от вала двигателя к валу
рабочей машины, поэтому
редукторы широко применяются в приводах различных машин и механизмов. Редуктор
состоит из корпуса (ленточного чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи
– зубчатые колеса,
валы, подшипники и т.д.
Редуктор предназначен для
понижения угловой скорости и соответственно повышения вращающего момента
ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор проектируют либо
для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке и передаточному
числу без указания конкретного назначения.
Передаточное отношение
одноступенчатых цилиндрических редукторов ограничено Umax ≤ 6,3, поэтому для реализации
больших передаточных отношений в схему привода дополнительно включают цепные
или ременные передачи.
Для привода ленточного
конвейера спроектировать одноступенчатый цилиндрический редуктор общего
назначения с прямозубыми колесами предназначенный для длительной эксплуатации.
Передача нереверсивная ,
нагрузка близкая к постоянной. Работа двухсменная.
Исходные данные:
Тяговое усилие ленты Fл = 2,07 кН
Скорость ленты Vл = 1,33 м/с
Диаметр приводного
барабана Дб = 380 мм
Схема привода
1. Выбор
электродвигателя и кинематический расчет
По таблице 1.1 [1]
принимаем:
К.п.д. пары
цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98;
К.п.д. пары подшипников
качения h3 = 0,99;
К.п.д. открытой цепной передачи
h2 = 0,92;
К.п.д. потерь в опорах
приводного барабана h4 = 0,99
Общий К.п.д. привода
h = h1 × h22× h3× h4 = 0,98 × 0,992 × 0,92 × 0,99 = 0,87
Мощность на валу барабана
Рб = Vл× Fл = 1.33× 2.07 = 2.75кВт
Требуемая мощность
электродвигателя
кВт
Угловая скорость барабана
рад/с
Частота вращения барабана
об/мин.
По ГОСТ 19523- 81
(таблица п.1) по требуемой мощности Ртр = 3,15 кВт выбираем
асинхронный трехфазный короткозамкнутый электродвигатель серии 4А с синхронной
частотой частотой вращения nc = 1000 об/мин. Типа 112 МВ6 с параметрами Рдв = 4 кВт и
скольжением S = 5,1%.
Номинальная частота
вращения двигателя
nдв = 1000 (1-S) = 1000(1-0.051)=949 об/мин
Угловая скорость
электродвигателя
рад/с
Передаточное отношение
привода
Принимаем по ГОСТ
2185-66передаточное отношение редуктора Up = 4, тогда передаточное отношение
цепной передачи
Вращающие моменты на
валах:
На валу шестерни Н×м
Навалу колеса Т2
= T1 × Up =
31,7× 4 = 126,8 Н×м
Частоты вращения и угловые скорости
валов
Вал В |
n1 = nдв= 949об/мин
|
w1 = wдв = 99,3 рад/с
|
Вал С |
об/мин
|
рад/с
|
Вал А |
n3 = nб = 67
об/мин
|
n3 = nб = 67
об/мин
|
2.Расчет зубчатых
колес редуктора
По таблице 3.3 [1]
выбираем материал зубчатых колес:
для шестерни сталь 45 –
термообработка улучшение,
твердость НВ 230;
для колеса – сталь 45 –
термообработка улучшение, твердость
НВ 200.
Допускаемые контактные
напряжения (формула 3.9 [1])
,
где GНlimb – предел контактной выносливости при
базовом числе циклов нагружения.
По таблице 3.2 [1] для
материала колёс: Нlimb = 2НВ + 70.
КHL – коэффициент долговечности при
длительной эксплуатации КHL = 1,0 (стр.33 [1]);
[Sн]- коэффициент безопасности. Для улучшеной стали [Sн] = 1,15 (cтр.
33 [1]).
Допускаемые контактные
напряжения
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Коэффициент нагрузки, с
учётом влияния изгиба от натяжения цепи, принимаем как для несимметрично
расположенных колёс. По таблице 3.1[1] Кнл=1.25
Коэффициент ширины вунца
по межосевому расстоянию Ψва= в/aw
Для прямозубых колёс
Ψва= 0,16 (стр.36)
Межосевое расстояние из
условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяем по
формуле 3.7 [1]
мм,
Принимаем по ГОСТ 2185–66
аw = 180 мм
где Ка = 49,5
– коэффициент для прямозубых колес (страница 32 [1]).
Нормальный модуль зацепления
m = (0,01¸ 0,02) аw = (0,01¸ 0,02) × 180 = (1,8¸ 3,5) мм.
Принимаем по ГОСТ 9563-60
m = 3 мм
Определяем суммарное
число зубьев колес
Число зубьев шестерни
Число зубьев колеса
Z2 = ZE –Z1= 120-24 = 96
Уточняем передаточное
отношение
Уточняем межосевое
расстояние
аw =0,5(Z1 – Z2)m = 0.5 (24+96) ·3 =180 мм
Основные размеры шестерни
и колеса:
делительные диаметры:
d1=m·z1= 3·24 = 72мм;
d2=z2·m = 96·3 = 288мм.
