Дипломная работа: Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла
Дипломная работа: Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Серия работ «Цветы» в технике Художественной обработки стекла
Ильясовой
Ираиды Ирековны
Уфа
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ СТЕКЛА
1.1 Исторические этапы развития и
становления производства и обработки стекла
1.2 Свойства и разновидности стекла
1.3 Художественная обработка стекла и
техники его декорирования
ГЛАВА II. ХОД РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: СЕРИЯ
РАБОТ «ЦВЕТЫ» В ТЕХНИКЕ МАТИРОВАНИЯ СТЕКЛА ПАСТОЙ
2.1 Обоснование выбора темы дипломной
работы
2.2 Описания технологии травления стекла
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ОБРАБОТКА СТЕКЛА»
В ШКОЛЕ
3.1 Методика преподавания художественной росписи по стеклу
в средней общеобразовательной школе
3.2 Методика создания художественного
образа учащимися средних общеобразовательных школ
3.3 План-конспект урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Яркая декоративность и эмоциональная выразительность украшений,
интерьерных деталей и иных изделий из стекла, выполненных в разнообразных
техниках художественной обработки данного материала, делает их особенно
привлекательными в современном интерьере.
Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и
приемов работы. Изделия, выполненные художественным матированием стекла занимают почетное место в наших домах
среди других творений человека, потому что они являются уникальными,
оригинальными и неповторимыми.
В наше время освоение известных технологий стекольного производства
является только началом новых перспективных исканий художников-дизайнеров в
области художественного стекла.
В педагогике существует проблема освоения школьниками современных
направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть
использованы в интерьере собственного дома.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что художественная
обработка стекла является
на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного
искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным
и декоративным творчеством.
Цель нашей работы заключается в освоении
технологии травления ваз из стекла для интерьера.
Для реализации
цели нами решались следующие задачи:
- изучить особенности стеклоделия и художественной
обработки стекла
в историческом аспекте;
- рассмотреть современные направления и
виды техник травления
стекла;
- ознакомиться с вариантами
использования техники травления
стекла в
современном интерьере;
- разработать методические рекомендации
по организации занятий «художественной
обработки стекла»
с учащимися в технике росписи по стеклу;
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: процесс выполнения травления ваз из стекла в
технике матирования стекла пастой.
Были использованы
следующие методы исследования:
- теоретические: была проанализирована и изучена
специальная и методическая литература.
- эмпирические: были рассмотрены и
освоены технологические приемы травления стекла, что позволило выявить выразительность изделия и выполнить серию работ «Цветы».
Теоретическая
значимость
исследования заключается в том, что изучены исторические и современные
особенности травления
стекла.
Практическая
значимость в
том, что выполнена серия
работ «Цветы» в технике матирования стекла пастой и разработаны методические рекомендации
кружковой работы в технике художественная роспись по стеклу, которые позволят овладеть учащимися СОШ интересным и увлекательным
декоративно-прикладным направлением.
Работа состоит
из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Вопросы истории и теории
художественной обработки стекла
1.1 Исторические этапы развития и
становления производства и обработки стекла
Стекло известно
человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых
с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из
глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась
стекловидная пленка-глазурь. По другой легенде, первыми познакомившимися со
стеклом людьми были купцы, путешествовавшие караваном
по Аравийской пустыне. Среди прочих товаров они перевозили соду, и,
остановившись на ночлег, обложили мешками с содой огонь, чтобы ветер не задул
его. Проснувшись утром, они с удивлением обнаружили, что сода... превратилась в
куски стекла. Несмотря на возможную долю вымысла — легенда есть легенда, — с
точки зрения ученых, при уникальном стечении обстоятельств что-то подобное
вполне могло произойти: песок плавится при температуре 1710 °С, но при
добавлении к нему соды температура плавления существенно снижается (до 720 °С).
Интересно, что в Месопотамии археологи обнаружили одно из древнейших изделий из
стекла — стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 г. до н. э., которые
благодаря способу изготовления делают эту легенду вполне похожей на правду: бусинки
представляли собой обработанные камнем осколки большой стеклянной глыбы [1, стр.0 ].
