Реферат: Программа по коррекции гиперактивности
2. Выполнение теста
Инструкция: «По
моей команде: «Начали!», — мы будем все вместе выполнять само задание. Работать
будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну
минуту ни один из вас всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько
(показать полстрочки), кто - то столько (показать чуть больше или чуть меньше).
Не надо торопиться, надо работать внимательно! Как только пройдет минута, я
скажу: «Стоп, пошла вторая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке,
как перенести руку в начало второй строки) и начинаете делать вторую строчку.
Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья
строчка». После этого вы сразу переносите руку и начинаете делать третью
строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками
(показать на квадратики - образцы), делать все то же самое, что вы только что
делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?» Если дети ответили, что им
все понятно, то скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую
строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали». По истечении 10
минут вы говорите детям: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто
ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками».
Анализ результатов
теста Тулуз–Пьерона состоит в подсчете общего количества
выполненных заданий и числа допущенных ошибок. Для подсчета вам необходимо
использовать ключ, который необходимо перенести на прозрачную пленку. Для его
изготовления наложите на приведенный в ключ лист прозрачной пленки. К примеру,
это может быть часть прозрачной папки для бумаг. Сначала несмываемым маркером
нанесите на прозрачной пленке два опорных крестика (один в левом верхнем, а
другой — в правом нижнем углах). Затем в местах, где пленка накладывается на
кружки, поставьте косые вертикальные черточки. При этом очень важно, чтобы сам
бланк теста и ключ к нему абсолютно совпадали по размерам!
Далее можно приступить
собственно к анализу теста. Все помеченные вертикальной черточкой участки
должны быть зачеркнуты, расположенные вне их — подчеркнуты. Если квадратик
одновременно и зачеркнут, и подчеркнут, то это считается ошибкой. Подсчет
ведется по каждой строчке, а затем отдельно суммируется общее количество
сделанного и число ошибок. Далее следует подсчитать соотношение правильно
выполненных заданий к общему числу сделанных заданий. В результате получается
дробь со значением от 0 до 1. Например, ребенок всего в 10 строчках и
зачеркнул, и подчеркнул 291 квадратик. При этом он допустил 7 ошибок. Искомое
соотношение правильно сделанного к общему числу равно 0,98 (291.7)/291=0,98.
Общее количество
сделанных заданий дает представление о динамике умственной деятельности
ребенка. Нормальным считается результат от 180 до 290. Крайне низкий темп
умственной деятельности имеет место при результате ниже 140. А вот дробное
соотношение (от 0 до 1) правильно сделанных к общему числу заданий говорит нам
об уровне саморегуляции и произвольности, присущих ребенку. В идеале,
обнаружив, что им совершается много ошибок, ребенок должен снизить темп работы
до оптимального соотношения между быстротой работы и ее качеством. Если же он
торопится, стремясь сделать как можно больше, не обращая внимания на количество
ошибок, значение нашей дроби уменьшается. Нормальный результат здесь —
0,91–0,95.
Неприемлемо низким
результатом является значение, ниже 0,88. При получении его можно с большой
степенью вероятности прогнозировать серьезные проблемы в обучении ребенка. Они
могут проявиться в виде неустойчивости внимания, быстрой утомляемости и
невозможности сохранять требуемую работоспособность.
О процессе вхождения в
работу говорит некоторое построчное увеличение общего числа выполненных заданий
при условии уменьшения количества ошибок.
Внимательное наблюдение
за поведением ребенка в классе позволит отметить также наличие или дефицит
произвольности: вы можете заметить, способен ли он откладывать на некоторое
время свои непосредственные желания и четко выполнять инструкции взрослого.
Возрастные нормативы по
тесту Тулуз-Пьерона.
(Выявление ММД)
Фактор СКОРОСТИ. (Сумму
всех обработанных значков разделить на 10)
Возраст
|
Патология
|
Слабая
|
Средняя или
средневозр. норма
|
Хорошая
|
Высокая
|
Дошк. 6-7 лет |
0-14 |
15-17 |
18-29 |
30-39 |
40 и выше |
1 класс |
0-19 |
20-27 |
28-36 |
37-44 |
45 и выше |
2 класс |
0-22 |
23-32 |
33-41 |
42-57 |
58 и выше |
3-4 класс |
0-15 |
16-25 |
26-36 |
37-48 |
49 и выше |
5 кл. |
0-19 |
20-29 |
30-39 |
40-50 |
51 и выше |
6 кл. |
0-24 |
25-31 |
32-41 |
42-55 |
56 и выше |
7 кл. |
|
0-36 |
37-45 |
46-57 |
58 и выше |
8 кл. |
|
0-38 |
39-48 |
49-59 |
60 и выше |
9 кл. |
|
0-40 |
41-50 |
51-64 |
65 и выше |
10 кл. |
|
0-44 |
45-54 |
55-69 |
70 и выше |
11 кл. |
|
0-49 |
50-62 |
63-77 |
78 и выше |
Фактор ТОЧНОСТИ. (Из
суммы всех обработанных значков вычесть сумму ошибок и разделить получившееся
число на сумму всех обработанных значков).
Возраст
|
Патология
|
Слабая
|
Средняя или
средневозр. норма
|
Хорошая
|
Высокая
|
Дошк. 6-7 лет |
0 - 0.88 |
0.89 - 0.9 |
0.91 - 0.95 |
0.96 - 0.97 |
0.98 - 1 |
1 - 2 классы |
0 - 0.89 |
0.9 - 0.91 |
0.92 - 0.95 |
0.96 - 0.97 |
0.98 - 1 |
3 - 7 классы |
0 - 0.89 |
0.9 - 0.91 |
0.92 - 0.93 |
0.94 - 0.96 |
0.97 - 1 |
8 - 9 классы |
0 - 0.9 |
0.91 |
0.92 - 0.94 |
0.95 - 0.97 |
0.98 - 1 |
10 - 11 классы |
0 - 0.9 |
0.91 - 0.92 |
0.93 - 0.95 |
0.96 - 0.97 |
0.98 - 1 |
Попадание хотя бы
одного фактора в графу "Патология" говорит о наличии ММД.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Вопросы взяты из
методики структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г.
Шмелева) Тест-опросник направлен на изучение одной из основных характеристик
типа нервной деятельности: уровня подвижности нервных процессов. Инструкция:
Ответы на предложенные Вам вопросы не могут быть хорошими или плохими. Отвечать
на них следует в той последовательности, в которой они расположены, не
возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех
ответов: "да", "нет", или "не знаю". Ответ
"не знаю" следует давать тогда, когда трудно остановиться на
"да" или "нет".
1.
Относите
ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?
2.
Легко
ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после каникул?
3.
Засыпаете
ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
4.
Вызывает
ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
5.
Умеете
ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
6.
Влияют
ли обычно окружающие на Ваше настроение?
7.
Вызывают
ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня? (-)
8.
Есть
ли у Вас на все готовые ответы?
9.
Легко
ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?
10.
Обладаете
ли Вы так называемой "быстрой реакцией"?
11.
Быстро
ли Вы засыпаете?
12.
Охотно
ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
13.
Легко
ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
14.
Охотно
ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
15.
В
состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?
16.
Быстро
ли вы привыкаете к новой системе работы?
17.
Быстро
ли Вы читаете беллетристику?
18.
Просыпаетесь
ли Вы обычно быстро и без труда?
19.
Быстро
ли Вы привыкаете к новой среде?
20.
Любите
ли Вы частые перемены?
21.
Избегаете
ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных
действий? (-)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|