Проверка: мм.
диаметры вершин зубьев
da1 = d1 + 2m = 72 + 2 × 3 = 78 мм;
da2 = d2 + 2m = 288 + 2 × 3 = 294 мм.
диаметры впадин зубьев
df1 = d1- 2.5 m = 72-2.5·3 = 64.5 мм
Ширина колеса мм.
Ширина шестерни b1 = b2 + (2÷5) = 30 + 4= 34 мм.
Коэффициент ширины
шестерни по диаметру
.
Окружная скорость колеса
и степень точности передачи:
м/с.
При такой скорости колёс
следует принять 8-ую степень точности передачи.
По таблице 3.5 [1] при bd = 0.47 и твердости НВ< 350, принимаем
КНb = 1.05.
По таблице 3.4 [1] при V = 3.6 м/с и 8-й степени точности,
коэффициент КНa =1,09.
По таблице 3.6 [1] для
шевронных колес коэффициент КHv = 1,05.
Тогда коэффициент
нагрузки КН = КНb × КНa × КНv = 1.05 × 1,09 × 1,05 = 1.20
Проверяем контактные
напряжения по формуле 3.6 [1]
Мпа < [Н].
Силы действующие в
зацеплении:
окружная сила Н
радиальная сила Н,
Проверяем зубья на
выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25 [1]
£ [F].
где коэффициент нагрузки
КF = KFb × KFv
По таблице 3.7 [1] при bd = 0.47,твёрдости НВ<350.
Коэффициент КFb = 1,08
По таблице 3.8 [1] при V=3.6и 8-ой степени точности коэффициент
КFv = 1.45
Тогда КF = 1,08· 1,45 =1,57
YF – коэффициент прчности зуба по
местным напряжениям,
зависящий от эквивалентного числа зубьев zv:
тогда YF1 = 4.09 YF2=
3.61 (страница 42 [1]).
Допускаемые напряжения
при изгибе
По таблице 3.9 [1] для
стали 45 улучшенной при твердости НВ< 350 принимаем НВ.
для шестерни 0Flimb1 = 1,8 × НВ1 = 1,8 × 230 = 414Мпа;
для колеса 0Flimb2 = 1,81 × НВ2 = 1,8 × 200 = 360 Мпа.
Коэффициент безопасности
[SF] = [SF]¢ [SF]''.
По таблице 3.9 [1]: [SF]¢ = 1,75
и [SF]'' = 1,0.
Тогда [SF] = 1,75 × 1,0 = 1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Производим сравнительную
оценку прочности зубьев для чего находим отношение
:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Дальнейший расчет ведем
для зубьев колеса ,
для которых это отношение меньше.
Мпа < [F2] = 206Мпа.
Вывод: условие прочности
выполнено.
3. Предварительный
расчет валов редуктора
Предварительный расчет
валов проведем на кручение. Крутящие моменты в сучениях вылов: ведущего-T1 = 31,7 H·м;
ведомого –Т2 = 126.8 Н·м
3.1 Ведущий вал
Крутящий момент на валу Т1
= 12.5.
Допускаемые напряжения на
кручение [tк] = 25 Мпа.
Диаметр выходного конца
вала
мм.
Так как ведущий вал
редуктора соединяется муфтой МУВП с валом электродвигателя, то необходимо
согласовать диаметры выходных концов валов.
По таблице 2[1] для
электродвигателя 4A112М dдв = 32мм.
Тогда dв1 = 0,75 × dдв = 0,75 × 32 =24м (страница 296 [1]);
диаметр вала под подшипниками
принимаем dп1 = 20мм.
Конструкция ведущего
вала
3.2 Ведомый вал:
Крутящий момент на валу Т2
= 50×м. Диаметр выходного конца вала под
ведущую звездочку цепной передачи определяем по пониженным напряжениям [tк] = 20 МПа, чем учитывается влияние изгиба вала от натяжения цепи:
мм
Принимаем dв2 = 32, диаметр вала под подшипники dп2 = 35м, под зубчатым колесом dк2 = 40.
Диаметр остальных
участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке
редуктора.
Конструкция ведомого
вала
4. Конструктивные
размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за
одно целое с валом, ее
размеры определены выше:
Z1 = 24; m = 3мм; dа1 = 78; df1
= 64.5м; b1 = 34.
Колесо кованое, его
размеры
d2 = 288; da2
= 294; b2 = 30мм; m = 3мм; Z2
= 96 мм; df2 = 280.5мм,
диаметр ступицы колеса dст2 = 1,6 dк2 = 64мм
длина ступицы колеса lст2 = (1,2¸1,5) dк2 = (1,2¸1,5) × 40 = (48-60)мм
принимаем lст2 = b2 = 50
Толщина обода d0 = (2¸4) m = (2¸4) × 3= (6¸12)мм
принимаем d0 = 10мм.