Согласно научным
исследованием, изготавливать стекло первыми научились египтяне и жители
Ближнего Востока, жившие примерно III-IV
тысячелетии до н. э.. Первое стекло варили в горшках на кострах или в печах,
подобно тому, как варят обычную похлебку. В сосуд помещали так называемую шихту
— порошок из смеси песка, соды или золы, добавляя в качестве примесей мел,
доломит, полевой шпат. От качества и способа приготовления шихты сильно
зависели качества будущего стекла — прочность, прозрачность, цвет, химическая
стойкость. Например, смесь из песка и соды позволяла получить не очень
прозрачное мутное стекло, растворимое даже в обычной воде, но уже при
добавлении к этому составу глинозема термическая и химическая стойкость,
прочность и твердость стекла увеличивалась. Первое стекло, которое научился
производить человек, было непрозрачным. Египтяне с его помощью часто
имитировали различные камни — малахит, бирюзу. Состав стекла постоянно менялся,
в него стали вводить дополнительные ингредиенты — окислы свинца и олова, а для
окрашивания — соединения марганца и кобальта. Древним египтянам были известны
два способа обработки стекла: пластическое формование и прессование, с помощью которых
они изготавливали сначала лишь небольшие изделия. Впоследствии, когда люди
догадались добавлять к трем компонентам красители (примерно за 1200 лет до н.
э.), возникло цветное стекло. Сначала оно было в основном голубым, бирюзовым
или зеленым, поскольку его получали добавлением меди и железа. В начале нашей
эры в Египте появилось и синее стекло, окрашенное кобальтом.
В те времена
стекло казалось людям божественным чудом: ведь оно было рождено землей и огнем
и дало уникальными, противоречивыми свойствами: расплавленном виде было мягким,
пластичным и прозрачным, а застывая, становилось твердым и с гладкой и
блестящей поверхностью... Неудивительно, что в древности стекло часто оценивали
выше родных металлов — золота и серебра, а умение изготавливать его считалось
настоящим искусством. А старинная легенда гласит даже, будто во времена
римского императора Тиберия (42 г. до н. э.), когда некий мастер случайно
раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла, ему пришлось поплатиться за это
жизнью: император не желал, чтобы такое открытие привело к обесцениванию
стекла.
Методы работы со
стеклом постоянно совершенствовались. Литературные источники утверждают, что
при раскопках городов Древней Италии, Помпеи и Геркуланум, погибших в 79 г. н.
э. при извержении Везувия, были обнаружены цветные стеклянные, мозаичные полы,
настенная живопись и фрагменты витражей, а также куски матового стекла. [1]
На рубеже нашей
эры в технологии стеклоделия произошли коренные изменения: появились бесцветные
стекла и изделия, получаемые выдуванием. В I в., нашей эры была изобретена
стеклодувная трубка, помощью которой стало возможным создавать простую посуду.
Интересно, что инструмент стеклодела за, тысячи лет не претерпел никаких
изменений и не подвергся никаким усовершенствованиям: и сегодня мастера
используют длинную железную трубку, покрытую деревом (чтобы не обжигать руки) и
жженную на одном конце мундштуком, а на другом грушевидным утолщением для
набирания стекла. Мастер нагревает на огне конец выдувательной трубки и окунает
его в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя
горячий ком. Затем трубка быстро вынимается из печи, и стеклодел мгновенно
начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется
полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух.
Таким способом создавались в древности и по сегодняшний день могут
изготавливаться практически любые стеклянные изделия — и мелкая стеклянная посуда
(цветные вазы, чаши, блюда, кубки), и большие зеркальные стекла.
В V-VII в. в Европе стеклоделие достигло
наибольшего развития. Центром мирового стеклоделия постепенно становилась
Византия, где мастера научились создавать не только прекрасные сосуды, но и
смальту — небольшие куски цветного непрозрачного стекла, из которых складывали
мозаику.
В начале XIII в. в руках венецианских стеклоделов
оказались важные тайны ремесла, благодаря бесценным образцам восточного стекла,
привезенным из Константинополя. С этого времени стеклянная промышленность
Венеции начинает развиваться еще быстрее.
Тем не менее,
мастерам жилось нелегко: хотя они и не знали соперников ни в самой Италии, ни в
Европе, но сами находились под постоянным контролем властей. Верховная власть запрещала
вывозить за границу материалы для приготовления стеклянной массы и разглашать
секреты мастерства. За попытку покинуть Венецию эмигранту-стеклоделу грозили
немыслимые беды, тюрьма и даже гибель.
В конце XIII в. стеклоплавильные горны были
перенесены с территории Венеции за черту города, нам маленький остров Мурано.
