Курсовая работа: Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувью
Курсовая работа: Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувью
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Методика обучения
технологии ухода за одеждой и обувью"
Бирск 2009
Содержание
Введение
1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных
школ
1.1 Методика обучения технологии
1.2 Методика обучения учащихся технологии ухода за одеждой
и обувью
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков
трудового обучения
2. Методика проведения занятий по технологии ухода за одеждой
и обувью
2.1 Перспективно-тематический план
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
2.3 План-конспект уроков
Заключение
Литература
Введение
Изменения
социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи
перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в
решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую
очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи,
соответствующее современным требованиям общества.
Ведущую роль
здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание
трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и
навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий.
Образовательная
область «Технология» является необходимой компонентой общего образования
школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально
прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся,
предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической
деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной
области «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего к
профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному
самообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при таком
понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных
закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что
характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса
знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность
данной работы.
Объект
исследования – учебный процесс в контексте раздела «Уход за одеждой и обувью.
Ремонт одежды»
Предмет
исследования – применение методов и приемов обучения учащихся технологии по
уходу за одеждой и обувью и ремонта одежды.
Цель
курсовой работы – разработать
методику обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью с 5 по 7
классы.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии
по уходу за одеждой и обувью будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и
практикой трудового обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база для процесса трудового
обучения.
– труд будет рассматриваться как средство развития
личности учащихся.
В
соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализировать
существующие педагогические подходы к применению технологии по уходу за одеждой
и обувью;
– определить
роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного
процесса обучения технологии;
– разработать
методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по
уходу за одеждой и обувью, ремонт одежды в обучении учащихся 5–7 классов.
Методы
исследования:
– анализ
теоретических источников по теме исследования;
– наблюдение,
беседа;
– анализ
работы учащихся.
Теоретическая
значимость работы
заключается в определении гностической сущности методики технологии по уходу за
одеждой и обувью, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся
и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Практическая
значимость: разработанная
методика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии и
план – конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов –
практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
1.
Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1
Методика обучения технологии
Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально – экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. Для этого учащиеся должны быть способны: а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве; б) находить и использовать необходимую информацию; в) выдвигать идеи решения возникающих задач; г) планировать, организовывать и выполнять работу; д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции. II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры, б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи, в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг. г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Базовое содержание предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции. Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов: 1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. 2. Электрорадиотехнология. 3. Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических задач. 4. Графика. 5. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов. 6. Строительные ремонтно-отделочные работы. 7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования. 8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. 9. Производство и окружающая среда. 10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники. Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет 10 проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции, ее осуществлении и оценки, в том числе возможностей реализации. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах; а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации. При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов. С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация. Следующих разделов – на имеющейся в школах материальной базе: в начальной школе: технология обработки материалов, культура дома, уход за домом, информационные технологии, выполнение творческих работ – проектов. Для реализации, модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники – механические, конструкторы; в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии, выполнение проектов; в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии, выполнение проектов. Специальная материальная база нужна для изучения радиоэлектроники в IV и IX классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники в IX классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать оборудование школьного физического кабинета.
1.2 Методика
обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью
Одним из
основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся
в активную сферу деятельности от ухода до ремонта одежды и обуви и в выполнение
творческих проектов.
Содержание
курса определяется следующими разделами: уход за одеждой из хлопчатобумажных и
льняных тканей и ремонт одежды, уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей
и ремонт, уход за одеждой из текстильных волокон и ремонт.
Учащиеся на
занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам
для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих
проектов.
Главные
требования к уроку технологии:
1) четкость
и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;
2) правильный
подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части. Материал
подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки
учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор
объектов труда, т.е. одежды, которые ремонтируют ученики и разработка
технологического процесса ремонта одежды;
3) выбор
наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом
учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся,
материальное оснащение, опыт самого учителя;
4) организационная
четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на
каждый этап и т.д.;
5) достижение
целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение
развивающей и воспитательной функций урока.
Основной
формой организации учебного процесса по курсу «Уход за одеждой и обувью. Ремонт
одежды» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип
урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и
практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для
выполнения практических работ.
В ходе
обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений
для проведения практической работы. В течение практической части урока они
должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть
умениями и навыками.
Практическая
работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в
творческой работе.
Таблица 1. Структура
комбинированного урока
Содержание урока |
Продолжительность, мин |
Организационная часть:
подготовка к занятию;
контроль посещаемости;
сообщение темы и целей урока
|
5 |
Повторение пройденного материала:
опрос по изученной
ранее теме;
подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам
|
5 |
Изложение нового учебного материала:
объяснение теоретического материала;
демонстрация образцов для выполнения работы;
запись в тетради последовательности выполнения практической работы,
конспектирование инструкционной карты графическим способом;
закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте,
объяснение последовательного выполнения практической работы
|
20 |
Выполнение практической работы:
текущий инструктаж по работе с инструментами;
выполнение практической работы по инструкционной карте
|
45 |
Подведение итогов:
мини-защита, выставление оценок;
анализ характерных ошибок и их причин
|
10 |
Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к
следующему занятию
|
5 |
Итого |
90 |
Учитель
должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с
практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися
творческих проектов.
Прежде чем
приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических
сведений: по ремонту одежды и виды ремонта одежды, о работе на швейной машине,
о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т.д., без
знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими
требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо
сохранять его систему и логику.
Одними из
наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и
рассказ.
При
объяснении
теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам
курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения
трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы
мод, образцы выполненных работ, набор видов тканей для заплат, таблицы с
символами по уходу за одеждой, образцы пришивания фурнитуры, учебники, а также
зарисовки на классной доске.
Страницы: 1, 2, 3
|