Толщина диска С = 0,3 × b2 = 0,3 × 30=9мм, принимаем с = 10мм
Диаметр окружности
центров в диске
Дотв =0,5 (До
+ dст2) = 0.5(269+64) = 162мм
Где До = df2 – (2do + 5m) = 294-(2·10+3·5) = 259мм
Диаметр отверстий в диске
колеса
5.Конструктивные
размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и
крышки
d = 0,025×aw + 1мм = 0,025 × 180 + 1
= 5,5 мм;
d1 = 0,02×aw +1мм = 0,02 × 180 + 1 = 4,6 мм
принимаем d = d1 = 8мм.
Толщина фланцев поясов
корпуса и крышки
b = b1 = 1,5× d = 1,5 × 8 = 12 мм.
Толщина нижнего пояса
корпуса
р = 2,35 × d = 2,35 × 8 = 18,8 мм, принимаем p = 20 мм.
Диаметры болтов:
Фундаментных: d1 = (0,03¸0,036)×аw + 12 = (0,03¸0,036)×180 + 12 = (17,4¸18,5) мм; принимаем болты с резьбой
М18;
крепящих крышку к корпусу
у подшипников:
d2 = (0,7¸0,75)×d1 = (0,7¸0,75)×18 = (12,6¸13,5) мм, принимаем болты с резьбой М12.
соединяющих крышку с
корпусом: d3 = (0,5¸0,6)×d1 = (0,5¸0,6)×18 = (9¸10,8) мм; принимаем болты с резьбой
М10.
6. Расчет цепной
передачи
Выбираем приводную
роликовую однорядную цепь. Крутящий момент на валу
Т2 = 126,8Н·м
Передаточное отношение
определено выше Uц = 3,55.
Число зубьев ведущей
звездочки
z3 = 31 – 2Uц = 31 – 2 × 3,55 = 23,9; принимаем z3 = 24.
Число зубьев ведомой
звездочки
z4 = z3×Uц = 24 × 3,55 = 85,2. Принимаем z4 = 85
Фактическое передаточное
отношение
что соответствует
принятому.
Оклонение Δ =
Допускается ± 3%
Определяем расчетный
коэффициент нагрузки (формула 7.38[1]);
Кэ = Кд×Ка×Кн×Кр×Ксм×Кп = 1×1×1×1,25×1×1,25 = 1,56;
где Кд = 1 –
динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
Ка = 1 –
коэффициент, учитывает влияние межосевого расстояния при ац £ (30÷60)t;
Кн = 1 – коэффициент
влияние угла наклона линии центров при = 45°; Кн =1,0
Кр –
коэффициент, учитывает способ регулирования натяжения цепи Кр = 1,25 при периодическом регулировании
натяжения цепи;
Ксм – коэффициент
учитывает способ смазки; при непрерывной смазке Ксм = 1,0;
Кп – учитывает
продолжительность работы передачи в сутки, при двухсменной работе Кп = 1,25.
Для определения шага цепи
надо знать допускаемое давление [p] в
шарнирах цепи. По таблице 7.18 [1] при n2 = 238 об/мин, ориентируясь на шаг цепи t = 19,05 принимаем [p] = 24 МПа.
Шаг однорядной цепи
мм.
Подбираем по таблице 7.15
[1] цепь ПР–25,4–60 по ГОСТ 13568-75, имеющую: шаг t = 25,4 мм; разрушающую нагрузку Q = 60кН; массу q = 2,6
кг/м;
Аоп = 179,7мм2.
Скорость цепи
м/с.
Окружная сила
H.
Давление в шарнирах
проверяем по формуле 7.39 [1]:
МПа.
Уточняем по таблице 7.18
[1] допускаемое давление.
р = 23 [ 1 + 0,01 (z3 – 17)] = 21 [1 + 0,01 (24 – 17)] = 22,5 МПа.
Условие р £ [p] выполнено.
Определяем число звеньев
цепи (формула 7.36 [1])
,
где (стрaница
148 [1]); zå = z3 + z4 = 24 + 85 = 109.
тогда Lt = 2 · 50 + 0,5 · 109 + = 156,4. Округляем до
четного числа Lt = 156.
Уточняем межосевое
расстояние цепной передачи по формуле 7.37 [1]
Для свободного провисания
цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 1265 · 0,004 » 5
мм.
Определяем диаметры
делительных окружностей звездочек по формуле 7.34 [1]
мм;
мм.
Определяем диаметры
наружных окружностей звездочек.
мм
мм,
где d1 = 15,88 мм – диаметр ролика цепи (таблица 7.15 [1]).
Силы, действующие на цепь:
Окружная Ftц = 1300Н (определены выше).
От центробежных сил Fv = q · u2 = 2,6 ·
2,422 = 16 H.
Страницы: 1, 2
|