Там и возникло знамен «муранское» стекло. Большую популярность изделия мастеров
с острова Мурано завоевали очень быстро. Уже в XV веке муранское стекло чрезвычайно
высоко ценилось во всей Европе, а венецианские дожи даже подносили изделия
Мурано — настоящие произведения искусства — в качестве драгоценных подарков
важным персонам, посещавшим город.
В XVI столетии муранское стекло приобрело
мировую славу, — кстати, сохранившуюся за ним и по сегодняшний день. До наших
дней дошли произведения итальянских художников того времени, на которых
изображена венецианская посуда: сосуды поражают своей невесомостью, чистотой и
прозрачностью, и остается только восхищаться художественной изобретательностью
муранских стеклоделов. Они создавали сосуды для питья в виде птиц, китов,
тритонов и львов, колоколен и бочек, маленьких стеклянных корабликов, которые
сейчас можно увидеть в западноевропейских музеях. Прозрачное стекло, бесцветное
и цветное, украшали розетки, маски, выпуклости в виде капель и пузырей; края
сосудов делались волнистыми изогнутыми и украшались птичьими и звериными
хвостами, лапами, крыльями...
Венецианские
мастера изготовляли разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды и
другие художественные стеклянные изделия, расписанные эмалями, покрытые
позолотой, украшенные узором из трещинок (кракле) и стеклянными нитями.
Одновременно с этим в XVI в. стекольное производство стало развиваться в Испании, Португалии,
Нидерландах, затем во Франции, Англии, Германии, и, к сожалению, в XVII в. мода на нежные венецианские
изделия стала уходить, уступая первенство тяжелому граненому стеклу Богемии и
Силезии.
В начале XVII в. во Франции стал применяться новый
способ создания стеклянных изделий — отливка зеркального стекла на медных
плитах с последующей прокаткой. Примерно в это же время был открыт метод
обработки стекла травлением (с использованием смеси плавикового шпата и серной
кислоты); стало развиваться производство оконного и оптического стекла.
А для знаменитого
стекла из Мурано тем временем наступили трагические дни: на рубеже XVII и XVIII вв., через несколько лет после
оккупации острова французскими, революционными войсками, все стеклодельные цеха
на острове были уничтожены. Возрождаться венецианская стеклянная промышленность
стала только в середине XIX в., когда некий адвокат Антонио Сальвиати при финансовой поддержке двух
англичан, больших поклонников венецианской старины, вновь основал завод в
Мурано. Возобновилось производство великолепных стеклянных изделий в подражание
великим образцам прошлого, и с тех пор во всем мире сохраняется неослабевающий
интерес к венецианскому стеклу: вещи с авторским клеймом Мурано не только не
выходят из моды, но и с каждым годом ценятся все выше, особенно среди знатоков,
регулярно посещающих представительные европейские аукционы.[2]
И на Руси
стеклоделие находилось на большой высоте, начиная с древности. Однако первый
стеклянный завод в России был устроен
только в 1635 г., около Москвы, шведом Елисеем Кохтом. Этот год и считается
датой основания российского стеклоделия. По окончании выданной Кохту
пятнадцатилетней привилегии около Москвы появилось еще несколько стеклянных:
заводов других предпринимателей, но, ввиду отсутствия надлежащей поддержки и
поощрения, все эти начинания не имели особенного успеха, и дальнейшего
развития: России стеклоделия тогда не последовало. Оживление этого дела
наступило лишь в начале XVIII столетия, когда царем Петром Великим были введены различные
поощрительные меры, а русские впервые стали посылаться за границу для обучения
стеклоделию. Кроме тог тогда же Петром Великим были устроены два казенных
стеклянных завода около Москвы и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской
губернии и выписаны для них немецкие мастера. С этого времени, и особенно со
второй половины XVIII
столетия, развитие стеклоделия России приняло постоянный характер.
В XVIII в. в России получили распространений
расписные изделия из молочно-белого или опалового стекла. На них эмалью
наносились различные мотивы, в большинстве случаев — цветочные, но встречалась
и сюжетная роспись. А на рубеже ХVII-Х1Х вв. стали пользоваться популярностью и изделия из свинцового
хрусталя с алмазной гранью, которые выпускал Петербургский стекольный завод.
Это была не только изумительная, хрустальная посуда, но и вазы, различные
светильники.
В1902 г. Эмиль
Фурко разработал метод машинной вытяжки стекла. Стекло вытягивалось из
стекловаренной печи в виде непрерывной ленты через прокатные валки, поступало в
шахту охлаждения, где разрезалось на отдельные листы. В 1959 г. фирма
«Пилкингтон» разработала иной метод изготовления стекла, так называемый
флоат-метод. При этом процессе стекло поступает из печи плавления в
горизонтальной плоскости, в виде плоской ленты, через ванну с расплавленным
оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг. [3]
Этот метод
обладал рядом преимуществ. Стекло не имело оптических дефектов, обладало
стабильной толщиной и поверхностью высокого качества, не требующей дальнейшей
полировки. Кроме того, этот метод позволил придавать стеклу некоторые
необходимые свойства на стадии его производства.
В XXI веке изготовление стеклянных
предметов — от посуды до зеркал — осуществляется все теми же тремя основными
способами: выдуванием, литьем и прессованием. Наибольшее развитие высокое
ремесло стеклоделов получило в предметном дизайне: ведь пластические, цветовые,
технологические и фактурные возможности стекла поистине безграничны и позволяют
с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. А старинные мотивы служат
источником вдохновения для многих ведущих мебельных и дизайнерских фирм мира.
Сегодня стекло выступает не только в привычном для него амплуа (светильники,
люстры, многочисленные аксессуары), но и в весьма необычной роли: из него
изготавливают дверные и оконные ручки, наконечники карнизов, выключатели и
другие детали интерьера. [4]
Итак, мы дали историческую справку о
времени возникновения стекла, о старинных методах обработки, людях, которые
продвигали искусство изготовления стекла, о качестве первого стекла, когда
возникла технология изготовления, как украшали изделия. Стекло было известно людям с
древнейших времен. Кроме того уникальные свойства этого материала позволяют ему
и сейчас оставаться очень востребованным материалом, который люди используют
как в повседневной жизни, так и в сложнейших современных устройствах.
Из стекла по
прежнему делают окна, мебель, детали интерьера, украшения.
1.2 Свойства, разновидности
стекла
Стекло - это застывшая жидкость. Однако, в
отличие от большинства застывших жидкостей, стекло имеет интересную
особенность: оно не обладает в твердом состоянии свойствами кристаллического
вещества.
Химический состав
стекла таков: примерно на 70% стекло состоит из кремнезема (диоксида кремния —
белого кварцевого песка), на 12-16 % — из соды, на 5-12% —из известняка и
доломита, а в остальных небольших процентных соотношениях присутствуют
некоторые другие компоненты. В зависимости от преобладания тех или иных
компонентов различают две группы стекла: натрий-кальций-силикатное стекло
(основные компоненты — двуокись кремния, оксиды натрия и кальция) и
боросиликатное стекло (содержащее в качестве характеризующего компонента бор).
В стекле, помимо
того, могут присутствовать добавки определенных химических веществ для
окрашивания стекла в желаемый цвет или для изменения других его свойств.
Например,
сочетание исключительно чистого сырья с минимальной примесью окислов железа,
титана и хрома позволяет создать стекло, которое обладает способностью
пропускать ультрафиолетовые лучи (его часто используют для остекления больниц,
детских учреждений, оранжерей) — «кварцевое», «увиолевое» стекло. А знаменитое
так называемое «свинцовое» стекло, которое тщательно шлифуется при изготовлении
чаш или ваз, обязано своим блеском присутствию в нем около 18% свинца.[5]
Кстати, хрусталь - разновидность стекла - долгое время был обязан своим блеском
именно свинцовым примесям. «Классический» хрусталь состоит из 23% окиси свинца,
благодаря чему хрустальная посуда имеет характерный блеск, игру света и звук.
Однако специалисты обращают внимание на то, что свинец, как инертный элемент, с
течением времени испаряется. Это, во-первых, небезопасно для здоровья, а
во-вторых, хрустальная посуда с исчезновением из ее состава свинца тускнеет и
блекнет.
Учитывая эти
недостатки свинца, производители хрусталя сегодня осваивают новые технологии и
стараются заменить свинец другими элементами. Например, чешские специалисты
разработали уникальный секрет производства хрустальной посуды, который
предполагает добавление в стекломассу металлов платиновой группы и небольшое
количество калия и натрия (для придания материалу большей пластичности).
Благодаря этому хрустальные изделия приобретают необходимую прочность и
пластичность. Специальные технологии позволяют изготовить даже особый
«пульсирующий» хрусталь: при сжатии тонкая пластичная форма деформируется, а
затем вновь приобретает изначальный вид.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|